г. Воронеж |
|
21 января 2013 г. |
Дело N А35-2532/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 января 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 января 2013 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ольшанской Н.А.,
судей Скрынникова В.А., Михайловой Т.Л.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сывороткиной Е.Е.,
при участии:
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по N 3 по Курской области: Гладких С.Н., главного специалиста-эксперта юридического отдела, доверенность N 03-15/18737 от 27.12.2012,
от Общества с ограниченной ответственностью "Ферротранс": представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по N 3 по Курской области на решение Арбитражного суда Курской области от 09.10.2012 по делу N А35-2532/2012 (судья Лымарь Д.В.)
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Ферротранс" (ОГРН 1057746167522, ИНН 7709591557)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по N 3 по Курской области об оспаривании решения и действий,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Ферротранс" (далее - ООО "Ферротранс", Общество) обратилось в Арбитражный суд Курской области с заявлением (с учетом уточнений) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по N 3 по Курской области (далее - Инспекция, налоговый орган) о признании недействительными решения N 42957 от 24.08.2011 о зачете в части проведения зачета на сумму 1 303 954,81 руб., а действия Инспекции по проведению зачета - незаконными в части зачета на сумму 1 303 954,81 руб.
Решением Арбитражного суда Курской области от 09.10.2012 заявленные требования Общества удовлетворены.
Инспекция, не согласившись с данным решением, обратилась с апелляционной жалобой, в которой ставит вопрос об отмене состоявшегося судебного акта и о принятии по делу нового судебного акта об отказе в удовлетворении требований ООО "Ферротранс".
В обоснование апелляционной жалобы Инспекция указывает на то, что судом не применен пункт 9 статьи 167 НК РФ, устанавливающий момент формирования налоговой базы в случае несвоевременного представления документов. Исходя из толкования статей 165, 167, 174, 75 НК РФ в указанной ситуации, как полагает Инспекция, пени должны исчисляться с законодательно установленного срока уплаты налога, то есть с 21 числа месяца, следующего за месяцем, в котором произошла отгрузка товара на экспорт, а не 181 дня.
В представленном отзыве Общество возражает против доводов апелляционной жалобы, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу Инспекции - без удовлетворения.
В судебное заседание не явился представитель Общества, извещенного надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы. В силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание надлежащим образом извещенного лица или его представителя не препятствует рассмотрению дела, в связи с чем, дело было рассмотрено в отсутствие представителя Общества.
Изучив материалы дела, заслушав пояснения представителя Инспекции, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, ООО "Ферротранс" (ранее - ООО "Металлоинвесттранс") осуществляло операции по реализации услуг по международной перевозке товаров, а также реализации услуг по предоставлению железнодорожного подвижного состава и (или) контейнеров, а также транспортно-экспедиционных услуг, для осуществления перевозки или транспортировки железнодорожным транспортом экспортируемых товаров или продуктов переработки при условии, что пункт отправления и пункт назначения находятся на территории Российской Федерации, в отношении которых в силу положений п.1 ст.164 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов.
В указанный в п.9 ст.165 НК РФ срок Общество не представило в налоговый орган документы, подтверждающие обоснованность применения нулевой налоговой ставки в отношении экспортных операций, что послужило основанием налоговому органудля исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость по налоговой ставке 18%, и соответствующих сумм пени за просрочку уплаты налога.
Инспекция, на основании ст.78 НК РФ, 24.08.2011 было принято решение N 42957 об осуществлении зачета на сумму 3 026 240,92 руб. с КБК 18210301000011000110 "Налог на добавленную стоимость на товары, производимые на территории Российской Федерации (налог)" на КБК 18210301000012000110 "Налог на добавленную стоимость на товары, производимые на территории Российской Федерации (пеня)". О произведенном зачете налоговый орган уведомил ООО "Ферротранс" извещением о принятом налоговым органом решении о зачете N 38961 от 24.08.2011.
Не согласившись с указанным решением Инспекции N 42957 от 24.08.2011 о зачете, в части проведения зачета на сумму пени 1 303 954,81 руб., а также с действиями Инспекции по проведению зачета на данную сумму, ООО "Ферротранс" обратилось в Арбитражный суд Курской области с соответствующим заявлением.
Как установлено судом, Общество оспаривает решение Инспекции в части проведения зачета пени на сумму 1 303 954,81 руб., начисленных на сумму не уплаченного Обществом налога на добавленную стоимость за период 180 дней с даты выпуска товара в режиме экспорта. С начислением пени, начиная с 181 дня по день представления полного пакета документов, подтверждающих экспорт, Общество согласилось.
Между сторонами отсутствует спор по фактическим обстоятельствам дела, касающимся перемещения товара через таможенную границу, а также пакета документов, предоставляемых Обществом для подтверждения права на применение налоговой ставки 0%, в связи с чем между сторонами было заключено соглашение по фактическим обстоятельствам дела от 02.10.2012.
Поскольку ООО "Ферротранс" в указанный в п.9 ст.165 НК РФ срок не представило в Инспекцию документы, подтверждающих обоснованность применения налоговой ставки 0%, и в нарушение п. 9 ст. 165 НК РФ самостоятельно не исчислило и не уплатило НДС по ставке 18% с операций по реализации товаров, задекларированных им как экспортные поставки по внешнеэкономическим контрактам, облагаемых НДС по ставке 0%, то в соответствии с п.3 ст.75 НК РФ это повлекло начисление пени.
Обществом был произведен расчет пени, подлежащей уплате в связи с уплатой налога на добавленную стоимость в более поздние сроки, по сравнению с установленными действующим законодательством о налога и сборах, исходя из того, что пени подлежат начислению начиная со 181-го дня и до дня подачи налоговой декларации по налоговой ставке 0 процентов вместе с пакетом документов, установленных действующим законодательством для подтверждения налоговой ставки 0 процентов. При расчете пени ООО "Ферротранс" при исчислении сумм недоимок, на которые подлежали начислению пени, Обществом были учтены налоговые вычеты по налогу на добавленную стоимость в общей сумме 11 567 306,77 руб., на которые Общество в соответствии с п.4 ст.170 НК РФ было вправе уменьшить общую сумму налога на добавленную стоимость.
Согласно представленному ООО "Ферротранс" расчету пени по налогу на добавленную стоимость, начисленные за период с 28.12.2010 по 22.08.2011 по вышеуказанной методике, составляют 1 722 286,11 руб.
Согласно пп. 2.7 п. 1 ст. 164 НК РФ нулевая ставка налога на добавленную стоимость применяется в отношении услуг по предоставлению железнодорожного подвижного состава и (или) контейнеров, а также транспортно-экспедиционных услуг, оказываемых российскими организациями (за исключением перевозчиков на железнодорожном транспорте), владеющими железнодорожным подвижным составом и (или) контейнерами на праве собственности или на праве аренды, для осуществления перевозки или транспортировки железнодорожным транспортом экспортируемых товаров или продуктов переработки между пунктами отправления и назначения, расположенными на территории Российской Федерации, при условии, что на перевозочных документах проставлены указанные в пп. 3 п. 3.7 ст. 165 НК РФ отметки таможенных органов.
Перечень документов, представляемых налогоплательщиками в налоговые органы для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки налога на добавленную стоимость при оказании вышеназванных услуг, определен п. 3.7 ст. 165 НК РФ. В данный перечень включены копии контракта на оказание услуг и транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с отметками российских таможенных органов, свидетельствующими о помещении товаров под таможенную процедуру экспорта либо о помещении вывозимых за пределы территории Российской Федерации продуктов переработки под процедуру таможенного транзита, с учетом особенностей, предусмотренных пп. 3 п. 3.5 ст. 165 НК РФ.
В силу п. 9 ст. 165 НК РФ документы (их копии), подтверждающие право на применение ставки НДС 0%, подлежат представлению налогоплательщиками для подтверждения обоснованности применения указанной налоговой ставки при реализации товаров (работ, услуг) на экспорт в срок не позднее 180 дней, считая с даты помещения товаров под таможенные режимы экспорта, международного таможенного транзита, перемещения припасов, а также с даты оформления региональным таможенным органом таможенной декларации о выпуске товаров в соответствии с таможенным режимом свободной таможенной зоны.
Если по истечении 180 календарных дней, считая с даты выпуска товаров таможенными органами в таможенных режимах экспорта, свободной таможенной зоны, международного таможенного транзита, перемещения припасов налогоплательщик не представил указанные документы (их копии), то операции по реализации товаров (выполнению работ, оказанию услуг) подлежат налогообложению НДС по ставкам 10% или 18%. Если впоследствии налогоплательщик представляет в налоговые органы документы (их копии), обосновывающие применение налоговой ставки в размере 0%, уплаченные суммы НДС подлежат возврату налогоплательщику в порядке и на условиях, которые предусмотрены ст. 176 НК РФ.
В соответствии с пунктом 9 ст. 167 НК РФ при реализации товаров на экспорт момент возникновения обязанности по уплате налога определяется как последний день месяца, в котором собран полный пакет документов, подтверждающих правомерность применения налоговой ставки 0%. В случае, если правомерность применения указанной налоговой ставки не подтверждена в течение 180 дней с даты помещения товаров под таможенные режимы экспорта, моментом определения налоговой базы по правилам подп. 1 п. 1 ст. 167 НК РФ признается день отгрузки товаров.
Таким образом, из положений п. 9 ст. 167 НК РФ следует, что в случае, если на 181-й день, считая с даты помещения товаров под таможенный режим экспорта полный пакет документов, предусмотренных ст. 165 НК ФР, не собран, налогоплательщик обязан включить стоимость реализованных на экспорт товаров в налоговую базу, определив момент ее формирования с даты отгрузки товара, исчислить сумму НДС и уплатить его (абзац 1 ст. 52, абзацы 1 и 2 п. 1 ст. 45 НК РФ). Невыполнение названных действий является неуплатой налога в результате занижения налоговой базы влекущих начисление пени.
Данный вывод подтверждается правовой позицией, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 19.04.2006 N 14449/05.
Исходя из изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что пени за просрочку уплаты налога на добавленную стоимость, подлежат начислению со 181-дня, считая с даты выпуска товаров региональными таможенными органами в режиме экспорта, то есть по методике, примененной в представленном Обществом уточненном расчете пени (т.42 л.72, т.51 л.88), и их размер составляет 1 722 286,11 руб. Правильность расчета Инспекцией не оспорена.
Поскольку налоговым органом на основании ст.78 НК РФ был произведен зачет переплаты по налогу на добавленную стоимость на сумму 3 026 240,92 руб., то суд пришел к обоснованному выводу о том, что у налогового органа отсутствовали правовые основания для принятия решения N 42957 от 24.08.2011 в части проведения зачета в сумме 1 303 954,81 руб. (3 026 240,92 руб. - 1 722 286,11 руб.) в счет уплаты пени
Выводы суда первой инстанции по настоящему делу соответствуют правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 16.05.2006 N 15326/05 согласно которой, предусмотренные статьей 75 НК РФ пени начисляются начиная с 181-го дня и до дня подачи налоговой декларации по налоговой ставке 0 процентов вместе с указанными НК РФ документами.
Ссылка Инспекции в обоснование несогласия с решением суда на применение судами статей 167, 174 НК РФ при рассмотрении дела N А08-1393/06-13 (Постановление ВАС РФ N 6031/08 от 11.11.2008)является ошибочной. В указанном судебном акте отмечено, что п. 9 ст. 167 НК РФ определяет момент формирования налоговой базы при отсутствии факта подтверждения экспортной отгрузки товара. Вместе с тем обязанность по уплате исчисленного НДС возникает на 181 день после отгрузки. Именно этот момент обусловливает начало времени для исчисления пени в порядке ст. 75 НК РФ.
Принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения дела по существу, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования, имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка судом первой инстанции, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения судебного акта.
Суд первой инстанции не допустил нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения (часть 4 статьи 270 АПК РФ).
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что решение Арбитражного суда Курской области от 09.10.2012 по делу N А35-2532/2012 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу налогового органа - без удовлетворения.
Учитывая результат рассмотрения дела, и руководствуясь подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ, в силу которого налоговый орган освобожден от уплаты государственной пошлины при обращении в арбитражный суд в качестве истца и ответчика, государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы взысканию не подлежит.
Руководствуясь частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Курской области от 09.10.2012 по делу N А35-2532/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Курской области.
Председательствующий судья |
Н.А. Ольшанская |
Судьи |
В.А. Скрынников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А35-2532/2012
Истец: ООО "Ферротранс"
Ответчик: МИФНС России N3 по Курской области
Третье лицо: ООО "Ферротранс"