Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 5. О публичной библиотеке
Глава 18. Предмет регулирования и сфера действия
Статья 59. Предмет регулирования
1. Настоящий кодекс регулирует общие вопросы деятельности публичных библиотек, включает нормативные положения относительно реализации прав граждан в сфере библиотечного обслуживания, порядка создания, реорганизации, ликвидации библиотек, определения целей, задач и условий их деятельности, а также их взаимодействия, координации и кооперации.
2. Публичная библиотека создается, поддерживается и финансируется обществом через местные, а также региональные или национальные органы власти либо через общественные фонды. Она обеспечивает доступ к знаниям, информации и художественным ценностям путем использования всех видов документальных ресурсов и в равной степени доступна всем членам общества.
Статья 60. Сфера действия модельного Библиотечного кодекса о публичной библиотеке
1. Действие данного раздела настоящего кодекса распространяется на публичные библиотеки, учрежденные представительными (исполнительными) органами местного самоуправления и финансируемые полностью или частично за счет средств местного бюджета.
2. Для поддержания уровня обслуживания, осуществления функций деятельность публичных библиотек регулируется данным кодексом, нормативными и правовыми документами регионального, местного и государственного характера, а также соответствующими законодательными актами в сфере культуры, информации, образования, социального обеспечения и других сфер.
Глава 19. Права граждан, основные цели и задачи публичной библиотеки
Статья 61. Права граждан на библиотечное обслуживание
1. Все граждане имеют равное право на обслуживание в публичной библиотеке.
Публичная библиотека в целях эффективного обслуживания и привлечения читателя выделяет следующие целевые группы:
- люди всех возрастов: дети, совершеннолетняя молодежь, взрослые, престарелые;
- отдельные граждане и группы людей со специальными потребностями: представляющие различные культуры и этнические группы, включая коренное население; имеющие инвалидность, слепые, плохо видящие или плохо слышащие; прикованные к дому, помещенные в специальные учреждения (больницу, тюрьму);
- физические и юридические лица, представляющие: учебные, культурные и общественные организации; местных бизнесменов, руководство вышестоящей организации, органа местного самоуправления.
Публичная библиотека выделяет в особую группу иммигрантов, беженцев и лиц, недавно получивших гражданство, услуги которым направлены на адаптацию их к новым условиям жизни, обеспечение доступа к материалам родной культуры. Правила пользования для этой группы граждан определяются библиотекой в соответствии с национальным законодательством и нормативными документами муниципальных образований.
2. Граждане как налогоплательщики имеют право предъявлять требования к органам местного самоуправления об открытии библиотек в соответствии с региональными или государственными стандартами.
3. Граждане, организации, учреждения и предприятия имеют право свободного выбора библиотек в соответствии со своими потребностями и интересами.
4. Граждане - пользователи публичных библиотек имеют право на следующие основные виды услуг:
- бесплатно получать полную информацию о составе библиотечных фондов через систему каталогов и другие формы библиотечного информирования; консультативную помощь в поиске и выборе источников информации; во временное пользование печатные издания из библиотечных фондов;
- участвовать в культурных, образовательных и других программах и мероприятиях, проводимых в библиотеке;
- пользоваться каналами связи для получения информации из других библиотек, а также получать документы или их копии по межбиблиотечному абонементу;
- получать информацию из электронных информационных сетей (прежде всего Интернет) через специально оборудованные места публичного доступа;
- пользоваться другими видами услуг, в том числе платными, перечень которых определяется правилами пользования библиотекой;
5. Режим работы публичных библиотек согласуется с потребностями местного населения и условиями безопасности библиотек.
Статья 62. Права граждан на участие в работе библиотек
1. Граждане, проживающие на территории местного самоуправления, как участвующие в формировании местного бюджета вносят вклад в работу библиотек, расположенных на данных территориях. Публичная библиотека вовлекает пользователей в процессы своей деятельности путем:
- формирования общественных советов (советов попечителей, читателей, обществ друзей и других);
- проведения опросов с целью выявления потребностей в дополнительных услугах;
- изучения мнений пользователей о работе библиотеки, предоставляемых услугах и новых инициативах, анализа жалоб;
- обязательного учета всех мнений и предложений при разработке общей политики развития библиотеки и определения принципов формирования фондов;
- информирования о практическом влиянии высказанных мнений и предложений на развитие библиотечного обслуживания;
Статья 63. Обязанности библиотек по предоставлению услуг пользователям
1. Публичные библиотеки должны предоставлять свои услуги - как в стенах библиотеки, так и в самой местности - с целью удовлетворения информационных, культурных, образовательных и досуговых потребностей пользователей.
2. Услуги библиотеки не подвергаются какому-либо идеологическому, политическому, религиозному или коммерческому воздействию.
3. Расширение количества и качества услуг осуществляется с учетом изменений в составе семьи, характере занятости, демографических показателях, культурном многообразии и методах коммуникации. При этом учитываются особенности традиционных культур, а также появление новых технологий
4. Публичная библиотека всемерно способствует формированию информационной грамотности с помощью коммуникационных технологий.
5. Библиотека обеспечивает свободный публичный доступ к необходимому аудиовизуальному, электронному и компьютерному оборудованию, персональным компьютерам с выходом в Интернет, считывающим устройствам для микрофильмов и микрофиш, магнитофонам, проекторам, оборудованию для людей с плохим зрением и другими физическими недостатками.
6. Документы, касающиеся общей политики библиотеки, доступны широкой публики.
Руководство публичной библиотеки является полностью подотчетным как своему управляющему органу, так и местным жителям, отчитываясь перед ними за проделанную работу. Такие отчеты могут иметь форму ежегодных докладов (как устных, так и публикуемых в местной печати), публичных встреч, консультаций и др.
Статья 64. Услуги, оказываемые специальным группам пользователей
1. Пользователи, которые по тем или иным причинам не в состоянии регулярно получать услуги библиотеки, имеют право на равный доступ к ним.
2. Библиотека изыскивает средства и способы оказания библиотечных услуг, доставки библиотечных материалов, организует работу передвижных библиотек для обслуживания людей, живущих в отдаленных районах, помещенных в специальные учреждения (больницы, места заключения), а также на рабочих местах на фабриках и других промышленных предприятиях.
3. Работа передвижных библиотек осуществляется с помощью специально оборудованного транспорта: автофургонов, катеров и других средств.
4. Библиотека использует специально адаптированные для чтения материалы и аудиовизуальные средства в целях оказания услуг труднообучаемым людям; оборудование и материалы для чтения граждан, имеющих физические и сенсорные недостатки, плохое зрение и слух.
Глава 20. Организация деятельности публичной библиотеки
Статья 65. Учредитель публичной библиотеки
1. Учредителем публичной библиотеки является орган местного самоуправления в рамках компетенции, установленной законодательными и нормативными актами, определяющими статус этого органа.
2. Возможно совместное учредительство библиотеки органом местного самоуправления и другим юридическим лицом, а также органами местного самоуправления соседних территорий. В случае если библиотека имеет более одного учредителя, взаимоотношения учредителей определяются в учредительном договоре или в решении об ее учреждении.
3. Учредитель библиотеки обеспечивает ее деятельность в соответствии с национальным законодательством и государственными стандартами.
4. При наличии созданных в установленном порядке попечительских, читательских или иных советов, обществ друзей, реализующих право граждан на участие в работе библиотек, учредитель согласует с ними принципиальные вопросы обеспечения библиотечной деятельности.
5. Учредитель библиотеки и ее руководство обеспечивают постоянное повышение квалификации и переподготовку библиотечных кадров в соответствии с меняющимися потребностями и развивающимися технологиями.
Статья 66. Правовой статус публичной библиотеки
1. Библиотека является некоммерческим учреждением, созданным для осуществления информационной, образовательной, культурно-просветительской деятельности в соответствии с действующим государственным законодательством.
2. Библиотека считается юридическим лицом с момента ее государственной регистрации в установленном порядке, имеет в оперативном управлении обособленное имущество, от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и неимущественные права, несет обязанности, является истцом и ответчиком в суде.
3. Библиотека или подразделения, являющиеся филиалами библиотеки-юридического лица, указываются в учредительных документах создавшего их юридического лица. Филиал библиотеки получает статус юридического лица по решению учредителя.
Статья 67. Создание публичной библиотеки
Библиотека создается в результате учреждения в соответствии со свободным волеизъявлением граждан или инициативы органа местного самоуправления, а также в результате реорганизации существующей библиотеки в соответствии с действующим законодательством.
Статья 68. Реорганизация публичной библиотеки
Решение о реорганизации библиотеки принимается учредителем на основе учета интересов и потребностей граждан, проживающих на территории местного самоуправления.
Статья 69. Ликвидация публичной библиотеки
1. Ликвидация публичной библиотеки осуществляется на основании и в порядке, предусмотренном гражданским и настоящим кодексами и национальным законодательством.
2. Решение о ликвидации библиотеки принимает орган местного самоуправления (учредитель) по согласованию с общественным (попечительским, читательским, доверенных лиц или другим) советом, обществом друзей библиотеки в соответствии с волеизъявлением граждан, зафиксированным в документальной форме и с учетом действующих государственных социальных нормативов.
3. Учредитель, принявший решение о ликвидации библиотеки, назначает по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, ликвидационную комиссию, в которую входят представители общественного совета, и устанавливает в соответствии с действующим законодательством порядок и сроки ликвидации.
Статья 70. Размещение публичных библиотек
1. При размещении публичных библиотек органы местного самоуправления руководствуются принятыми социальными нормативами, государственными стандартами и потребностями местного сообщества.
2. Публичные библиотеки открывают свои филиалы и библиотечные пункты в наиболее удаленных населенных пунктах, а также на предприятиях, в учреждениях на основе соглашения (по договору).
3. Публичная библиотека одной территории местного самоуправления вправе заключать соглашение об организации полного или частичного (внестационарного) обслуживания населения другой (других) территории.
4. Публичные библиотеки создаются как самостоятельные учреждения, а также объединяются в централизованные библиотечные системы (ЦБС). Библиотеки вправе по согласованию с учредителем решать вопрос о порядке и условиях выхода из ЦБС.
Статья 71. Центральная публичная библиотека и ее филиалы
С целью организации взаимодействия библиотек, объединенных в систему, образуется центральная библиотека.
1. Центральная библиотека библиотечной системы определяется органами государственной власти по согласованию с органами местного самоуправления.
2. Центральная библиотека обеспечивает кооперацию и координацию деятельности библиотек, входящих в систему, оказывает им методическую и организационно-техническую помощь.
3. С целью обеспечения доступности распределенных информационных ресурсов публичные библиотеки координируют свою деятельность в рамках библиотечно-информационных сетей.
4. Библиотеки участвуют в программах совместного пользования ресурсами на любом уровне - местном, региональном, национальном и международном, сотрудничая с другими библиотеками и информационными учреждениями.
5. Филиалом публичной библиотеки является ее обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения центральной библиотеки и действующее в соответствии с положением.
Статья 72. Финансирование публичной библиотеки
1. Финансирование публичной библиотеки осуществляется за счет средств местного и государственного бюджетов.
Главными источниками финансирования являются регулярные и единовременные поступления из местного, регионального или государственного бюджета, формируемого за счет налогообложения.
Вспомогательными источниками поступлений являются:
целевые гранты организаций и учреждений на международном, центральном, региональном и местном уровнях;
добровольные средства и пожертвования со стороны учреждений, организаций или частных лиц;
доходы от собственной предпринимательской деятельности: книгоиздания, книжной торговли, продажи произведений искусства и ремесленных изделий;
доходы от платежей, получаемых от абонентов, - например, штрафов;
доходы, получаемые в качестве платы за индивидуальные услуги, предоставляемые абонентам (пользование фотокопировальной и множительной техникой, пишущими машинками, местами повышенной комфортности);
доходы от спонсорской деятельности внешних организаций;
другие, не запрещенные законом поступления.
2. Финансовое обеспечение деятельности центральных публичных библиотек осуществляется с учетом их роли в координации и кооперации библиотечной, культурно-просветительской, информационной деятельности, использования информационно-библиотечных ресурсов.
3. Публичная библиотека свободна от местного налогообложения.
Статья 73. Обязанности государства по отношению к публичным библиотекам
1. Государственные органы власти и управления регионального и центрального уровней обеспечивают доступность библиотечного обслуживания граждан путем поддержки деятельности публичных библиотек.
2. С целью взаимоиспользования библиотечных ресурсов государственные органы власти и управления субсидируют деятельность по созданию библиотечно-информационных сетей на основе внедрения современных технологий в публичных библиотеках.
3. Государственные органы власти и управления субсидируют центральные публичные библиотеки для организации деятельности библиотечных систем, а также целевые программы по развитию публичных библиотек (обслуживание особых групп пользователей, внедрение инноваций и другие).
4. Органы государственной власти и управления определяют социальные нормативы и государственные стандарты деятельности публичных библиотек.
Статья. 74 Библиотечный персонал
1. Состав сотрудников в максимальной степени отражает состав населения, которое они обслуживают. Библиотечный штат имеет состав, представляющий основные этнические группы или владеющий языком основных групп населения обслуживаемой зоны.
Повышение квалификации и переподготовка библиотекарей осуществляются:
в специальных учебных заведениях по подготовке и переподготовке библиотекарей;
на специальных региональных курсах;
в библиотеках - общегосударственных и региональных методических центрах;
в рамках системы повышения квалификации, действующей внутри библиотеки (библиотечной системы).
Неотъемлемой частью повышения квалификации является самообразование библиотечных работников.
<< Раздел 4. О национальной библиотеке (ст.ст. 48 - 58) |
Часть 4 >> (ст.ст. 75 - 105) |
|
Содержание ИЗВЛЕЧЕНИЯ ИЗ МОДЕЛЬНОГО БИБЛИОТЕЧ. КОДЕКСА СНГ (НОВАЯ РЕД.) |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.