г. Москва |
|
24 января 2013 г. |
Дело N А40-33786/12-42-97 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 января 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 января 2013 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Семикиной О.Н.,
судей: Алексеевой Е.Б., Лящевским И.С.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Лущицким Н.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу истца Федерального государственного унитарного предприятия "Государственный космический научно-производственный центр им. М.В. Хруничева",
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 30.10.2012 г.,
по делу N А40-33786/12-42-97, принятое судьей Красниковой И.Э.,
по иску Федерального государственного унитарного предприятия "Государственный космический научно-производственный центр им. М.В. Хруничева" (ОГРН 1027739198090)
к Министерству природных ресурсов Российской Федерации (ОГРН 1027700221450)
при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требовании относительно предмета спора:
1) Федеральное государственное бюджетное учреждение "Национальный парк Лосиный остров";
2) Федеральное агентство по управлению государственным имуществом,
об обязании создать противопожарную минерализованную полосу,
при участии в судебном заседании представителей:
истца: Густов И.В., представитель по доверенности N 50 АА 2146912 от 11.12.2012 г.;
ответчика: Иванов С.В., представитель по доверенности N 01-08-35/22162 от 27.12.2012 г.;
третьих лиц: не явились, извещены;
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное унитарное предприятие "Государственный космический научно-производственный центр имени М.В. Хруничева" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением к Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации об обязании Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации создать противопожарную минерализованную полосу шириной не менее 50 метров, отделяющую Национальный парк "Лосиный остров" от ФГУП "ГКНПЦ им. М.В. Хруничева", "КБхиммаш им. A.M. Исаева" - филиала ФГУП "ГКНПЦ им. М.В. Хруничева" (с учетом принятого судом уточнения исковых требований в порядке ст.49 АПК РФ), на основании Федерального закона от 06.03.2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму".
Решением Арбитражного суда города Москвы от 30 октября 2012 г. в удовлетворении исковых требований отказано в полном объеме.
Не согласившись с решением Арбитражного суда города Москвы от 30 октября 2012 г., Федеральное государственное унитарное предприятие "Государственный космический научно-производственный центр имени М.В. Хруничева" обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и удовлетворить исковые требования в полном объеме.
Девятый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, находит решение Арбитражного суда города Москвы от 30 октября 2012 г. не подлежащим изменению или отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ФГУП "ГКНПЦ им. М.В. Хруничева", "КБхиммаш им. A.M. Исаева" - филиал ФГУП "ГКНПЦ им. М.В. Хруничева" (далее - истец) расположен на земельном участке, непосредственно прилегающем к территории ФГУ "Национальный парк "Лосиный остров" и отделенном железобетонным забором.
В обоснование своей позиции истец указывает, что территория, относящаяся к национальному парку "Лосиный остров" и находящаяся в непосредственной близости к железобетонному забору предприятия, занята зелеными насаждениями (деревьями), кроны которых нависают над забором, тем самым создавая реальную угрозу, в случае возникновения пожара на территории Национального парка "Лосиный остров", перехода пожара на территорию предприятия, так же, как и в случае возникновения пожара на территории "КБхиммаш им. A.M. Исаева" - филиала ФГУП "ГКНПЦ им. М.В. Хруничева" на территорию Национального парка "Лосиный остров". Данное опасение подтверждается письмом специального отдела N 2 ГУ Специального управления ФПС N 3 МЧС России от 26.01.2012 N 118-3/2-1-12, согласно которому возможные угрозы Предприятию при лесных пожарах, а также для Национального парка "Лосиный остров" в случае возникновения пожара на территории Предприятия, имеют место.
Истец имеет категорию особой важности (приказ МЧС России от 23.03.1999 N 013, паспорт безопасности опасного объекта от 29.05.2008 N 01102/08-ПБ), внесено в государственный реестр опасных производственных объектов Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (свидетельство N АО 1-00516 от 14.10.2011 г.), является потенциально опасным объектом инфраструктуры РФ (Распоряжение Правительства РФ от 27.08.2005 г. N 1314-р). Предприятием проводятся мероприятия по профилактике возникновения и ликвидации возможных чрезвычайных ситуаций и очагов возгорания. Также с целью недопущения возможной техногенной катастрофы Предприятие неоднократно обращалось в ФГУ "Национальный парк "Лосиный остров", Межрайонную природоохранную прокуратуру Московской области, Федеральную службу лесного хозяйства Российской Федерации, Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному федеральному округу, Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации по вопросу устройства противопожарной минерализованной полосы. До настоящего времени данный вопрос положительно не решен.
Также Национальный парк "Лосиный остров" располагается на особо охраняемой природной территории федерального значения и подпадает под действие Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях". Согласно подпункту "б" пункта 15(3) Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N417 "Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах" (Правила пожарной безопасности) в лесах, расположенных на территориях национальных парков запрещаются меры предупреждения лесных пожаров, связанные со сплошными рубками. В таких лесах в целях обеспечения пожарной безопасности осуществляются, в том числе, устройство противопожарных минерализованных полос.
Федеральным законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" установлено, что пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Профилактика пожаров - совокупность превентивных мер, направленных на исключение возможности возникновения пожаров и ограничение их последствий.
В соответствии с Правилами пожарной безопасности в лесах Российской Федерации минерализованные полосы должны создаваться, в том числе, вокруг пожароопасных объектов, что отражено в "Рекомендациях противопожарной профилактике в лесах и регламентации работы лесопожарных служб", утвержденных 17 ноября 1997 года Федеральной службой лесного хозяйства.
Истец со ссылкой на 6.1.6 Свода правил 4.13130.2009 "Ограничение распространение пожара на объектах защиты", утвержденных приказом МЧС России от 25.03.2009 N 174, ст. 22.1 Федерального закона "О пожарной безопасности", п. 37 ст. 81 Лесного кодекса РФ, указывает, что на ответчика возложена обязанность по устройству минерализованной полосы шириной не менее 50 метров.
Суд первой инстанции обоснованно, оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела доказательства, с учетом положений ст.ст. 71 АПК РФ, отказал в удовлетворении исковых требований, поскольку ни одной нормой права на ответчика не возложена обязанность по устройству минерализованной полосы шириной не менее 50 метров
Доводы ответчика, изложенные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению по следующим основаниям.
Согласно положениям Лесного кодекса Российской Федерации меры пожарной безопасности в лесах осуществляются в соответствии с лесохозяйственным регламентом лесничества, лесопарка и проектом освоения лесов (статья 53). Лесохозяйственный регламент является основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничества, лесопарка (статья 87).
В соответствии с Лесохозяйственным регламентом лесничества "Национальный парк "Лосиный остров", утвержденным Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации 30.03.2010, в Мытищинском лесничестве, на территории которого расположено "КБхиммаш им. A.M. Исаева" - филиал ФГУП "ГКШД им. М.В. Хруничева", создание минерализованных полос не предусмотрено.
Судом первой инстанции установлено, что прокладка минерализованной полосы на спорном участке потребует проведения сплошной рубки лесных насаждений парка, вспашки почвы с помощью специализированной техники.
Вместе с тем в силу пункта 3 статьи 103 ЛК РФ и Положения о федеральном государственном учреждении "Национальный парк "Лосиный остров", утвержденного приказом Минприроды России от 30.06.2010 N 235, проведение сплошных рубок лесных насаждений, а также деятельность, влекущая за собой нарушение почвенного покрова и геологических обнажений, в функциональных зонах, установленных в границах "Национального парка "Лосиный остров", запрещается.
Кроме того, согласно пункту 4 Положения об осуществлении федерального государственного пожарного надзора в лесах, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.08.2010 N 595, пожарный надзор в лесах, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор).
Должностные лица Росприроднадзора наделены полномочиями по контролю за соблюдением требований пожарной безопасности в лесах и привлечению к административной ответственности за нарушения требований пожарной безопасности.
Соответственно, требование о создании на территории национального парка "Лосиный остров" минерализованной противопожарной полосы может быть предъявлено только уполномоченным должностным лицом Росприроднадзора в виде обязательного для исполнения предписания по устранению нарушений требований противопожарной безопасности в лесах.
Таким образом, требование истца о создании противопожарной минерализованной полосы шириной не менее 50 метров ничем не обоснованно.
При таких обстоятельствах, апелляционная инстанция приходит к выводу, что судом первой инстанции дана надлежащая оценка фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, правильно применены подлежащие применению нормы материального и процессуального права. В свою очередь, доводы ответчика, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Учитывая изложенное, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения решения суда от 30.10.2012 г.
В соответствии с ч. 1 ст. 110 АПК РФ государственная пошлина по апелляционной жалобе относится на ответчика.
Руководствуясь статьями 110, 176, 266-268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 30.10.2012 г. по делу N А40-33786/12-42-97 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Федерального государственного унитарного предприятия "Государственный космический научно-производственный центр им. М.В. Хруничева" - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
О.Н. Семикина |
Судьи |
Е.Б. Алексеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-33786/2012
Истец: ФГУП "ГКНПЦ им. М. В. Хруничева"
Ответчик: Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Министерство природных ресурсов Российской Федерации
Третье лицо: ФГУ "Национальный парк "Лосиный остров", Федеральное агенство по управлению государственном имуществом (Росимущество), Федеральное агентство по управлению государственным имуществом