г. Хабаровск |
|
16 октября 2012 г. |
Дело N А73-5929/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 октября 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 октября 2012 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Песковой Т. Д.
судей Сапрыкиной Е.И., Швец Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Стрекаловской О. О.
при участии в заседании:
от Федерального бюджетного учреждения "Ленское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства": представитель не явился;
от Управления Федерального казначейства по Хабаровскому краю: Морозов Виктор Сергеевич, представитель по доверенности от 12.05.2012;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федерального казначейства по Хабаровскому краю на решение от 31.07.2012 по делу N А73-5929/2012 Арбитражного суда Хабаровского края принятое судьей Степиной С.Д.
по заявлению Федерального бюджетного учреждения "Ленское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства"
к Управлению Федерального казначейства по Хабаровскому краю
о признании незаконным отказа от 07.02.2012 N 22-13-32/878
УСТАНОВИЛ:
Федеральное бюджетное учреждение "Ленское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства" (далее - учреждение, взыскатель) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Хабаровскому краю (далее - УФК по Хабаровскому краю) о признании незаконным отказа от 07.02.2012 N 22-13-32/878 об отказе в приеме исполнительного листа и обязании принять к исполнению исполнительный лист серии АС N003130292, выданный на основании решения арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 30.11.2011 по делу NА58-2706/2011.
Решением суда первой инстанции от 31.07.2012 заявленные требования удовлетворены частично, отказ УФК по Хабаровскому краю от 07.02.2012 N 22-13-32/878 признан незаконным.
В удовлетворении остальной части требований отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, УФК по Хабаровскому краю обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просило отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт, ссылаясь на нарушение норм материального права.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель УФК по Хабаровскому краю поддержал доводы жалобы, просил решение суда отменить в части признания незаконным отказа и в части взыскания государственной пошлины.
Учреждение в судебное заседание апелляционной инстанции явку своего представителя не обеспечило, каких- либо ходатайств не заявило. О времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещено надлежащим образом по правилам статьи 123 АПК РФ, в связи с чем, апелляционная жалоба рассмотрена без участия его представителя в порядке статьи 156 АПК РФ.
Изучив материалы дела, заслушав объяснения представителя УФК по Хабаровскому краю, проверив обоснованность доводов апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Из материалов дела следует, что по вступлении в законную силу решения арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 14.09.2011 по делу N А58-2706/2011 был выдан исполнительный лист от 20.01.2012 серии АС N 003130292 о взыскании со Службы военных сообщений Управления тылового обеспечения Восточного военного округа в пользу Федерального бюджетного учреждения "Ленское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства" расходов по уплате государственной пошлины в сумме 4 000 руб.
Взыскатель направил исполнительный лист в УФК по Хабаровскому краю на исполнение.
Письмом от 07.02.2012 N 22-13-32/878 УФК по Хабаровскому краю возвратило исполнительный лист взыскателю на основании пункта 1 статьи 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), в связи с отсутствием у должника лицевого счета в органах Федерального казначейства.
В письме управление также известило взыскателя о зачислении Службы военных сообщений Управления тылового обеспечения Восточного военного округа на финансовое обеспечение в Федеральное казенное учреждение "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Хабаровскому краю", а также рекомендовало использовать положения статьи 324 АПК РФ об изменении способа и порядка исполнения судебного акта.
Не согласившись с отказом УФК по Хабаровскому краю, изложенным в письме N 22-13-32/878 от 07.02.2012, взыскатель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
В силу статей 16, 318 АПК РФ вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда обязательны для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации. Их принудительное исполнение производится, если названным Кодексом не предусмотрено иное, на основании выдаваемого арбитражным судом исполнительного листа.
Следовательно, органы Федерального казначейства обязаны принять меры к обеспечению принудительного исполнения судебных актов, предусматривающих взыскание с бюджетных учреждений, по характеру своей деятельности финансируемых исключительно из федерального бюджета, что по правилам бюджетного законодательства не может осуществляться иначе, как через лицевые счета.
Государственная регистрация в качестве юридического лица бюджетного учреждения, не имеющего лицевых (расчетных) счетов, а также специальный порядок финансирования военных учреждений не должны препятствовать взыскателям в получении присужденного им судом исполнения.
Согласно пункту 7 статьи 241 БК РФ органы военного управления, объединения, соединения и воинские части осуществляют полномочия распорядителей и получателей средств федерального бюджета в соответствии с положениями названного Кодекса.
Принцип ответственности государства как собственника имущества по гражданско-правовым обязательствам его бюджетных учреждений в случае их недофинансирования установлен нормами статей 120 Гражданского кодекса Российской Федерации и главой 24.1 БК РФ.
По смыслу положений главы 24.1 БК РФ, предусматривающей исполнение судебных актов за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, исполнительный лист о взыскании денежных средств с должника - бюджетного учреждения не может быть возвращен без исполнения по мотиву отсутствия у него лицевого счета в конкретном органе Федерального казначейства.
Таким образом, орган Федерального казначейства по месту нахождения бюджетного учреждения, получивший исполнительный лист арбитражного суда и выявивший отсутствие лицевых счетов должника в данном органе казначейства, должен сам установить надлежащий орган казначейства по месту открытия лицевого счета должника и направить в этот орган исполнительный лист для исполнения.
При отсутствии у должника лицевых (расчетных) счетов, как в органах Федерального казначейства, так и в учреждениях Центрального банка Российской Федерации или кредитных организациях, исполнительный лист направляется для исполнения в орган казначейства по месту открытия счета главному распорядителю соответствующих средств федерального бюджета, который вправе указать, с какого его счета следует производить взыскание.
Данная правовая позиция изложена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.03.2011 N 9647/10.
Из имеющегося в материалах дела письма УФК по Хабаровскому краю от 07.02.2012 N 22-13-32/878, следует, что в соответствии с приказом Минобороны РФ от 15.12.2010 N 0228 "О зачислении на финансовое обеспечение воинских частей и учреждений Минобороны РФ" Служба военных сообщений Управления тылового обеспечения Восточного военного округа с 01.01.2011 зачислена на финансовое обеспечение в Федеральное казенное учреждение "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Хабаровскому краю" без открытия лицевых счетов в органах Федерального казначейства, Центробанка РФ или кредитных организаций".
Министерству обороны Российской Федерации лицевые счета открыты в Межрегиональном операционном управлении Федерального казначейства (г.Москва, ул.Верхняя Радищевская, д.11, стр.1), которое является самостоятельным органом Федерального казначейства и действует на основании Положения, утвержденного приказом Федерального казначейства N 185 от 17.05.2011.
Указанным Положением предусмотрено, что Межрегиональное операционное управление Федерального казначейства, в том числе, осуществляет меры по соблюдению порядка обращения взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам получателей средств федерального бюджета и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета, лицевые счета которых в открыты в этом органе Федерального казначейства.
Таким образом, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что УФК по Хабаровскому краю, располагая информацией о распорядителе бюджетных средств по должнику, месте открытия ему лицевого счета не выполнило все необходимые действия, направленные на исполнение судебного акта.
Согласно пункту 3 статьи 241.1 БК, устанавливающем, исчерпывающий перечень оснований для возврата взыскателю документов, поступивших на исполнение, отсутствие у должника лицевого счета в конкретном органе Федерального казначейства не отнесено к основаниям возврата взыскателю документов, поступивших на исполнение.
В связи с чем, УФК по Хабаровскому краю неправомерно возвратило исполнительный лист взыскателю по основаниям, не предусмотренным Бюджетным кодексом Российской Федерации.
При изложенных обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции правомерно признал отказ УФК по Хабаровскому краю незаконным.
Кроме того, судом первой инстанции установлено, что 09.07.2012 Федеральным бюджетным учреждением "Ленское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства" повторно направлен в Управление Федерального казначейства по Хабаровскому краю исполнительный лист от 20.01.2012 серии АС N 003130292.
Письмом N 22-13-32/4519 от 16.07.2012 УФК по Хабаровскому краю исполнительный лист был направлен в Межрегиональное операционное управление Федерального казначейства для исполнения.
24.07.2012 Межрегиональным операционным управлением Федерального казначейства, в установленном статьей 242.3 БК РФ порядке, был принят к исполнению исполнительный лист серии АС N 003130292 и зарегистрирован в журнале входящей корреспонденции за номером 3429.
При таких обстоятельствах, судом первой инстанции обоснованно отказано учреждению в удовлетворении требований об обязании УФК по Хабаровскому краю принять к исполнению исполнительный лист серии АС N 003130292, выданный на основании решения Арбитражного суда Республика Саха (Якутия) от 30.11.2011 по делу NА58-2706/2011.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании действующего законодательства и опровергаются материалами дела, а поэтому основания для ее удовлетворения не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции не усматривает правовых оснований для отмены решения суда по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 31.07.2012 по делу N А73-5929/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Т.Д. Пескова |
Судьи |
Е.И. Сапрыкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-5929/2012
Истец: ФБУ Ленское ГБУВПиС, Федеральной бюджетное учреждение "Ленское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства"
Ответчик: Управление Федерального казначейства по Хабаровскому краю