Тула |
|
28 января 2013 г. |
Дело N А68-6929/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 января 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 января 2013 года.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Игнашиной Г.Д., судей Дорошковой А.Г., Байрамовой Н.Ю., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Батуровой И.В., рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Новомосковская акционерная компания "Азот" (г. Новомосковск, ИНН 7116000066, ОГРН 1027100507378) на решение Арбитражного суда Тульской области от 02.11.2012 по делу N А68-6929/2012 (судья - Петрухина Н.В.), принятое по заявлению открытого акционерного общества "Новомосковская акционерная компания "Азот" к Межрайонной ИФНС России N 9 по Тульской области (г. Новомосковск, Тульская область, ИНН 7116144445, ОГРН 1077116002105), третьи лица : Министерство финансов Тульской области, Тульская областная Дума, о признании недействительными решений об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 10.05.2012 N 1631, 1632, 1633, при участии от ОАО "Новомосковская акционерная компания "Азот" Черных С.В. (доверенность от 06.04.2012 N 12-89/01-7/2-12), Паршина В.Н. (доверенность от 25.09.2012 N 20/2/12), Базановой Н.Г. (доверенность от 26.09.2012 N 35/2/12), от Межрайонной ИФНС России N 9 по Тульской области Зыбайло Т.И (доверенность от 10.01.2012 N 03-09/00172), Авдейчевой Ю.С. (доверенность от 10.01.2012 N 04-05/00005), Жаворонкова А.И. (доверенность от 22.08.2012), от министерства финансов Тульской области - Тарсиновой М.В. (доверенность от 15.05.2012 N 19-04-01-15/937), в отсутствие представителя Тульской областной Думы, надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, установил следующее.
Открытое акционерное общество "Новомосковская акционерная компания "Азот" (далее - ОАО "НАК "Азот", общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными решений Межрайонной ИФНС России N 9 по Тульской области от 10.05.2012 N 1631, 1632, 1633 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Арбитражного суда Тульской области от 02.11.2012 в удовлетворении требований общества отказано.
Не согласившись с принятым решением, ОАО "НАК "Азот" подало апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда области и принять по делу новый судебный акт в связи с неправильным применением норм материального права. В апелляционной жалобе заявитель указывает на несогласие с выводом суда о том, что Законом Тульской области от 06.02.2010 N 1390-ЗТО "О льготном налогообложении при осуществлении инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений на территории Тульской области" (далее - Закон N 1390-ЗТО) не предусмотрено применение пониженных ставок по налогу на имущество организаций в 2011 году. По мнению апеллянта, суд неверно истолковал положения закона, по сути применил ограничения, которые отсутствуют в законе, следовательно, пониженные налоговые ставки применяются налогоплательщиками начиная с налогового периода, следующего за периодом, в котором был осуществлен ввод эксплуатацию объекта капитальных вложений, а не следующего за годом вступления названного закона в силу.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, изложенных в жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, Межрайонной ИФНС России N 9 по Тульской области были проведены камеральные налоговые проверки представленных ОАО "НАК "Азот" уточненных налоговых расчетов по авансовым платежам по налогу на имущество организаций за 1 квартал 2011 года, полугодие 2011 года, 9 месяцев 2011 года, что отражено в актах камеральных налоговых проверок от 03.04.2012 N 15050, 15052, 15053 (т. 1, л. д. 14-22).
В ходе проверок установлено занижение суммы авансовых платежей по налогу на имущество организаций за 1 квартал 2011 года на 22 233 612 рублей, за полугодие 2011 года на 22 240 732 рубля, за 9 месяцев 2011 года на 22 073 622 рубля, в результате отражения налоговой льготы в уточненных налоговых расчетах в виде применения при исчислении авансового платежа по налогу на имущество организаций пониженной налоговой ставки в размере 1,4 %, предусмотренной Законом N 1390-ЗТО.
По результатам проверок 10.05.2012 заместителем начальника Межрайонной ИФНС России N 9 по Тульской области вынесены решения N 1631, 1632, 1633, согласно которым отказано в привлечении ОАО "НАК "Азот" к ответственности за совершение налогового правонарушения в связи с отсутствием события налогового правонарушения, начислены пени по состоянию на 10.05.2012 в сумме 477 055 рублей 33 копеек за 1 квартал 2011 года, 477 234 рублей 99 копеек за полугодие 2011 года, 473 018 рублей 25 копеек за 9 месяцев 2011 года, заявителю предложено уплатить начисленные суммы налога: 22 233 612 рублей за 1 квартал 2011 года, 22 240 732 рубля за полугодие 2011 года, 22 073 622 рубля за 9 месяцев 2011 года (т. 1, л. д. 27 - 44).
Не согласившись с указанными решениями, общество обратилось с жалобой в УФНС России по Тульской области (т. 1, л. д. 46-48).
Решением УФНС России по Тульской области от 19.07.2012 N 101-А жалоба ОАО "НАК "Азот" оставлена без удовлетворения, решения Межрайонной ИФНС России N 9 по Тульской области от 10.05.2012 N 1631, 1632, 1633 - без изменения (т. 1, л. д. 50 - 55).
Не согласившись с принятыми решениями, общество обжаловало решения инспекции в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении требований общества, суд первой инстанции пришел к выводу, что положения Закона N 1390-ЗТО (в редакции Закона Тульской области N 1502-ЗТО от 10.11.2010), вступившего в силу с 01.01.2011, распространяются на инвесторов, осуществивших в налоговом периоде (после вступления в силу Закона - 01.01.2011) ввод в эксплуатацию объекта (объектов) капитальных вложений на территории Тульской области в соответствии с инвестиционными проектами, и такие налогоплательщики вправе применять пониженные налоговые ставки, начиная с налогового периода, следующего за налоговым периодом, в котором был осуществлен ввод в эксплуатацию объекта (объектов) капитальных вложений, то есть с 01.01.2012.
Суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, при этом исходит из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налог на имущество организаций устанавливается Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с Кодексом законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 372 НК РФ, устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных главой 30 "Налог на имущество организаций" Кодекса, порядок и сроки уплаты налога.
При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.
В силу пункта 1 статьи 56 НК РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
Налог на имущество организаций относится к региональным налогам, что предусмотрено статьей 14 НК РФ.
В соответствии с пунктом 3 статьи 56 НК РФ льготы по региональным налогам устанавливаются и отменяются Кодексом и (или) законами субъектов Российской Федерации о налогах.
На основании Налогового кодекса Российской Федерации разработан и вступил в силу Закон Тульской области от 06.02.2010 N 1390-ЗТО "О льготном налогообложении при осуществлении инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений на территории Тульской области" (далее - Закон N 1390-ЗТО). В соответствии со статьей 7 данный Закон вступает в силу с 1 января 2011 года, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.
Законом Тульской области от 10.11.2010 N 1502-ЗТО "О внесении изменений в Закон Тульской области "О льготном налогообложении при осуществлении инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений на территории Тульской области" (далее - Закон N 1502-ЗТО) внесены изменения в Закон N 1390-ЗТО.
Изменения, внесенные Законом N 1502-ЗТО, в соответствии со статьей 2 данного Закона вступают в силу с 1 января 2011 года, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования (источник публикации: "Тульские известия", N168, 11.11.2010, "Вестник Тульской областной Думы", N 10(163), часть 1, октябрь-ноябрь, 2010 г.).
В силу пункта 1 статьи 5 НК РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее первого числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей.
Нормы данной статьи распространяются также на нормативные правовые акты о налогах и сборах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления (пункт 5 статьи 5 НК РФ).
Следовательно, Закон Тульской области N 1390-ЗТО (в редакции Закона N 1502-ЗТО) вступил в силу с 1 января 2011 года. Данный факт сторонами не оспаривается.
Судом первой инстанции было установлено, что ОАО "НАК "Азот" представило 26.12.2011 в налоговый орган уточненные налоговые расчеты по налогу на имущество организаций за 1 квартал, полугодие и 9 месяцев 2011 года, в которых заявлена льгота по данному налогу в связи с вводом в эксплуатацию в 2010 году объектов капитальных вложений. Следовательно, ввод в эксплуатацию объектов осуществлен налогоплательщиком до вступления в силу Закона N 1390-ЗТО (в редакции Закона N 1502-ЗТО).
В силу статьи 1 Закона N 1390-ЗТО (в редакции Закона N 1502-ЗТО) для категорий налогоплательщиков, указанных в приложении 1 к данному Закону, установлены налоговые ставки для исчисления налога на имущество организаций в соответствии с приложением 1 к данному Закону.
Пониженные налоговые ставки применяются налогоплательщиками, начиная с налогового периода, следующего за налоговым периодом, в котором был осуществлен ввод в эксплуатацию объекта (объектов) капитальных вложений, в течение срока окупаемости инвестиционного проекта, но не более четырех налоговых периодов.
Приложением 1 к Закону N 1390-ЗТО поименована категория налогоплательщиков, для которой устанавливается пониженная налоговая ставка в целях исчисления налога на имущество организаций.
Данная категория налогоплательщиков, имеющая право на применение пониженных ставок налога в соответствии с Законом N 1390-ЗТО (в редакции Закона N 1502-ЗТО), поименована законодателем как инвесторы, осуществившие в налоговом периоде ввод в эксплуатацию объекта (объектов) капитальных вложений на территории Тульской области в соответствии с инвестиционными проектами, повлекший учет имущества в качестве основного средства и (или) учет изменения первоначальной (восстановительной) стоимости объекта основных средств, подвергшегося достройке, дооборудованию, техническому перевооружению, модернизации или реконструкции, на балансе организации.
Учитывая, что Закон N 1390-ЗТО вступил в силу с 01.01.2011, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что для подтверждения права на применение льготы согласно указанному Закону налогоплательщик должен удовлетворять требованиям, предъявляемым данным Законом, а именно осуществить в налоговом периоде (после вступления в силу данного закона) ввод в эксплуатацию объекта (объектов) капитальных вложений на территории Тульской области в соответствии с инвестиционными проектами, то есть в 2011 году, поскольку иное противоречит порядку вступления данного Закона в силу.
Суд апелляционной инстанции соглашается с толкованием судом первой инстанции положений Закона N 1390-ЗТО, поскольку оно соответствует воле законодателя и дано во взаимосвязи с положениями Налогового кодекса Российской Федерации.
Как видно из текста Закона, в нем идет речь об инвесторах, осуществивших в налоговом периоде ввод в эксплуатацию объекта (объектов) капитальных вложений на территории Тульской области в соответствии с инвестиционными проектами.
Согласно статье 379 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом для налога на имущество организаций признается календарный год. Толкование спорной нормы Закона с учетом положений названной статьи Налогового кодекса Российской Федерации сводится к тому, что ввод в эксплуатацию объектов как условие для предоставления льготы должен быть осуществлен в налоговом периоде после вступления закона в силу, то есть после 1 января 2011 года.
В соответствии с пунктом 4 статьи 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.
Закон N 1390-ЗТО не предусматривает, что его положения распространяются на налоговые периоды (в частности, 2010 год), в которых налогоплательщики осуществили ввод в эксплуатацию объектов капитальных вложений, до вступления названного Закона в силу.
Такое толкование закона соответствует воле законодателя, что подтверждается пояснительной запиской к проекту Закона Тульской области " О внесении изменений в Закон Тульской области "О льготном налогообложении при осуществлении инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений на территории Тульской области" ( т. 2, л. д. 136). Здесь указывается, что "в целях однозначного толкования порядка исчисления налогов в отчетном (налоговом периоде) налогоплательщики вправе применять пониженные налоговые ставки начиная с налогового периода, следующего за налоговым периодом, в котором был осуществлен ввод в эксплуатацию объекта (объектов) капитальных вложений. Таким образом, в течение одного налогового периода пониженная налоговая ставка изменяться не будет".
Такой же позиции придерживается министерство финансов Тульской области, которое в силу пункта 2 статьи 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномочено давать разъяснения по вопросам применения законодательства субъектов Российской Федерации о налогах и сборах.
При таких обстоятельствах суд области верно указал на то, что данный Закон распространяется на инвесторов, осуществивших в налоговом периоде (после вступления в силу закона - 01.01.2011) ввод в эксплуатацию объекта (объектов) капитальных вложений на территории Тульской области в соответствии с инвестиционными проектами, и такие налогоплательщики вправе применять пониженные налоговые ставки начиная с налогового периода, следующего за налоговым периодом, в котором был осуществлен ввод в эксплуатацию объекта (объектов) капитальных вложений, то есть с. 01.01.2012.
Ввод в эксплуатацию объектов капитальных вложений, по которым обществом заявлена льгота, осуществлен в 2010 году, т.е. до вступления в силу Закона N 1390-ЗТО. Из этого следует, что ОАО "НАК "Азот" не вправе использовать льготу по налогу на имущество за 1 квартал, полугодие и 9 месяцев 2011 года, поскольку не соответствует категории налогоплательщиков, указанных в приложении 1 к данному Закону.
До вступления Закона N 1390-ЗТО в силу льготные правоотношения при осуществлении инвестиционной деятельности на территории Тульской области регулировались Законом Тульской области от 16.08.2005 года N 615-ЗТО "О льготном налогообложении при осуществлении инвестиционной деятельности на территории Тульской области" (далее - Закон N 615-ЗТО).
В соответствии с частью 1 статьи 6 Закона N 1390-ЗТО налогоплательщики, применявшие льготы по налогу на имущество организаций на основаниях, в порядке и при соблюдении условий, установленных Законом Тульской области "О льготном налогообложении при осуществлении инвестиционной деятельности на территории Тульской области" от 16 августа 2005 года N 615-ЗТО (далее Закон N 615-ЗТО), срок действия которых не истек на день вступления в силу настоящего Закона, вправе до истечения срока, на который соответствующая льгота была установлена, применять пониженную налоговую ставку для исчисления налога на имущество организаций в определённом порядке.
Судом установлено, что в настоящее время не истёк трехлетний срок, предусмотренный Налоговым кодексом Российской Федерации для корректировки налоговых обязательств.
При таких обстоятельствах общество было вправе воспользоваться льготой в соответствии с Законом N 615-ЗТО с учётом положений части 1 статьи 6 Закона N 1390-ЗТО.
То обстоятельство, что до вступления в силу Закона N 1390-ЗТО общество не заявляло льготу по налогу на имущество в рамках Закона N 615 ЗТО, не может служить основанием к отказу в ее применении, поскольку введение нового правового регулирования в соответствии с пунктом 2 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации не отменяет ранее предоставленные юридические гарантии стабильности возникших правоотношений и не может ухудшать положение налогоплательщика.
Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к иному толкованию спорной нормы права. Общество полагает, что вывод суда первой инстанции о распространении Закона N 1390-ЗТО в трактовке налогоплательщика на периоды до его вступления в силу является неправильным применением норм материального права. Закон вступил в силу с 01.01.2011. ОАО "НАК "Азот" отвечает критериям налогоплательщика, имеющего право на применение пониженной налоговой ставки 1,4 %. Приложением 1 к Закону N 1390-ЗТО поименована категория налогоплательщиков, для которой устанавливается пониженная налоговая ставка в целях исчисления налога на имущество организаций, где нет прямого указания на необходимость ввода объекта в эксплуатацию в 2011 году, следовательно, суд применил ограничения, которые отсутствуют в Законе. Из системного толкования положений названного Закона, а именно во взаимосвязи со статьей 6, усматривается, что налогоплательщикам предоставлено право выбора либо применять ставки, установленные Законом N 615 -ЗТО, либо, если для налогоплательщика это выгодно, прекратить их применение и руководствоваться ставками, установленными Законом N 1390. По мнению апеллянта, ссылка суда на постановление Тульской областной Думы 5-го созыва от 16.12.2010 "О докладе Тульской областной Думы "О состоянии законодательства Тульской области в 2010 году" не доказывает правильности его позиции, поскольку не содержит никаких выводов о невозможности применения Закона N 1390-ЗТО в 2011 году в отношении объектов, введенных в эксплуатацию в 2010 году.
Суд апелляционной инстанции полагает, что правовая позиция общества является ошибочной. Помимо вышеизложенных мотивов суда апелляционной инстанции о толковании положений Закона N 1390-ЗТО (в редакции Закона N 1502-ЗТО), необходимо отметить следующее. Абзац 2 статьи 1 названного Закона устанавливает, что пониженные налоговые ставки применяются налогоплательщиками, начиная с налогового периода, следующего за налоговым периодом, в котором был осуществлен ввод в эксплуатацию объекта (объектов) капитальных вложений, в течение срока окупаемости инвестиционного проекта, но не более четырех налоговых периодов. Все указанные выше условия применения льготной ставки налога, в том числе ввод объекта в эксплуатацию, должны сложиться после вступления в силу закона. Правоотношения, с которыми названный Закон связывает право на применение пониженной ставки налога на имущество организаций, у общества сложились до его вступления в силу. Применение к таким правоотношениям положений Закона 1390-ЗТО (в редакции Закона N 1502-ЗТО) свидетельствует о фактическом придании обратной силы нормам названного Закона.
Нельзя согласиться с утверждением налогоплательщика о том, что суд применил ограничения, которые отсутствуют в законе, поскольку правовое содержание спорной нормы судом первой инстанции дано исходя из ее действительного содержания, истолкованного во взаимосвязи с нормами Налогового кодекса Российской Федерации и волей законодателя. При этом суд обоснованно сослался на постановление Тульской областной Думы от 16.12.2010, где в тексте постановления прямо указывается (как и в пояснительной записке к законопроекту), что "в течение одного налогового периода пониженная налоговая ставка изменяться не будет", а это возможно в том случае, если ввод объекта в эксплуатацию, будет осуществлен в 2011 году.
Утверждение налогоплательщика о возможности выбора либо применять ставки, установленные Законом N 615 -ЗТО, либо руководствоваться ставками, установленными Законом N 1390, является ошибочным, поскольку означает, что налогоплательщик без учета переходных положений ( статья 6 Закона 1390-ЗТО) выбирает законодательный акт, подлежащий применению, что в свою очередь порождает правовую неопределенность налоговых правоотношений.
Принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения оспариваемого судебного акта.
Неправильного применения судом норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, судом второй инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Руководствуясь п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тульской области от 2 ноября 2012 по делу N А68-6929/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба на постановление суда подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Г.Д. Игнашина |
Судьи |
А.Г. Дорошкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А68-6929/2012
Истец: ОАО "НАК "Азот"
Ответчик: МИФНС России N9 по Тульской области
Третье лицо: Тульская областная Дума, Министерство финансов Тульской области
Хронология рассмотрения дела:
09.09.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-8767/13
19.08.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-8767/13
18.07.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-8767/13
26.06.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-8767/13
08.05.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-958/13
25.02.2013 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-6230/12
12.02.2013 Определение Арбитражного суда Тульской области N А68-6929/12
31.01.2013 Определение Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-6230/12
30.01.2013 Определение Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-6230/12
28.01.2013 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-6230/12
27.12.2012 Определение Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-6230/12
07.12.2012 Определение Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-6230/12
02.11.2012 Решение Арбитражного суда Тульской области N А68-6929/12