г. Санкт-Петербург |
|
28 января 2013 г. |
Дело N А26-7206/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 января 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 января 2013 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Л.В.Зотеевой
судей И.Б.Лопато, И.Г.Савицкой
при ведении протокола судебного заседания: Е.С.Федосеевой
при участии:
от истца (заявителя): не явился (извещен)
от ответчика (должника): не явился (извещен)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-24151/2012) Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 22.10.2012 по делу N А26-7206/2012 (судья Репина Л.А.), принятое
по иску (заявлению) Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Карелия
к государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республики Карелия "Больница скорой медицинской помощи"
о взыскании 45182 руб. 85 коп.
установил:
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Карелия (ОГРН 1031000012614; место нахождения: г.Петрозаводск, ул. Торнева, д. 5-а) (далее - истец, ТФОМС Республики Карелия) обратился в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республики Карелия "Больница скорой медицинской помощи" (ОГРН 1021000524511; место нахождения: г. Петрозаводск, ул. Кирова, д. 40) (далее - ответчик, Учреждение) о взыскании 45182 руб. 85 коп., в том числе. 40651 руб. 85 коп. убытков, причиненных истцу в результате нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования, 4065 руб. штрафа за нецелевое использование средств, предусмотренного пунктом 9 статьи 39 Федерального закона от 29.10.2010 N 326-ФЗ, и 466 руб. пени за несвоевременную уплату нецелевых расходов.
Решением суда от 22.10.2012 в удовлетворении иска отказано.
В апелляционной жалобе ТФОМС Республики Карелия, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, просит решение суда от 22.10.2012 отменить и принять по делу новый судебный акт. Как указывает податель жалобы, суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении исковых требований, сослался на нормы Закона Российской Федерации от 28.06.1991 N 1499-1 "О медицинском страховании граждан Российской Федерации" и Положения о Территориальном фонде обязательного медицинского страхования, утвержденного Постановлением ВС РФ от 24.02.1993 N 4543-1, утративших силу с 01.01.2011. При этом судом первой инстанции не были учтены самостоятельные виды ответственности медицинской организации перед ТФОМС, предусмотренные пунктом 9 статьи 39 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (действует с 01.01.2011). Кроме того, податель жалобы ссылается на то, что судом первой инстанции не сделан вывод относительно нецелевого характера взыскиваемых денежных средств.
Стороны, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание своих представителей не направили. В соответствии с частью 3 статьи 156, частью 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей сторон.
Законность и обоснованность обжалуемого решения суда проверена в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании поручения от 17.02.2012 N 06-13/10 и согласно плану проведения проверок на 2012 год ТФОМС Республики Карелия проведена проверка целевого и эффективного использования ГБУЗ РК "Больница скорой медицинской помощи" средств, направленных на реализацию мероприятий по Программе модернизации здравоохранения Республики Карелия по повышению доступности амбулаторной стационарной медицинской помощи за период с 01.06.2011 по 31.12.2011 по внедрению стандартов стационарной медицинской помощи за период с 01.03.2011 по 31.12.2011.
В ходе проверки ТФОМС Республики Карелия выявлено и отражено в акте проверки от 14.03.2012, что в 2011 году Учреждением допущено нецелевое использование средств ОМС в сумме 40651,85 руб., в том числе: 25467 руб. по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи и 15184,85 руб. по внедрению стандартов медицинской помощи в связи с осуществлением выплат стимулирующего характера работникам, не имеющим сертификатов специалистов (л.д.39-50).
На основании акта проверки от 14.03.2012 в соответствии с пунктом 9 статьи 39 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" ТФОМС Республики Карелия направил Учреждению требование от 23.04.2012 N 2 о возврате в бюджет ТФОМС Республики Карелия использованных не по целевому назначению средств в размере 40651,85 руб. и уплате штрафа в размере 4065 руб. (л.д.51-52).
Поскольку Учреждение не исполнило данное требование, ТФОМС Республики Карелия обратился в арбитражный суд с иском о взыскании указанной суммы в качестве возмещения убытков на основании статей 12 и 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 4, 20, 23, 27 Закона Российской Федерации от 28.06.1991 N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации", исходил из того, что ответственность за ненадлежащее исполнение обязательств по целевому использованию средств обязательного медицинского страхования регулируется в рамках договорных правоотношений со страховыми медицинскими организациями, в связи с чем у ТФОМС Республики Карелия отсутствуют полномочия предъявлять требования о взыскании с Учреждения выплаченных ему за оказанные медицинские услуги денежных средств по причине их нецелевого использования.
Вместе с тем, судом первой инстанции не учтено, что Закон Российской Федерации от 28.06.1991 N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" утратил силу с 01.01.2011.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, с 01.11.2011 регулируются Федеральным законом от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ).
В соответствии с пунктом 12 части 7 статьи 34 Закона N 326-ФЗ территориальный фонд обязательного медицинского страхования осуществляет контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями, в том числе проводит проверки и ревизии.
В силу части 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ (в редакции Федерального закона от 30.11.2011 N 369-ФЗ) за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.
Пунктом 1 статьи 50 Закона N 326-ФЗ (в редакции, действовавшей в проверяемый период) предусмотрено, что в период 2011 - 2012 годов в целях повышения качества и доступности медицинской помощи, предоставляемой застрахованным лицам, осуществляется реализация региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации и программ модернизации федеральных государственных учреждений, оказывающих медицинскую помощь (далее - программы модернизации здравоохранения).
Предусмотренные в бюджете Федерального фонда средства на финансовое обеспечение региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации направляются, в том числе на цели внедрения стандартов медицинской помощи, повышения доступности амбулаторной медицинской помощи, в том числе предоставляемой врачами-специалистами (пункт 3 части статьи 50 Закона N 326-ФЗ).
Согласно части 6 статьи 50 Закона N 326-ФЗ предусмотренные в бюджете Федерального фонда средства на финансовое обеспечение региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации предоставляются из бюджета Федерального фонда бюджетам территориальных фондов в виде субсидий. Из бюджетов территориальных фондов указанные средства предоставляются:
1) бюджету субъекта Российской Федерации в виде иных межбюджетных трансфертов на цели, установленные пунктами 1 и 2 части 3 настоящей статьи, для последующего использования государственными и муниципальными учреждениями здравоохранения, участвующими в реализации территориальных программ обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования;
2) страховым медицинским организациям на цели, установленные пунктом 3 части 3 настоящей статьи, для последующего предоставления медицинским организациям, участвующим в реализации территориальных программ обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования.
Предусмотренные в бюджете Федерального фонда средства на финансовое обеспечение региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации предоставляются и расходуются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (пункт 7 статьи 50 Закона N 326-ФЗ).
В соответствии с частью 14 статьи 50 Закона N 326-ФЗ (в редакции Федерального закона от 30.11.2011 N 369-ФЗ) контроль за использованием средств, предоставленных на цели, установленные пунктом 3 части 3 настоящей статьи (внедрение стандартов медицинской помощи, повышение доступности амбулаторной медицинской помощи, в том числе предоставляемой врачами-специалистами), осуществляется также территориальными фондами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.02.2011 N 85 утверждены Правила финансового обеспечения в 2011 - 2012 годах региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации за счет средств, предоставляемых из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования.
На территории Республики Карелия реализация мероприятий Программы модернизации здравоохранения Республики Карелия на 2011-2012 годы регулируется постановлением Правительства Республики Карелия от 27.04.2011 N 107-П "О мерах по реализации Программы модернизации здравоохранения Республики Карелия на 2011-2012 годы".
В соответствии с Порядком расходования средств бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования на внедрение стандартов медицинской помощи и повышение доступности амбулаторной медицинской помощи при реализации Программы модернизации здравоохранения Республики Карелия на 2011-2012 годы, средства, полученные Учреждением на внедрение стандартов и повышение доступности амбулаторной медицинской помощи, в 2011 году направлялись на осуществление выплат стимулирующего характера врачам-специалистам и специалистам со средним медицинским образованием, оказывающим либо принимающим участие в оказании стационарной медицинской помощи в соответствии со стандартами ее оказания, с учетом начислений на оплату труда, а также на осуществление выплат стимулирующего характера врачам-специалистам и специалистам со средним медицинским образованием, оказывающим амбулаторную медицинскую помощь, с учетом начислений на выплаты по оплате труда.
Средства, перечисляемые ГБУЗ "БСМП" на внедрение стандартов и повышение доступности амбулаторной медицинской помощи, являются целевыми и предоставляются страховыми медицинскими организациями (Филиал ООО "СК "Ингосстрах-М", Карельский филиал ООО "СМК РЕСО-Мед", Костомукшский филиал ОАО МСК "Шексна-М", Карельская дирекция Санкт-Петербургского филиала ОАО "Страховая компания "СОГАЗ-Мед") на основании заключенных 22.02.2011 договоров на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию (в редакции доп.соглашений от 30.05.2011), в которых предусматриваются дополнительные мероприятия, а также условия использования средств, полученных на внедрение стандартов и повышение доступности амбулаторной медицинской помощи в соответствии с постановлением Правительства РФ от 15.02.2011 N 85 "Об утверждении Правил финансового обеспечения в 2011 - 2012 годах региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации за счет средств, предоставляемых из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования", а также с учетом требований постановления Правительства Республики Карелия от 27.04.2011 N 107-П "О мерах по реализации Программы модернизации здравоохранения Республики Карелия на 2011-2012 годы".
В соответствии заключенными договорами, ГБУЗ "БСМП" обязуется использовать средства, полученные от страховой медицинской организации за оказанную медицинскую помощь в рамках реализации Программы модернизации здравоохранения республики Карелия на внедрение стандартов и повышение доступности амбулаторной медицинской помощи, строго в соответствии с их целевым назначением (на осуществление выплат стимулирующего характера медицинским работникам оказывающим либо принимающим участие в оказании стационарной и амбулаторной медицинской помощи в соответствии со стандартами ее оказания; на обеспечение лекарственными препаратами и расходными материалами, необходимыми для проведения диагностических и лечебных мероприятий) ( подпункты 2, 2.1, 2.2 пункта 4.10. договоров).
Как следует из материалов дела (в том числе акта проверки от 14.03.2012), ГБУЗ "БСМП" в соответствии с заключенными со страховыми медицинскими организациями договорами на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию в период с 01.03.2011 по 31.12.2011 использовало средства, полученные на внедрение стандартов медицинской помощи и повышение доступности амбулаторной медицинской помощи при реализации Программы модернизации здравоохранения Республики Карелия на 2011-2012 годы на выплаты стимулирующего характера врачам-специалистам и специалистам со средним медицинским образованием. Средства направлялись в соответствии с бюджетной росписью, утвержденной на 2011 год, по соответствующему разделу (09), подразделу (02), целевой статье (0960300), виду расходов (820), наименованию и коду статей операций сектора государственного управления (КОСГУ 211 "Заработная плата" и КОСГУ 213 "Начисление на выплаты по оплате труда"). Указанные выплаты произведены согласно Трудовому кодексу Российской Федерации и формируют фонд оплаты труда Учреждения.
Учитывая изложенное, по мнению суда апелляционной инстанции, полученные Учреждением средства на внедрение стандартов медицинской помощи и повышение доступности амбулаторной медицинской помощи при реализации Программы модернизации здравоохранения Республики Карелия на 2011-2012 годы использованы по целевому назначению.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 14.1 постановления от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" разъяснил арбитражным судам, что нецелевым использованием бюджетных средств согласно статье 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации признается использование бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.
Из имеющихся в материалах дела документов следует, что средства, полученные Учреждением на внедрение стандартов медицинской помощи и на повышение доступности амбулаторной медицинской помощи были израсходованы исключительно по статье 210 "Оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда" (на выплаты стимулирующего характера) и по статье 340 "Увеличение стоимости материальных запасов" (на приобретение лекарственных средств и расходных материалов). При этом требование о наличии медицинского сертификата имеет правовое значение только при решении вопроса о соблюдении Учреждением требований лицензионного законодательства, установленных Положением о лицензировании медицинской деятельности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.2007 N 30.
Учитывая изложенное, судом апелляционной инстанции отклоняются доводы подателя жалобы о том, что выплаты стимулирующего характера, произведенные Учреждением работникам, не имеющим сертификатов специалистов, но при этом имеющим медицинское образование, соответствующее занимающей должности, и фактически оказывающим соответствующие медицинские услуги в соответствии с утвержденными медицинскими стандартами, являются нецелевым использованием средств обязательного медицинского страхования Программы модернизации здравоохранения Республики Карелия на 2011-2012 годы.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения требований ТФОМС Республики Карелия о взыскании с ответчика денежных средств, перечисленных ему по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, а также штрафных санкций.
Неправильное применение судом первой инстанции норм материального права в данном случае не повлекло в данном случае принятие неправильного решения. Оснований для отмены решения суда первой инстанции от 22.10.2012 и удовлетворения апелляционной жалобы ТФОМС Республики Карелия не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 22 октября 2012 года по делу N А26-7206/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Карелия - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.В. Зотеева |
Судьи |
И.Б. Лопато |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-7206/2012
Истец: Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Карелия
Ответчик: государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Карелия "Больница скорой медицинской помощи"
Хронология рассмотрения дела:
12.08.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-11512/13
30.05.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-2287/13
28.01.2013 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-24151/12
22.10.2012 Решение Арбитражного суда Республики Карелия N А26-7206/12