г. Киров |
|
25 января 2013 г. |
Дело N А82-6000/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 января 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 января 2013 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кононова П.И.,
судей Буториной Г.Г., Караваевой А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Русаковой О.Г.,
без участия в судебном заседании представителей сторон и третьих лиц,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Дельта"
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 22.10.2012 по делу N А82-6000/2012, принятое судом в составе судьи Марусина В.А.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Дельта" (ИНН: 7602010880, ОГРН: 1037600000151)
к департаменту имущественных и земельных отношений Ярославской области (ИНН 7604016214, ОГРН 1027600691469), мэрии города Ярославля (ИНН 7601001234, ОГРН 1027600683824),
третьи лица: управление земельных ресурсов мэрии города Ярославля, департамент архитектуры и развития территорий города мэрии города Ярославля,
о признании недействительным постановления,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Дельта" (далее - заявитель, ООО "Дельта", Общество) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к департаменту имущественных и земельных отношений Ярославской области (далее - Департамент, ДИЗО), мэрии города Ярославля (далее - мэрия г. Ярославля) о признании незаконным отказа ДИЗО в заключении договора аренды земельного участка общей площадью 3475 кв.м., по адресу: г. Ярославль, ул. Туманова, в районе дома N 4 в Дзержинском районе, содержащегося в письме от 26.03.2012 N ИХ.28-2739/12, обязании Департамента предоставить в аренду указанный земельный участок, а также о признании недействительным постановления мэрии г. Ярославля от 13.06.2012 N 1197 "О признании утратившим силу постановления мэра г. Ярославля от 21.05.2009 N 1377".
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 22.10.2012 в удовлетворении заявленных требований Обществу отказано.
Не согласившись с принятым решением, ООО "Дельта" обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе Общество ссылается на то, что постановление правительства Ярославской области от 14.10.2009 N 1038-п "О предварительном согласовании ООО "Дельта" места размещения объекта и утверждении Акта о выборе земельного участка для строительства" не отменено и действует в течение трех лет. По мнению заявителя, мэрия г. Ярославля не имела законных оснований для издания постановления от 13.06.2012 N 1197.
ДИЗО Ярославской области в отзыве на апелляционную жалобу возражает против удовлетворения требований, изложенных в апелляционной жалобе, которые, по его мнению, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Мэрия города Ярославля, управление земельных ресурсов мэрии города Ярославля, департамент архитектуры и развития территорий города мэрии города Ярославля отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Лица, участвующие в деле явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон и третьих лиц.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела, на основании заявления ООО "Дельта" постановлением мэра г. Ярославля от 21.05.2009 N 1377 утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории и оформлен Акт о выборе земельного участка площадью 3475 кв.м. для строительства манежной автостоянки с хозблоками и автомойкой по адресу: г. Ярославль, ул. Туманова, в районе дома 4 (т. 1, л.д. 16).
Постановлением правительства Ярославской области от 14.10.2009 N 1038-п указанный акт утвержден, заявителю предварительно согласовано место размещения объекта (т. 1, л.д. 15).
16.07.2009 земельный участок площадью 3475 кв.м., разрешенное использование - для строительства манежной автостоянки с хозблоками и автомойкой на первом этаже с инженерными коммуникациями, расположенный по адресу: г. Ярославль, ул. Туманова, в районе дома 4, поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 76:23:011303:37.
Распоряжением департамента по управлению государственным имуществом Ярославской области (впоследствии ДИЗО) от 26.11.2009 N 562-р данный земельный участок предоставлен ООО "Дельта" в аренду для строительства (т. 1, л.д. 19).
Обществу выдан для подписания договор аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена.
Письмом от 27.05.2010 N б/н заявитель уведомил Департамент по управлению государственным имуществом (далее - ДУГИ) о наличии разногласий по договору аренды в части срока аренды и размера арендной платы (т. 1, л.д. 27).
Письмом от 28.06.2010 N 4103 ДУГИ направил в адрес ООО "Дельта" новый проект договора аренды с урегулированными разногласиями в части срока аренды, по вопросу размера арендной платы, заявителю было разъяснено об отсутствии оснований для применения коэффициента 0,521% в связи с тем, что данная ставка предназначена для гаражного строительства, заявителем же испрашивается земельный участок для строительства манежной автостоянки с хозблоками и автомойкой (т. 1, л.д. 20, 28).
Кроме того, в данном письме Департамент уведомил ООО "Дельта" о необходимости подписать договор аренды в срок до 30.08.2010, указав, что в противном случае распоряжение от 26.11.2009 N 562-р будет отменено.
Договор аренды земельного участка от 26.04.2010 N 311-яс в установленный Департаментом срок - 30.08.2010 сторонами подписан не был.
25.07.2011 земельный участок с кадастровым номером 76:23:011303:37 снят с кадастрового учета.
22.12.2011 на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 76:23:011303:42 поставлен земельный участок, аналогичный по своим характеристикам земельному участку кадастровым номером 76:23:011303:37 (т. 1, л.д. 41).
Распоряжением ДИЗО от 14.11.2011 N 864-р отменено распоряжение ДУГИ от 26.11.2009 N 562-р "О предоставлении в аренду ООО "Дельта" земельного участка, расположенного в Дзержинском районе г. Ярославля" (т. 1, л.д. 30), в связи с неподписанием Обществом договора аренды. О принятом решении заявителю сообщено письмом от 16.11.2011 N 28-8852/11 (т. 2, л.д. 3).
27.02.2012 и 16.03.2012 ООО "Дельта" обратилось в ДИЗО с заявлениями о заключении договора аренды земельного участка с кадастровым номером 76:23:011303:42 (т. 1, л.д. 13,14).
Письмом от 26.03.2012 N ИХ.28-2739/12 ДИЗО отказал заявителю в заключении договора аренды в связи с тем, что распоряжение ДУГИ от 26.11.2009 N 562-р отменено распоряжением ДИЗО от 14.11.2011 N 864-р (т. 1, л.д. 11).
Письмом от 09.04.2012 N 28-3356/12 ДИЗО просил управление земельных ресурсов мэрии г. Ярославля провести мероприятия по муниципальному контролю за использованием земельного участка, ранее предоставленного в аренду заявителю, а также отменить постановления мэра г. Ярославля от 21.05.2009 N 1377 в связи с тем, что ООО "Дельта" не подписало в установленные сроки договор аренды земельного участка (т. 2, л.д. 35).
Постановлением мэра г. Ярославля от 13.06.2012 N 1197 (т. 2, л.д. 7) признано утратившим силу постановление мэра г. Ярославля от 21.05.2009 N 1377.
Не согласившись с основаниями отказа, изложенными в письме ДИЗО от 26.03.2012 N ИХ.28-2739/12, и с постановлением от 13.06.2012 N 1197, ООО "Дельта" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Арбитражный суд Ярославской области, руководствуясь положениями ст.ст. 198, 201 АПК РФ, ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), Порядка взаимодействия органов исполнительной власти Ярославской области и органов местного самоуправления городского округа города Ярославля при распоряжении земельными участками в городе Ярославле, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденного постановлением губернатора Ярославской области от 30.05.2007 N 487 "О взаимодействии при распоряжении земельными участками в городе Ярославле", пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
На основании статьи 65 АПК РФ обязанность по обоснованию и доказыванию фактов нарушения прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в арбитражный суд в порядке главы 24 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, ООО "Дельта" инициировало процедуру предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта.
Согласно пункту 1 статьи 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены юридическим лицам в собственность или в аренду.
В силу ст. 29 ЗК РФ предоставление земельных участков осуществляется по определенной процедуре на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 ЗК РФ.
Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, урегулирован статьями 30 - 32 ЗК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Согласно пункту 2 статьи 31 ЗК РФ орган местного самоуправления по заявлению гражданина, юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (пункт 2 статьи 31 ЗК РФ).
В пунктах 5 и 6 статьи 31 ЗК РФ предусмотрено, что результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
В соответствии с пунктом 8 статьи 31 ЗК РФ решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона Ярославской области от 27.04.2007 N 21-з "О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в административном центре Ярославской области" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Ярославской области - городе Ярославле в целях строительства объектов капитального строительства (за исключением жилищного строительства) осуществляется органами исполнительной власти Ярославской области.
На момент принятия ДИЗО решения об отказе заявителю в заключении договора аренды (26.03.2012) вопросы распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Ярославской области - городе Ярославле регулировались Порядком взаимодействия органов исполнительной власти Ярославской области и органов местного самоуправления городского округа города Ярославля при распоряжении земельными участками в городе Ярославле, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденным постановлением губернатора Ярославской области от 30.05.2007 N 487 (далее - Порядок взаимодействия).
В пункте 1.9 Порядка взаимодействия предусмотрено, что постановление Правительства области о предварительном согласовании места размещения объекта действует в течение трех лет и является основанием для: установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами; последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства.
Согласно пункту 1.12 Порядка взаимодействия в случае если в течение девяноста дней с момента направления уведомления о вручении либо выдачи распоряжения о предоставлении земельного участка для строительства гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, не подписали договор, департамент отменяет распоряжение о предоставлении земельного участка для строительства. Предоставление такого земельного участка осуществляется на торгах (конкурсе, аукционе) в соответствии с земельным законодательством.
Из материалов дела следует, что департаментом по управлению государственным имуществом Ярославской области в рамках его полномочий, было издано распоряжение от 26.11.2009 N 562-р "О предоставлении в аренду ООО "Дельта" земельного участка, расположенного в Дзержинском районе г. Ярославля". В предусмотренный пунктом 1.12 Порядка взаимодействия срок, а также в срок установленный в письме ДУГИ от 28.06.2010 N 4103, то есть до 30.08.2010, договор аренды сторонами подписан не был. Доказательств невозможности подписания договора аренды в указанные сроки по независящим от него причинам ООО "Дельта" не представлено. С заявлением о заключении договора аренды земельного участка с кадастровым номером 76:23:011303:42 Общество обратилось лишь в 2012 году.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к верному выводу, что распоряжение ДИЗО от 14.11.2011 N 864-р об отмене распоряжения ДУГИ от 26.11.2009 N 562-р, а следовательно, и отказ Обществу в заключении договора аренды спорного земельного участка, выраженный в письме ДИЗО от 26.03.2012 N ИХ.28-2739/12 соответствует пункту 1.12 Порядка взаимодействия и не нарушает права и законные интересы заявителя.
Требование ООО "Дельта" об обязании Департамента предоставить в аренду указанный земельный участок обоснованно признано судом не подлежащим рассмотрению, так как спор по данному делу, возник из публичных правоотношений и рассматривается по правилам главы 24 АПК РФ, в силу чего гражданско-правовое требование о понуждении к заключению договора аренды не может быть удовлетворено в рамках рассмотрения настоящего спора, как спора, вытекающего из административных правоотношений.
В части требований заявителя о признании недействительным постановления мэра г. Ярославля от 13.06.2012 N 1197 (т. 2, л.д. 7) о признании утратившим силу постановления мэра г. Ярославля от 21.05.2009 N 1377 (т. 1, л.д.16) суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В силу положений пункта 8 статьи 31 ЗК РФ постановление мэра г. Ярославля от 21.05.2009 N 1377 являющееся, по существу, решением о предварительном согласовании места размещения объекта, действует в течение трех лет. Соответственно на момент издания постановления мэра г. Ярославля от 13.06.2012 N 1197 постановление от 21.05.2009 N 1377 утратило силу. В этой связи признание утратившим силу постановления мэра г. Ярославля от 21.05.2009 N 1377 лишь подтверждает факт утраты им юридической силы в соответствии с Законом (п. 8 ст. 31 ЗК).
При таких обстоятельствах наличие неотмененного постановления от 14.10.2009 N 1038-п не имеет юридического значения для решения вопроса о предоставлении Обществу в аренду спорного земельного участка, поскольку распоряжение от 26.11.2009 N 562-р отменено и земельный участок подлежит реализации на торгах.
Судом апелляционной инстанции исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не могут быть положены в основу отмены судебного акта.
Выводы, содержащиеся в обжалуемом судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на полном, объективном и всестороннем исследовании обстоятельств дела.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
С учетом указанного решение суда следует оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "Дельта" - без удовлетворения.
В соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче апелляционной жалобы на решение арбитражного суда уплачивается госпошлина в размере 1000 руб. и в соответствии со статьей 110 АПК РФ относится на ООО "Дельта".
Заявителем при подаче апелляционной жалобы государственная пошлина была оплачена в размере 2000 руб. по платежному поручению от 21.11.2012 N 177, в связи с чем излишне уплаченная государственная пошлина в размере 1000 руб. подлежит возврату плательщику.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 22.10.2012 по делу N А82-6000/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Дельта" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Дельта" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1000 рублей, уплаченную по платежному поручению от 21.11.2012 N 177.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий |
П.И. Кононов |
Судьи |
Г.Г. Буторина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А82-6000/2012
Истец: ООО "Дельта", ООО "Дельта" (представитель Богданова Анна Владимировна)
Ответчик: Департамент имущественных и земельных отношений Ярославской области, Мэрия города Ярославля
Третье лицо: Департамент архитектуры и развития территорий города мэрии города Ярославля, Управление земельных ресурсов мэрии города Ярославля