г. Москва |
|
29 января 2013 г. |
Дело N А40-95748/12-146-16 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 января 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 января 2013 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Румянцева П.В.,
судей: |
Лепихина Д.Е., Кольцовой Н.Н., |
при ведении протокола |
помощником судьи Шимкус М.А., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента земельных ресурсов города Москвы
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 22.10.2012 г. по делу N А40-95748/12-146-16, принятое судьей Роговым
по заявлению ОАО "Механический завод N 2" (ОГРН 1027700332703, 117218, Москва, ул. Кржижановского, д. 31)
к Департаменту земельных ресурсов города Москвы (ОГРН 1037739510423, 115054, ул. Бахрушина, д. 20)
о признании недействительными отказов в оформлении распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте (плане), оформленных письмами от 04.04.2012 г. N 33-5-44-99/12-(0)1 и от 15.05.2012 г. N 33-1Т6-806/12(0)-1, обязании оформить распоряжение об утверждении схемы расположения земельного участка, на котором расположены объекты недвижимости, на кадастровой карте (плане),
при участии:
от заявителя: |
Федянина Е.А. - по дов. N 12-38 от 23.11.2012; |
от ответчика: |
Брызгалова А.Ф. - по дов. N 33-и-7684/12 от 24.12.2012; |
УСТАНОВИЛ:
ОАО "Механический завод N 2" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании недействительными отказов Департамента земельных ресурсов города Москвы (далее - ответчик, государственный орган) в оформлении распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте (плане), оформленных письмами от 04.04.2012 г. N 33-5-44-99/12-(0)1 и от 15.05.2012 г. N 33-1Т6-806/12(0)-1, обязании оформить распоряжение об утверждении схемы расположения земельного участка, на котором расположены объекты недвижимости, на кадастровой карте (плане).
Решением от 22.10.2012 заявленные требования удовлетворены. При этом суд исходил из того, что оспариваемое решение вынесено ответчиком с нарушением норм Земельного кодекса Российской Федерации и нарушает права и охраняемые законом интересы заявителя, в связи, с чем заявленные требования подлежат удовлетворению.
С решением суда не согласился ответчик и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, в удовлетворении заявленных требований отказать.
Заявитель возражает против удовлетворения апелляционной жалобы и просит решение суда оставить без изменения. Представил отзыв на апелляционную жалобу.
Судом апелляционной инстанции дело рассмотрено в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ в обжалуемой части. Оснований для отмены или изменения решения суда не установлено.
Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса РФ, пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.07.1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Таким образом, обстоятельствами, подлежащими установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействий) государственных органов, являются проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативно-правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Суд установил, что срок на подачу заявления, установленный ч. 4 ст. 198 АПК РФ, заявителем не пропущен.
Суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что правовые основания для отказа в удовлетворении требований заявителя на основании пропуска Обществом срока на подачу заявления в арбитражный суд отсутствуют.
Как правильно установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, заявитель является собственником ряда объектов недвижимости расположенных по адресу: г. Москва, ул. Кржижановского, д.31, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права 77-АН N 343004, 77-АМ N 167637, 77-АН N 714165.
Права ОАО "Механический завод N 2" на использование земельного участка общей площадью 2000 кв.м. не оформлены.
Ранее 28.11.1983 распоряжением Мосгорисполкома N 1781-р Главмосстройматериалам во временное пользование была отведена часть территории Проектируемого проезда N 3704 площадью 0,2 га для организации склада металлов Механического завода N 2.
01.01.1992 между Территориальным управлением регулирования землепользования и Механическим заводом N 2 был заключен договор аренды земельного участка N С-24 сроком на 1 год. Пролонгации указанного договора не последовало.
03.04.2012 и 17.04.2012 ОАО "Механический завод N 2" обратилось в службу "одного окна" ТУ ДЗР г. Москвы в ЮЗАО с заявлением и полным комплектом документов и письмом от 17.04.2012 г. N 164 об издании распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Кржижановского, вл. 31, на кадастровой карте (плане) территории. Каких-либо замечаний к форме, содержанию или комплектности представленных документов Департамент не предъявил.
Письмами Департамента земельных ресурсов г. Москвы от 04.04.2012 N 33-5-4499/12-(0)1 и от 15.05.2012 N 33-1Т6-806/12-(0)-1 заявителю было отказано в оформлении распоряжения в силу обстоятельств, ранее неизвестных при приеме документов, а именно, в связи с тем, что участок, на котором расположены здание и сооружения, находится в границах участка улично-дорожной сети, и, соответственно, решение о предоставлении участка для целей эксплуатации объектов капитального строительства, по мнению Департамента, может быть принято только Градостроительно-земельной комиссией г. Москвы.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в Арбитражный суд г. Москвы.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, правильно применил и истолковал нормы материального и процессуального права и на их основании сделал обоснованный вывод о наличии совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных требований.
Поддерживая данный вывод суда первой инстанции, апелляционная коллегия исходит из следующего.
В соответствии со ст. ст. 3, 4 Закона г. Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в городе Москве", решения о предоставлении земельных участков из земель, находящихся в собственности города Москвы, принимаются Правительством Москвы или уполномоченным им органом исполнительной власти города Москвы и являются основанием для оформления правоустанавливающих документов на землю. При этом, правомочия собственника земельных участков от имени города Москвы осуществляют Правительство Москвы и уполномоченный им орган исполнительной власти города Москвы в соответствии с установленным порядком управления и распоряжения землями города Москвы.
В соответствии с Положением о Департаменте земельных ресурсов города Москвы, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 11.03.2011 г. N 65, Департамент земельных ресурсов города Москвы является функциональным органом исполнительной власти города Москвы, который обеспечивает проведение государственной политики в области земельных отношений, осуществляет учет и мероприятия по управлению землями на территории города Москвы, земельными участками, находящимися в собственности города Москвы, и земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
Департамент осуществляет оформление, учет, выдачу и хранение правоудостоверяющих и иных документов на землю, а также принимает решения об утверждении схемы расположения земельного участка, находящегося в собственности города Москвы, либо земельного участка, находящегося в федеральной собственности, либо земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Таким образом, с учетом положений Регламента подготовки документов, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 30.06.2009 г. N 643-ПП, уполномоченным органом по принятию решения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей, является Департамент земельных ресурсов города Москвы.
Согласно ч. 1 ст. 36 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
В силу абз. 1 п. 7 ст. 36 Земельного кодекса РФ в случае отсутствия кадастровой карты (плана) земельного участка орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица на основании дежурной кадастровой карты (плана), содержащей сведения о местоположении земельного участка, и градостроительной документации в месячный срок со дня поступления указанного заявления обеспечивает изготовление кадастровой карты (плана) земельного участка и утверждает проект его границ.
Границы и размеры земельного участка определяются с учетом фактически используемой площади земельного участка в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Границы земельного участка устанавливаются с учетом красных линий, границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка (абз. 2 п. 7 ст. 36 Земельного кодекса РФ).
Порядок утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории в городе Москве установлен постановлением Правительства Москвы от 30.06.2009 N 643-ПП "Об итогах работы Департамента земельных ресурсов города Москвы в 2008 году и мерах по реализации задач в сфере земельных отношений на 2009 год", п. 2.1 которого предусматривает, что если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, физические лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица обращаются в Департамент земельных ресурсов города Москвы с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) территории.
Пункт 3.11 Регламента подготовки документов Департаментом земельных ресурсов города Москвы в режиме "одного окна", утвержденного этим же постановлением, определяет порядок и срок подготовки распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории.
В рассматриваемом случае, заявитель представил все необходимые документы для оформления распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте (плане), правовых оснований для отказа в оформлении распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) у ответчика в данном случае не имелось.
Ссылка Департамента на необходимость сноса принадлежащего Обществу объекта не капитального строительства, расположенного на спорном земельном участке отклоняется апелляционной коллегией как не основанная на законе и противоречащая материалам дела.
Довод Департамента о необходимости устранения пересечений границ земельного участка с улично-дорожной сетью, отклоняется судом, поскольку на основании постановлений Правительства Москвы от 12.04.2011 N 118-ПП, от 16.11.2010 N 1019-ПП на Департамент земельных ресурсов города Москвы возложена обязанность по принятию мер для устранения пересечений границ земельных участков с улично-дорожной сетью, внесению данных вопросов на заседание Градостроительно-земельной комиссии города Москвы.
Довод апелляционной жалобы о том, что заявитель не представил оснований наличия у него права на спорный земельный участок не основан на материалах дела, поскольку общество владеет на праве собственности зданиями и сооружениями, расположенными по адресу: г. Москва, ул. Кржижановского, д.31, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права.
При таких обстоятельствах у ответчика отсутствовали законные основания для принятия решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка, оформленного Письмами Департамента земельных ресурсов г. Москвы от 04.04.2012 N 33-5-4499/12-(0)1 и от 15.05.2012 N 33-1Т6-806/12-(0)-1. Данный отказ, в нарушение положений п. 1 ст. 36 Земельного кодекса РФ, не позволяет заявителю приобрести какие-либо права на земельный участок, занятый принадлежащим ему объектом недвижимости.
При таких обстоятельствах является правомерным вывод суда первой инстанции о необходимости признания оспариваемого отказа ответчика незаконным.
В целях устранения допущенных Департаментом земельных ресурсов г. Москвы нарушений законных прав и интересов заявителя, суд первой инстанции правомерно в соответствии с п. 3 ч. 5 ст. 201 АПК РФ обязал ответчика оформить ОАО "Механический завод N 2" (ОГРН 1027700332703, ИНН 7727072138) распоряжение об утверждении схемы расположения земельного участка, на котором расположены объекты недвижимости, на кадастровой карте (плане).
При изложенных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем оснований для отмены или изменения решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 22.10.2012 г. по делу N А40-95748/12-146-16 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
П.В. Румянцев |
Судьи |
Д.Е. Лепихин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-95748/2012
Истец: ОАО "Механический завод N 2"
Ответчик: Департамент земельных ресурсов города Москвы, ДЗР г. Москвы, ТУ ДЗР г Москвы в ЮЗАО