г. Пермь |
|
29 января 2013 г. |
Дело N А60-36166/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 января 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 января 2013 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гуляковой Г. Н.,
судей Голубцова В. Г., Сафоновой С. Н.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Лапшиной Е. И.,
при участии:
от заявителя ООО "Ремонтно-технический центр Синара" (ОГРН 1069612021687, ИНН 6612021657) - Савельев А. В., паспорт, доверенность от 28.01.2013;
от заинтересованного лица Государственного учреждения - Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 5) - не явились;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заявителя ООО "Ремонтно-технический центр Синара" и заинтересованного лица Государственного учреждения - Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 5)
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 26 ноября 2012 года
по делу N А60-36166/2012,
принятое судьей Колосовой Л.В.,
по заявлению ООО "Ремонтно-технический центр Синара"
к Государственному учреждению - Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 5)
о признании недействительными ненормативных правовых актов,
установил:
ООО "Ремонтно-технический центр Синара" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области о признании недействительными решений Государственного учреждения - Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 5) (далее - заинтересованное лицо, Фонд) от 02.08.2012 N 110 н/с и N 110.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 26.11.2012 заявленные требования удовлетворены частично.
Признано недействительным решение Государственного учреждения - Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 5) от 02.08.2012 N 110 н/с в части начисления и предложения уплатить недоимку в размере 4 855,26 руб., соответствующих пени и штрафов и решение Государственного учреждения - Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N5) от 02.08.2012 N 110 в части начисления и предложения уплатить недоимку в размере 10 830,95 руб., соответствующих пени и штрафов как несоответствующие законодательству о социальном страховании. Суд обязал Государственное учреждение - Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N5) устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Ремонтно-технический центр Синара". В удовлетворении остальной части требований отказано.
Не согласившись с принятым решением в части отказа в удовлетворении заявленных требований, общество обратилось с апелляционной жалобой, в соответствии с которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. Общество полагает, что выплаты, производимые работникам-донорам за дни сдачи крови и предоставляемые в связи с этим дни отдыха, выплаты работникам в период прохождения ими военных сборов не облагаются страховыми взносами в общеустановленном порядке. По мнению заявителя, поскольку спорные выплаты были получены работниками общества не в связи с выполнением трудовых функций, они не являются объектом обложения взносами.
В свою очередь, не согласившись с принятым решением в части удовлетворения заявленных требований, Фонд обратился с апелляционной жалобой, в соответствии с которой просит решение суда в указанной части отменить, в удовлетворении требований заявителя отказать. Фонд настаивает на том, что оплата дополнительных дней отдыха работнику для ухода за детьми-инвалидами облагается страховыми взносами в общеустановленном порядке.
Заявитель и заинтересованное лицо письменные отзывы на апелляционные жалобы не представили.
Заинтересованное лицо, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в заседание суда представителей не направило, что в порядке п.3 ст.156, п.2 ст.200 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения жалобы в его отсутствие.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Фондом произведена документальная выездная проверка общества по вопросу правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов в ФСС РФ за период 2011 года.
Результаты выездной проверки оформлены актами от 28.06.2012 N 110н/с и N 110.
По результатам рассмотрения материалов выездной проверки с учетом возражений заявителя 02.08.2012 заинтересованным лицом приняты решения: N 110 н/с о привлечении страхователя к ответственности за ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, N 110 о привлечении к ответственности за нарушение законодательства РФ о страховых взносах.
Основанием для привлечения общества к ответственности, начисления страховых взносов и пени послужили выводы Фонда о том, что обществом, в нарушение Закона N212-ФЗ и Закона N 125-ФЗ при определении базы для начисления страховых взносов исключены выплаты, производимые работодателем своим работникам в рамках трудовых отношений, а именно: суммы среднего заработка, выплачиваемые за дополнительные выходные дни, предоставляемые для ухода за детьми-инвалидами в соответствии со ст. 262 Трудового кодекса РФ, суммы среднего заработка, начисленные работникам-донорам за дни сдачи крови и предоставляемые в связи с этим дни отдыха в соответствии со ст. 186 Трудового кодекса РФ, суммы среднего заработка, начисленные работнику за период прохождения медицинского освидетельствования, медицинского обследования для решения вопроса о постановке на воинский учет в соответствии с п. 2 ст. 5 Федерального закона от 28.03.1998 N53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".
Полагая, что вынесенные решения Фонда являются незаконными и нарушают права общества, последнее обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Арбитражным судом первой инстанции принято вышеприведенное решение.
Изучив доводы апелляционных жалоб, заслушав мнение представителя общества, оценив представленные доказательства в соответствии с положениями статьи 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции находит выводы суда первой инстанции правильными, соответствующими требованиям закона и материалам дела.
В силу п. 1 ст. 20 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) расчетной базой для начисления страховых взносов являются выплаты, начисленные в виде заработной платы, либо иные источники, определяемые в соответствии с законодательством РФ для граждан, подлежащих обязательному социальному страховании. Исходя из п. 2 названной статьи, страховые взносы начисляются страхователями на начисленную оплату труда по всем основаниям (доходам) и иные определяемые федеральным законом источники доходов, установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В соответствии с п. 3 Правил начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.03.2000 N 184, страховые взносы начисляются на начисленную по всем основаниям оплату труда (доход) работников.
Согласно ч. 1 ст. 7 Закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" п. 1 ч. 1 ст. 5 Закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.
База для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" п. 1 ч. 1 ст. 5 указанного федерального закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных ч. 1 ст. 7 данного федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц (с. 8 Закона N 212-ФЗ).
Перечень сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами, определен ст. 9 Закона N 212-ФЗ.
Согласно п. 2 ст. 22 Закона N 125-ФЗ страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, за исключением надбавок к страховым тарифам и штрафов, уплачивается вне зависимости от других взносов на социальное страхование и включается в себестоимость произведенной продукции (выполненных работ, оказанных услуг) либо в смету расходов на содержание страхователя.
Статьей 20.1 Закона N 125-ФЗ предусмотрено, что объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, выплачиваемые страхователями в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, если в соответствии с гражданско-правовым договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы. База для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных страхователями в пользу застрахованных, за исключением сумм, указанных в ст. 20.2 настоящего федерального закона.
Согласно ст. 186 Трудового кодекса РФ работник освобождается от работы в день сдачи крови и ее компонентов, после каждого дня сдачи крови и ее компонентов работнику предоставляется дополнительный день отдыха, при этом за работником сохраняется средний заработок.
В постановлении от 13.09.2011 N 4922/11 Президиум ВАС РФ изложил толкование понятия "средний заработок", примененного в ст. 186 Трудового кодекса.
Так, законодательное закрепление положения о том, что за работником в упомянутых случаях сохраняется средний заработок, означает, что работнику за день сдачи крови и ее компонентов и день отдыха после выплачивается заработная плата. Названные выплаты работодатель производит в силу закона независимо от наличия или отсутствия соответствующих положений в трудовом договоре, коллективном договоре или соглашении.
В связи с вышесказанным, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии у общества оснований для невключения в облагаемую базу по страховым взносам указанных выплат работникам-донорам. Данные выплаты подлежат включению в базу для начисления страховых взносов, уплачиваемых в Фонд социального страхования РФ, на основании ст. 20.1 Закона N 125-ФЗ, ст. 7 Закона N 212-ФЗ.
Из оспариваемых решений также следует, что основанием для доначислению обществу недоимки, соответствующих пеней и штрафов, послужил вывод Фонда о неправомерности невключения обществом в базу для начисления страховых взносов сумм выплаченного среднего заработка, сохраняемого за работником на время нахождения работающего гражданина на военных сборах.
В силу статьи 170 Трудового кодекса Российской Федерации, работодатель обязан освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей в случаях, если в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами эти обязанности должны исполняться в рабочее время.
Исходя из системного толкования указанных норм, в период военных сборов работающие граждане освобождаются от исполнения трудовых обязанностей, но трудовые отношения между ними и работодателем не прекращаются.
В соответствии с пунктом 7 статьи 1 Закона N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" компенсация расходов, понесенных организациями и гражданами в связи с исполнением настоящего Федерального закона, является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Подпунктом "а" пункта 25 Положения о проведении военных сборов, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2006 N 333, предусмотрено, что финансовое обеспечение предусматривает выплату (возмещение) за время участия в мероприятиях, связанных с призывом на военные сборы: среднего заработка (пособия) с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда по месту постоянной работы (учета в государственном учреждении службы занятости населения) или минимального размера оплаты труда для граждан, не работающих и не состоящих на учете в государственном учреждении службы занятости населения.
Осуществление расходов, указанных в подпункте "а" пункта 25 названного Положения, производится военными комиссариатами в порядке, установленном Правилами компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 704.
Подпунктом 5 пункта 2 Правил компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 704 (далее - Правила N 704) установлено, что компенсации подлежат расходы организаций и граждан, связанные с выплатой среднего заработка (стипендии, пособия) с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда по месту постоянной работы (учебы, учета в государственном учреждении службы занятости населения) - для работающих граждан, учащихся, а также граждан, состоящих на учете в государственном учреждении службы занятости населения.
Таким образом, в отношении работающих граждан, освобожденных от работы с сохранением за ними места работы (должности) на время исполнения им государственных обязанностей, в данном случае - прохождения военных сборов, работодатель несет обязанность по выплате заработной платы с соответствующими отчислениями исходя из фонда оплаты труда.
Перечень выплат и иных вознаграждений физическим лицам, не подлежащих обложению страховыми взносами, установлен в ст. 9 указанного Закона. Средний заработок, сохраняемый на время прохождения работающего гражданина медицинского освидетельствования при подготовке к военной службе, призыву на военную службу, призыву на военные сборы, в названном перечне не указан.
Аналогичные выводы содержатся в определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.10.2012 N ВАС-13062/12.
Следовательно, вывод суда первой инстанции о том, что выплаты работникам в период прохождения ими военных сборов, облагаются страховыми взносами в общеустановленном порядке, суд апелляционной инстанции признает правомерным.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит, поскольку основана на неверном толковании законодательства.
Довод заинтересованного лица о том, оплата дополнительных дней отдыха работнику для ухода за детьми-инвалидами, облагается страховыми взносами в общеустановленном порядке, судом апелляционной инстанции отклоняется в силу следующего.
Оценив назначение спорных выплат, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что выплаты за дополнительные выходные дни, предоставленные для ухода за детьми-инвалидами, носят характер государственной поддержки, поскольку направлены на компенсацию потерь заработка гражданам, имеющим детей-инвалидов и обязанным осуществлять за ними должный уход, имеют целью компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, при этом указанная гарантия не относится по своей природе ни к вознаграждению за выполнение трудовых или иных обязанностей, ни к материальной выгоде.
В соответствии с п. 8 постановления Правительства РФ от 12.02.1994 N 101 "О Фонде социального страхования РФ" оплата дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом с детства до достижения им возраста 18 лет производится за счет средств Фонда социального страхования РФ.
На основании п. 17 ст. 37 Закона N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) РФ в связи с принятием ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" с 01.01.2010 финансовое обеспечение расходов на оплату дополнительных дней, предоставляемых для ухода за детьми-инвалидами в соответствии со ст. 262 Трудового кодекса РФ, осуществляется за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых в установленном порядке бюджету Фонда социального страхования РФ.
Межбюджетный трансферт из федерального бюджета является источником доходов Фонда социального страхования РФ (подп. 1 п. 2 ст. 1, ст. 2 Закона от 08.12.2010 N 334-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования РФ на 2011 и на плановый период 2012 и 2013 годов"). Фонд социального страхования РФ является главным администратором данного вида дохода бюджета Фонда (п. 1 ст. 2 указанного федерального закона). Подпунктом 8 п. 1 ст. 7 данного закона установлено, что Фонд социального страхования РФ вправе осуществлять обеспечение расходов, финансируемых за счет средств федерального бюджета в соответствии с Законом от 24.07.2009 N 213 на выплаты пособий на оплату четырех дополнительных выходных дней работающим родителям для ухода за детьми-инвалидами, производимые непосредственно страхователями, путем взаимного расчета со страхователями по средствам обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Следовательно, оплата дополнительных дней отдыха одному из родителей для ухода за детьми-инвалидами как иная выплата, осуществляемая в соответствии с действующим законодательством, в силу Федерального закона N 212-ФЗ обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов не подлежит, что исключает начисление недоимки по страховым взносам, пени и штрафа.
Таким образом, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Фонда не имеется.
Решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, принято в соответствии с нормами материального и процессуального права. Оснований для его отмены (изменения) в соответствии со ст. 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ расходы по оплате госпошлины относятся на заявителя жалобы в сумме 1000 руб.
Государственное учреждение - Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 5) от уплаты государственной пошлины освобожден в силу ст. 333.37 Налогового кодекса РФ.
Излишне уплаченная по платежному поручению от 10.06.2012 госпошлина в сумме 1000 руб. подлежит возврату налогоплательщику из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 26 ноября 2012 года по делу N А60-36166/2012 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Возвратить ООО "Ремонтно-технический центр Синара" (ОГРН 1069612021687, ИНН 6612021657) из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1000 (одна тысяча) руб., излишне уплаченную по платежному поручению от 10.12.2012 N 3416.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Г.Н.Гулякова |
Судьи |
В.Г.Голубцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-36166/2012
Истец: ООО "Ремонтно-технический центр Синара"
Ответчик: ГУ - Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, ГУ - Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N5), ГУ СРО ФСС РФ (филиал N 5)