г. Красноярск |
|
25 января 2013 г. |
Дело N А33-11195/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена "25" января 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен "25" января 2013 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Севастьяновой Е.В.,
судей: Борисова Г.Н., Колесниковой Г.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Казенновой Е.С.,
при участии:
от заявителя: Сенченко Т.А., представителя по доверенности от 11.07.2012, паспорт; Кузнецова А.Ю., директора на основании приказа от 08.11.2011 N 58/2, паспорт;
от департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска: Лапухиной М.Г., представителя по доверенности от 09.01.2013 N 3, паспорт;
индивидуального предпринимателя Ионина А.Г., паспорт;
от индивидуального предпринимателя Ионина А.Г.: Мороз Е.Н., представителя по доверенности от 05.10.2012, паспорт,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Автобаза N 10"
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "12" ноября 2012 года по делу N А33-11195/2012, принятое судьей Лесковым Р.В.,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Автобаза N 10" (ИНН 2465079504, ОГРН 1032402659486) (далее - ООО "Автобаза N 10", общество) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к администрации города Красноярска, департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г.Красноярска с требованиями:
- о признании незаконным распоряжения администрации города Красноярска от 31.05.2012 N 2568-недв "Об отмене распоряжения администрации города от 18.05.2012 N2399-недв";
- об обязании департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска устранить допущенные нарушения путем подготовки проекта договора купли-продажи земельного участка (категория земель - земли населенных пунктов, кадастровый номер 24:50:0400388:1157, находящийся по адресу: г. Красноярск, ул. Башиловская, 4а, стр.10, сооружение 7, площадью 16 138 кв.м.) на условиях, указанных в распоряжении администрации г. Красноярска от 18.05.2012 N 2399-недв, и направления проекта обществу с ограниченной ответственностью "Автобаза N 10" в двухнедельный срок с даты принятия решения судом.
Определением Арбитражного суда Красноярского края от 09.08.2012 в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен индивидуальный предприниматель Ионин Александр Григорьевич (далее - предприниматель, ИП Ионин А.Г).
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 12.11.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, ООО "Автобаза N 10" обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт на основании следующего:
- в решении суда первой инстанции не дана оценка доводам общества,
- на земельном участке, с заявлением о предоставлении в собственность которого общество обратилось в департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г.Красноярска, объекты недвижимости, принадлежащие на праве собственности предпринимателю, отсутствуют,
- на спорном земельном участке расположен въезд в овощехранилище, состоящий из бетонных блоков, не являющийся объектом недвижимости и не имеющий самостоятельного функционального назначения,
- выписка из технического паспорта нежилого здания от 15.09.2003 не содержит каких-либо сведений о въезде, площадь объекта указана без учета площади указанного въезда,
- новый технический паспорт не соответствует свидетельству о регистрации права собственности по площади объекта,
- технический паспорт не является доказательством регистрации права собственности на въезд в овощехранилище, как и техническое заключение,
- формирование спорного земельного участка соответствует статье 36 Земельного кодекса Российской Федерации,
- отмененное распоряжение прав и законных интересов предпринимателя не нарушало, т.к. предусматривало обеспечение обществом предпринимателю права беспрепятственного доступа к подземному объекту.
Администрация г.Красноярска, уведомленная о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (путем направления копий определения о принятии апелляционной жалобы к производству лицам, участвующим в деле, а также путем размещения публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на официальном сайте Третьего арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: http://www.3aas.arbitr.ru (портал Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации: http: www.arbitr.ru/grad/)) в судебное заседание своего представителя не направила. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассматривалась в отсутствие представителя администрации г.Красноярска.
Представители заявителя изложили доводы апелляционной жалобы. Просят отменить решение суда первой инстанции, заявленные требования удовлетворить.
Представитель департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска изложил доводы отзыва на апелляционную жалобу. Просит суд оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель индивидуального предпринимателя Ионина А.Г. изложила доводы отзыва на апелляционную жалобу. Просит суд оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Автобаза N 10" - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора обстоятельства.
Согласно свидетельствам о государственной регистрации права от 07.02.2005 (серия 24 ДЛ 000622, серия 24 ДЛ 000623), выпискам из ЕГРНИП от 26.03.2012 N N 01/060/2012-132,01/060/2012-131 общество с ограниченной ответственностью "Автобаза N 10" является собственником следующих объектов недвижимости:
- нежилого здания (лит. В1) общей площадью 77,00 кв.м., по адресу: г.Красноярск, ул.Башиловская, дом 4 "а", строение N 10;
- автозаправочной станции застроенной площадью 497,0 кв.м., в составе: нежилого здания (В3,В24) площадью 120,70 кв.м., резервуаров металлических (N N 5,6,7,7,8,10,11,12) объемом по 28 м3, N9 - объемом 15 м3, распределительных колонок (NN 1,2,3,4) по адресу: г.Красноярск, ул.Башиловская, дом 4 "а", соор.7.
24.02.2010 на государственный кадастровый учет поставлен земельный участок с кадастровым номером 24:50:0400388:180, общей площадью 17967 кв.м., находящийся по адресу: г.Красноярск, ул.Башиловская, 4 "а", строения 3,8,10, ул.Башиловская, 4 "а" сооружения 7 (кадастровый паспорт земельного участка от 02.09.2011 N 24ЗУ/11-142018).
Согласно сведениям о частях земельного участка и обременениях данного кадастрового паспорта, находящиеся в его составе объекты недвижимого имущества занимают следующую площадь:
- нежилое здание, по адресу: г.Красноярск, ул.Башиловская, дом 4 "а", строение N 10 - 134 кв.м.;
- сооружение автозаправочная станция по адресу: г.Красноярск, ул.Башиловская, дом 4 "а", соор.7 - 464 кв.м.;
- нежилое здание по адресу: г.Красноярск, ул.Башиловская, 4 "а", строение 8 - 630 кв.м.
В соответствии с представленными в материалы дела свидетельствами о праве собственности индивидуальный предприниматель Ионин А.Г. является собственником следующих объектов недвижимого имущества:
- нежилого здания, общей площадью 171,7 кв.м. лит В12, находящегося по адресу: г.Красноярск, ул.Башиловская, 4 "а", строение 8 (свидетельство о государственной регистрации права от 07.09.2011 24 ЕК N 063456);
- нежилого помещения, общей площадью 138,5 кв.м., расположенного на 1 этаже здания по адресу: г.Красноярск, ул. Пограничников, д.44 "г", пом.4 (свидетельство о государственной регистрации права 03.10.2011 24 ЕК N 372208);
- нежилого помещения, общей площадью 222,9 кв.м., расположенного на первом этаже здания по адресу: г.Красноярск, ул.Пограничников, д.44 "г", пом.34 (свидетельство о государственной регистрации права от 03.10.2011 24 ЕК N 372209);
- нежилого помещения, общей площадью 136 кв.м., распложенного на первом этаже здания по адресу: г.Красноярск, ул.Пограничников, д.44 "г", пом.5 (свидетельство о государственной регистрации права от 03.10.2011 24 ЕК N 372207).
Как следует из технического паспорта, представленного ИП Иониным А.Г. на объект недвижимого имущества "овощехранилище", общей площадью 171,7 кв.м. лит В12, находящийся по адресу: г.Красноярск, ул.Башиловская, 4 "а", строение 8, данный объект представляет из себя нежилое подземное, одноэтажное здание из железобетонных блоков с тамбуром.
24.11.2011 заявитель обратился к заместителю главы города - руководителю департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г.Красноярска с заявлением о выдаче технического задания для организации ООО "Земпроект" на выполнение землеустроительных работ с оформлением документации необходимой для осуществления государственного кадастрового учета земельного участка, находящегося по адресу: г.Красноярск, ул.Башиловская, 4 "а", стр.10, соор.7, занимаемого объектами недвижимости.
02.12.2011 управлением архитектуры администрации г.Красноярска выдано заключение о возможном формировании земельного участка (N 4710). Согласно данному заключению - возможно установление сервитута на рассматриваемом земельном участке в случае обращения заинтересованного лица (территория используется для проезда к зданиям иного собственника).
10.01.2012 по заявке заявителя кадастровым инженером Нестеренко А.Ю. составлен межевой план в результате выполнения кадастровых работ в связи с образованием земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположенного по адресу: г.Красноярск, ул.Башиловская, 4 "а" стр.10, сооружение 7. Согласно межевому плану определена площадь земельного участка в размере 16138+- 44 кв.м., определено место нахождения земельного участка.
02.02.2012 департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации г.Красноярска утверждена план-схема размещения земельного участка в составе кадастрового квартала N 24:50:04 00 388, составленная кадастровым инженером Нестеренко А.Ю. 06.12.2011.
08.02.2012 заявитель обратился с заявлением в филиал ФГБУ "ФКП Росреестра по Красноярскому краю" с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет в соответствии с межевым планом земельного участка и выдаче кадастрового паспорта.
Решением от 14.02.2012 филиала ФГБУ "ФКП Росреестра по Красноярскому краю" N Ф24/12-2-11319 принято решение о постановке земельного участка на кадастровый учет.
14.02.2012 выдан кадастровый паспорт земельного участка N 24/12-30239, в соответствии с которым земельному участку площадью 16 138 кв.м., по адресу г.Красноярск, ул.Башиловская, 4 "а", стр.10, соор.7, присвоен кадастровый номер 24:50:0400388:1157.
Как следует из кадастрового паспорта N 24/12-30239, земельный участок площадью 16 138 кв.м., по адресу г.Красноярск, ул.Башиловская, 4 "а", стр.10, соор.7, с кадастровым номером 24:50:0400388:1157, был сформирован с включением в его состав земельного участка, занимаемого пандусом объекта недвижимого имущества "овощехранилище", общей площадью 171,7 кв.м.лит В12, находящегося по адресу: г.Красноярск ул.Башиловская, 4 "а", строение 8, принадлежащего на праве собственности ИП Ионину А.Г.
27.03.2012 заявитель обратился в департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г.Красноярска с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400388:1157 в собственность за плату. Согласно сообщению заявителя, приложенному к заявлению, на земельном участке находятся объекты недвижимого имущества (сооружение АЗС и нежилое здание), принадлежащие на праве собственности ООО "Автобаза N 10". В соответствии с заключением по состоянию земельного участка от 29.03.2012 N 17886 департамента муниципального имущества и земельных отношений большая часть земельного участка свободна от застройки, по территории осуществляет проезд смежных землепользователей к своим зданиям и строениям, ограждение со стороны улицы Башиловская расположено за границей предоставления.
17.04.2012, в связи с приобретением объектов недвижимого имущества, ИП Ионин А.Г. обратился в департамент муниципального имущества с заявлением о включении его в число арендаторов по договору аренды земельного участка с множественностью лиц на стороне арендатора N 637 от 23.03.2011 с кадастровым номером 25:50:0400388:163, находящегося по адресу: г.Красноярск, ул.Пограничников, д.44 "г".
23.04.2012, 24.04.2012 ИП Ионин А.Г. обращался к департаменту с заявлениями о прекращении нарушения его прав собственника объекта недвижимого имущества, находящегося на земельном участке с кадастровым номером 24:50:0400388:1157, а также его расформировании и снятии с кадастрового учета.
18.05.2012 администрацией города Красноярска принято распоряжение N 2399-недв о предоставлении ООО "Автобаза N 10" в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400388:1157 для эксплуатации нежилого здания, (лит. В1), сооружения автозаправочной станции.
22.05.2012 ИП Ионин А.Г. обратился в департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г.Красноярска с заявлением о предоставлении для ознакомления документов, на основании которых был расформирован земельный участок с кадастровым номером 24:50:0400388:180, сформирован земельный участок с кадастровым номером 24:50:0400388:1157. Указал на факт наличия на сформированном земельном участке с кадастровым номером 24:50:0400388:1157 объектов недвижимого имущества, принадлежащих Ионину А.Г. на праве собственности.
28.05.2012 заместителем руководителя департамента муниципального имущества и земельных отношений схема расположения земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400388:1157 признана недействительной.
Распоряжением от 31.05.2012 N 2568 администрация города Красноярска отменила распоряжение администрации от 18.05.2012 N 2399-недв. Основанием данного распоряжения определены статья 36 Земельного кодекса Российской Федерации, а также обращение индивидуального предпринимателя Ионина А.Г.
09.06.2012 в орган кадастрового учета предоставлен межевой план земельного участка, подготовленный в результате образования земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположенного по адресу: г.Красноярск, ул.Башиловского 4 "а", строение 8, заказчиком которого выступил ИП Ионин А.Г. Согласно схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории (утв. департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации г.Красноярска 07.06.2012), площадь участка составляет 15614 кв.м. Кадастровым инженером при формировании земельного участка составлен акт согласования местоположения границ земельного участка, в котором 13.06.2012 произведено согласование границ будущего участка с администрацией Советского района г.Красноярска.
Как следует из представленной в дело кадастровой выписки о земельном участке от 13.06.2012 N 24/12-169520, земельный участок с кадастровым номером 24:50:0400388:1157 снят с кадастрового учета 13.06.2012.
20.06.2012 на государственный кадастровый учет поставлен земельный участок с кадастровым номером 24:50:0400388:1165, общей площадью 15614 кв.м., находящийся по адресу: г.Красноярск, ул.Башиловская, 4 "а", сооружение 8.
25.06.2012 ИП Ионин А.Г. обратился в департамент муниципального имущества и земельных отношений с заявление о предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400388:1165, в границах которого находится объект недвижимого имущества, принадлежащий предпринимателю, а именно: нежилое здание по ул.Башиловской, 4 "а", строение 8.
Согласно заключению от 28.06.2012 "По состоянию земельного участка" Управления архитектуры администрации г.Красноярска и заключению "О возможном формировании земельного участка" того же органа от 18.07.2012 сформированный в указанных границах земельный участок не обеспечивает прав свободного доступа к объектам, находящимся на праве собственности (аренды) у смежных землепользователей (единственно возможные подъезды и подходы к объектам недвижимости осуществляются по формируемому земельном участку), рекомендовано предоставить данный земельный участок в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора.
24.07.2012 администрацией г.Красноярска принято распоряжение N 3876-недв о предоставлении в собственность за плату ИП Ионину А.Г. земельного участка по ул.Башиловской 4а, сооружение 8, с кадастровым номером 24:50:0400388:1165, общей площадью 15614 кв.м.
27.07.2012 между департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации г.Красноярска и ИП Иониным А.Г. подписан договор купли-продажи вышеуказанного земельного участка за N 1618.
В дело ИП Иониным А.Г. представлено экспертное заключение ООО "Экспертное бюро. Юриспруденция и строительство" от 19.06.2012, согласно которому нежилое здание, расположенное на спланированной территории в Советском районе г.Красноярска, по ул.Башиловская, 4 "а", сооружение 8, по функциональному назначению и правовому статусу не является капитальным строением, а по признаку технологической взаимосвязи относится к зданиям вспомогательного назначения.
Согласно заключению ОАО "Научно-технический прогресс" N 510/1 от 02.08.2011 нежилое строение складского назначения, расположенное на территории производственной базы по адресу: г.Красноярск, Советский район, ул.Пограничников, 44 "г", относится к категории временных строений.
Согласно техническому заключению ОАО "Научно-технический прогресс" N 52-338/15 от 27.08.2012 нежилое строение складского назначения, расположенное на земельном участке по ул.Башиловская, 4 "а", сооружение 8, относится к 3 уровню ответственности и является временным.
Согласно техническому заключению ОАО "Научно-технический прогресс" N 52-337/15 от 27.08.2012 эксплуатация подземного сооружения (овощехранилища) - нежилого здания расположенного по адресу: г.Красноярск, ул.Башиловская, 4 "а", сооружение 8, литера В12, без использования пандуса невозможна, существующий пандус и овощехранилище являются единым капитальным сооружением. В дело представлен также технический паспорт на нежилое здание - строение 8, литера В12, расположенного по адресу: г.Красноярск, ул.Башиловская, 4 "а", сооружение 8, составленный на 13.09.2012.
Заявитель, полагая распоряжение от 31.05.2012 N 2568 несоответствующим действующему законодательству и нарушающим права и законные интересы общества, обратился в Арбитражный суд Красноярского края к администрации города Красноярска, департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска с указанными выше требованиями.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. Статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.
Оспариваемое распоряжение датировано 31.05.2012, заявление об оспаривании данного акта подано в суд 12.07.2012. С учетом данных обстоятельств, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что заявителем соблюдены сроки, определенные в статье 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции, что оспариваемое распоряжение соответствуют действующему законодательству и не нарушает прав и законных интересов заявителя на основании следующего.
В соответствии с основными принципами земельного законодательства, изложенными в статье 1 Земельного кодекса Российской Федерации, все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами; регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.
Согласно положениям статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
При этом, исходя из пункта 11 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", распоряжение земельными участками осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если настоящим Федеральным законом или другим федеральным законом не предусмотрено иное. Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для осуществления распоряжения ими. Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Согласно статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Кодекса.
В соответствии с пунктом 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" определено, что муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Статьей 48 вышеуказанного федерального закона предоставлено право органам местного самоуправления отменять муниципальные правовые акты.
Апелляционная коллегия с учетом положений статьи 11 Кодекса, подпункта 3 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", подпункта 3 пункта 1 статьи 7, пунктов 1 и 2 статьи 46 Устава города Красноярска, пункта 3.13 Положения о департаменте муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска, утвержденного постановлением администрации города Красноярска от 15.02.2001 N 55/, пунктов 1.4, 2.5.1 Регламента оказания департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска услуги по предоставлению собственникам зданий, строений, сооружений, земельных участков в собственность за плату, утвержденного распоряжением администрации города Красноярска от 12.08.2010 N 111-р, пункта 1, 1.7 Приложения N 3 к распоряжению Главы города от 22.12.2006 N 270-р "Об утверждении должностных обязанностей Главы города" соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что распоряжение от 12.07.2011 N 2365-недв подписано уполномоченным должностным лицом - заместителем Главы города, руководителем Департамента муниципального имущества и земельных отношений Кирилюк Е.В.
Порядок приобретения прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения, урегулирован статьей 36 Кодекса.
В силу части 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Частью 5 указанной статьи установлено, что для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта. Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, утвержден приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.10.2007 N 370 (далее - Перечень).
В указанный перечень включены, в том числе следующие документы: при наличии зданий, строений, сооружений на приобретаемом земельном участке - выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) о правах на здание, строение, сооружение, находящиеся на приобретаемом земельном участке, уведомление об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений о зарегистрированных правах на указанные здания, строения, сооружения; копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на такое здание, строение, сооружение, если право на такое здание, строение, сооружение в соответствии с законодательством Российской Федерации признается возникшим независимо от его регистрации в ЕГРП, а также сообщение заявителя, содержащее перечень всех зданий, строений, сооружений, расположенных на земельном участке, в отношении которого подано заявление о приобретении прав, с указанием (при их наличии у заявителя) их кадастровых (инвентарных) номеров и адресных ориентиров.
Частью 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в месячный срок со дня поступления указанного в части 5 статьи 36 Кодекса заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности; в месячный срок с даты принятия такого решения осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
В соответствии с пунктом 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Как следует из материалов дела (в том числе выписок из ЕГРНИП от 26.03.2012 N N 01/060/2012-132, 01/060/2012-131) заявителю на праве собственности принадлежат следующие объекты недвижимого имущества:
- нежилое здание (лит. В1) общей площадью 77,00 кв.м., по адресу: г.Красноярск, ул.Башиловская, дом 4 "а", строение N 10;
- автозаправочная станция застроенной площадью 497,0 кв.м., в составе: нежилого здания (В3, В24) площадью 120,70 кв.м., резервуаров металлических (N N 5,6,7,7,8,10,11,12) объемом по 28 м3, N9 - объемом 15 м3, распределительных колонок (NN 1,2,3,4) по адресу: г.Красноярск, ул.Башиловская, дом 4 "а", соор.7.
ООО "Автобаза N 10" была инициирована процедура оформления земельного участка непосредственно занимаемого данными объектами, и необходимого для их эксплуатации.
02.02.2012 департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации г.Красноярска утверждена план-схема размещения земельного участка в составе кадастрового квартала N 24:50:04 00 388, составленная кадастровым инженером Нестеренко А.Ю. 06.12.2011.
Решением от 14.02.2012 филиала ФГБУ "ФКП Росреестра по Красноярскому краю" N Ф24/12-2-11319 принято решение о постановке земельного участка на кадастровый учет.
14.02.2012 выдан кадастровый паспорт земельного участка N 24/12-30239, в соответствии с которым земельному участку площадью 16 138 кв.м., по адресу г.Красноярск, ул.Башиловская, 4 "а", стр.10, соор.7, присвоен кадастровый номер 24:50:0400388:1157.
18.05.2012, на основании обращения заявителя от 27.03.2012, администрацией города Красноярска принято распоряжение N 2399-недв о предоставлении ООО "Автобаза N 10" в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400388:1157 для эксплуатации нежилого здания, (лит. В1), сооружения автозаправочной станции.
Вместе с тем, как следует из материалов дела, индивидуальный предприниматель Ионин А.Г. является собственником нежилого здания, общей площадью 171,7 кв.м., лит В12, находящегося по адресу: г.Красноярск, ул.Башиловская, 4 "а", строение 8 (свидетельство о государственной регистрации права от 07.09.2011 24 ЕК N 063456).
Согласно техническому паспорту, составленному по состоянию на 15.09.2003, на объект недвижимого имущества "овощехранилище", общей площадью 171,7 кв.м., лит В12, находящееся по адресу: г.Красноярск, ул.Башиловская, 4 "а", строение 8, данный объект представляет из себя нежилое подземное, одноэтажное здание из железобетонных блоков с тамбуром. На плане нежилого здания, являющегося приложением к указанному техническому паспорту, объект, принадлежащий предпринимателю, изображен вместе с пандусом, который является входом (въездом) в овощехранилище, имеет длину 36,5 м., ширину 4,80 м, и представляет вместе с овощехранилищем единый неделимый объект недвижимости.
Материалами дела подтверждается и заявителем не оспаривается тот факт, что земельный участок площадью 16 138 кв.м., по адресу г.Красноярск, ул.Башиловская, 4 "а", стр.10, соор.7, с кадастровым номером 24:50:0400388:1157, был сформирован с включением в его состав земельного участка, на котором находится указанный выше пандус.
Следовательно, сообщение ООО "Автобаза N 10", приложенное к заявлению о выкупе земельного участка, о том, что на земельном участке находятся только объекты недвижимого имущества (сооружение АЗС и нежилое здание), принадлежащие на праве собственности ООО "Автобаза N 10" не соответствует действительности, т.к. в границах данного участка находится указанный пандус, т.е. часть объекта, не принадлежащего заявителю на праве собственности.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованным выводам о том, что формирование земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400388:1157 на основании утвержденной департаментом муниципального имущества 02.02.2012 схемы размещения земельного участка в составе кадастрового квартала N 24:50:04 00 388 произведено с нарушением положений ст.36 Земельного кодекса Российской Федерации. Принятие 18.05.2012 администрацией города Красноярска распоряжения N 2399-недв о предоставлении ООО "Автобаза N 10" в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400388:1157 для эксплуатации нежилого здания, (лит.В1), сооружения автозаправочной станции не соответствовало положениям указанной статьи и нарушало права и законные интересы ИП Ионина А.Г.
На основании обращений предпринимателя от 23.04.2012, 24.04.2012 и 22.05.2012, в связи с выявлением указанных выше обстоятельств, заместителем руководителя департамента муниципального имущества и земельных отношений схема расположения земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400388:1157 признана недействительной, распоряжением администрации города Красноярска от 31.05.2012 N 2568 отменено распоряжение администрации от 18.05.2012 N 2399-недв.
Согласно статье 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости. Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
На основании анализа изложенных выше норм и установленных по делу фактических обстоятельств, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о законности оспариваемого распоряжения.
Доводы общества о том, что на земельном участке, о предоставлении в собственность которого общество обратилось с заявлением в департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г.Красноярска, объекты недвижимости, принадлежащие на праве собственности предпринимателю, отсутствуют; на спорном земельном участке расположен въезд в овощехранилище, состоящий из бетонных блоков, не являющийся объектом недвижимости и не имеющий самостоятельного функционального назначения, отклоняются судом апелляционной инстанции на основании следующего.
Из представленных в материалы дела документов (в том числе, технического заключения ОАО "Научно-технический прогресс" N 52-337/15 от 27.08.2012) следует, что эксплуатация подземного сооружения (овощехранилища) - нежилого здания расположенного по адресу: г.Красноярск, ул.Башиловская, 4 "а", сооружение 8, лит. В12, без использования пандуса невозможна, существующий пандус и овощехранилище являются единым капитальным сооружением.
Ссылка заявителя на то обстоятельство, что указанное заключение выполнено после вынесения оспариваемого распоряжения не изменяет вывода о невозможности эксплуатации подземного сооружения (овощехранилища) без использования пандуса.
Довод общества о том, что выписка из технического паспорта нежилого здания от 15.09.2003 не содержит каких-либо сведений о въезде, площадь объекта указана без учета площади указанного въезда, является несостоятельным, поскольку не влияет не вывод суда первой инстанции о законности оспариваемого распоряжения. Кроме того, как указывалось выше, на плане нежилого здания, являющегося приложением к указанному техническому паспорту, объект, принадлежащий предпринимателю, изображен вместе с пандусом, который является входом (въездом) в овощехранилище, имеет длину 36,5 м., ширину 4,80 м., и представляет вместе с овощехранилищем единый неделимый объект недвижимости.
Доводы о том, что новый технический паспорт не соответствует свидетельству о регистрации права собственности по площади объекта, технический паспорт не является доказательством регистрации права собственности на въезд в овощехранилище, как и техническое заключение, отклоняются судом апелляционной инстанции. Материалами дела подтверждается и заявителем не оспаривается тот факт, что земельный участок с кадастровым номером 24:50:0400388:1157 был сформирован с включением в его состав земельного участка, на котором находится указанный выше пандус, без которого эксплуатация подземного сооружения (овощехранилища), принадлежащего на праве собственности Ионину А.Г., невозможна.
Довод заявителя о том, что формирование спорного земельного участка соответствует статье 36 Земельного кодекса Российской Федерации, опровергается представленными в материалы дела доказательствами. В силу изложенных выше норм у общества отсутствовало право на приватизацию земельного участка, на котором расположен объект, принадлежащий другому лицу.
Довод общества о том, что отмененное распоряжение прав и законных интересов предпринимателя не нарушало, т.к. предусматривало обеспечение обществом предпринимателю права беспрепятственного доступа к подземному объекту, является несостоятельным, поскольку в силу изложенных выше норм предприниматель сам вправе был претендовать на предоставление в собственность спорного земельного участка.
Кроме того, суд апелляционной инстанции обращает внимание на то, что из изложенных выше норм следует, что действующее законодательство предусматривает исключительное право на приобретение в собственность земельных участков только для лиц, которым принадлежат объекты недвижимого имущества, расположенные на конкретных земельных участках. У лица не возникает исключительного права на земельный участок, на котором отсутствуют принадлежащие ему на праве собственности объекты недвижимого имущества. Аналогичная позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 8985/08 от 23.12.2008. Поскольку на испрашиваемом земельном участке помимо объектов, принадлежащих обществу, располагался объект, принадлежащий другому лицу, общество не вправе было претендовать на предоставление в собственность земельного участка, занятого не принадлежащим ему объектом.
Более того, размер земельного участка, который заявитель желает приобрести, непосредственно связан с функциональным назначением объекта и ограничен пунктом 2 статьи 35 и пунктом 3 статьи 33 Земельного кодекса Российской Федерации.
Следовательно, общество имело право претендовать на предоставление в собственность земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400388:1157, только в той части, которая занята объектами недвижимости, принадлежащими заявителю на праве собственности, и необходима для их использования.
Аналогичная позиция отражена в пункте 13 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11.
Противоположное толкование названных норм ведет к тому, что, злоупотребляя положениями статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, любое лицо имеет возможность без проведения аукциона приобрести в собственность участок, размер которого многократно превышает площадь недвижимости и площадь земли, необходимый для ее эксплуатации, поэтому исключительное право на приобретение участка, предусмотренное статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, должно распространяться на экономически обоснованный размер участка в соответствии с нормами статьи 33 Земельного кодекса Российской Федерации.
Аналогичная позиция содержится в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.03.2011 N ВАС-13535/10 по делу N А41-42032/09.
Заявитель не обосновал возможность и необходимость предоставления земельного участка в испрашиваемом размере - 16 138 кв.м., в том числе в части, занятой указанным выше пандусом, учитывая размер площади принадлежащих обществу на праве собственности объектов недвижимости: нежилое здание (лит. В1) общей площадью 77,00 кв.м., по адресу: г.Красноярск, ул.Башиловская, дом 4 "а", строение N 10; автозаправочная станция застроенной площадью 497,0 кв.м., в составе: нежилого здания (В3, В24) площадью 120,70 кв.м., резервуаров металлических (N N 5,6,7,7,8,10,11,12) объемом по 28 м3, N9 - объемом 15 м3, распределительных колонок (NN 1,2,3,4) по адресу: г.Красноярск, ул.Башиловская, дом 4 "а", соор.7.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что оспариваемое распоряжение соответствует действующему законодательству, прав и законных интересов общества не нарушает.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда первой инстанции.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Красноярского края от "12" ноября 2012 года по делу N А33-11195/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Е.В. Севастьянова |
Судьи |
Г.Н. Борисов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-11195/2012
Истец: ООО Автобаза N 10
Ответчик: Администрация города Красноярска, Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска
Третье лицо: И.П. Ионин А. Г., Ионин Александр Григорьевич, Управление Росреестра по Красноярскому краю, ф-л ФГБУ "ФКП Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Кк
Хронология рассмотрения дела:
22.05.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-1622/13
25.01.2013 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-5896/12
12.11.2012 Решение Арбитражного суда Красноярского края N А33-11195/12
20.09.2012 Определение Арбитражного суда Красноярского края N А33-11195/12