Налоговый контроль
| |
Категория изменений, нормативный акт
|
Основные изменения с 1 января 2009 года
|
Устранение несбалансированности.
Федеральный закон от 26 ноября 2008 г. N 224-ФЗ |
Пункт 2 статьи 88 НК РФ дан в новой редакции, устраняющей возможность возобновления трехмесячного срока, в течение которого налоговый орган может начать проведение камеральной проверки, - с момента представления дополнительных документов к налоговой декларации (расчету).
Таким образом, единственной датой исчисления указанного срока является момент представления декларации (расчета), в том числе уточненного документа. |
Изменение процедуры проведения налоговых проверок.
Федеральный закон от 26 ноября 2008 г. N 224-ФЗ |
Статья 88 НК РФ дополнена пунктом 9.1, устанавливающим, что если в ходе камеральной проверки налогоплательщик представит уточненную декларацию (расчет) в порядке ст. 81 НК РФ, то текущая камеральная проверка прекращается, и после этого "начинается новая камеральная налоговая проверка на основе уточненной налоговой декларации (расчета)". Как следствие, сроки проведения камеральной проверки начинают течь заново.
|
Совершенствование процедуры взаимодействия с налогоплательщиками.
Федеральный закон от 26 ноября 2008 г. N 224-ФЗ |
Абзац второй пункта 4 ст. 101, абзац первый пункта 5 ст. 100 НК РФ уточнен, установлен пятидневный срок для вручения (или передачи способом, свидетельствующим о дате получения соответствующим лицом) акта налоговой проверки с момента составления акта.
Если представитель налогоплательщика уклоняется от подписи акта, акт налоговой проверки отправляется по почте заказным письмом. Датой вручения считается шестой день считая с даты отправки заказного письма.
Напомним, что в соответствии с п. 6, 7 ст. 6.1 НК РФ данный срок будет исчисляться в рабочих днях, а датой истечения срока, пришедшегося на нерабочий день, считается следующий за таким днем рабочий день. Изменения произведены в интересах налогового органа для конкретизации процедуры уведомления и установления бесспорности причинно-следственной связи отправки документа и его получения. При соблюдении данной процедуры факт неполучения предстоит доказывать налогоплательщику. Вместе с тем, неопределенным является положение об "ином способе, свидетельствующим о дате получения" документа, отсутствует возможность ответственности организации связи. |
Дискреционные полномочия Министра финансов России по изменению срока уплаты налогов и сборов в отношении некоторых налогоплательщиков
Федеральный закон от 26 ноября 2008 г. N 224-ФЗ |
Новая редакция ст.ст. 63, 64, 67 НК РФ. Введена ст. 64.1 НК РФ.
Установлены дискреционные полномочия Министра финансов России по изменению срока уплаты налогов и сборов (одного или нескольких) в отношении индивидуально-определенных лиц, по их заявлению. К заявлению прилагаются предусмотренные п. 2 ст. 64.1 НК РФ документы. Копия заявления направляется в налоговый орган по месту учета. Рассмотрение заявления возможно, если задолженность налогоплательщика на первое число месяца подачи этого заявления превысит 10 миллиардов рублей и при этом единовременное погашение создает угрозу негативных социально-экономических последствий. Срок рассмотрения - один месяц. Решение об отсрочке (рассрочке) в части сумм, причитающихся к уплате другим администраторам бюджета, кроме Минфина России, нужно дополнительно согласовывать с ними (в соответствующих случаях: финансовый орган субъекта РФ или местного самоуправления, или ФСС, или ПФР). Пунктом 2 ст. 64.1 НК РФ установлены гарантии возможной публичности процесса принятия решения: письменное согласие организации на разглашение сведений, составляющих налоговую тайну, связанных с рассмотрением заявления организации (пп. 4 п. 2 ст. 64.1 НК РФ).
Исходя из анализа п. 5 ст. 64.1 НК РФ в качестве условия предоставления отсрочки или рассрочки возможно требование о финансовом обеспечении.
Последствием положительного решения об отсрочке (рассрочке) и дальнейшего использования налогоплательщиком такой возможностью станет начисление процентов в размере 1\2 ставки рефинансирования ЦБ РФ в течение всего срока использования. |
Налог на добавленную стоимость (НДС)
| |
Категория изменений, нормативный акт
|
Основные изменения с 1 января 2009 года |
Изменение порядка уплаты налога
Федеральный закон от 13 октября 2008 г. N 172-ФЗ "О внесении изменения в статью 174 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Норма распространяется на правоотношения по уплате налога за налоговые периоды начиная с третьего квартала 2008 года. |
Уплата исчисленных сумм НДС за истекший налоговый период производится равными долями не позднее 20-го числа каждого из трех месяцев, следующего за истекшим налоговым периодом (изменена формулировка абзаца первого п. 1 ст. 174 НК РФ). Исключения из этого общего правила могут быть установлены Кодексом.
Вместе с тем, продолжает действовать норма п. 4 ст. 174 НК РФ: сумма налога, исчисляемая в случае выставления лицами, указанными в п. 5 ст. 173 НК РФ, покупателю счет-фактуры, - подлежит уплате в бюджет не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (кварталом). |
Комплексные изменения. Введение возможности вычета НДС при предоплате товаров (работ, услуг), имущественных прав. Счет-фактура на предоплату.
Федеральный закон от 26 ноября 2008 г. N 224-ФЗ |
При получении от покупателя товаров, (работ, услуг), имущественных прав с 1 января 2009 года сумма предоплаты по заключенному договору продавец обязан предъявить сумму НДС и выставить в обычном порядке счет-фактуру (с добавлением новых реквизитов согласно п. 5.1 ст. 169 НК РФ) в двух экземплярах, передать его покупателю. Сумма НДС исчисляется по расчетной ставке (п. 4 ст. 164 НК РФ).
На основании выставленной счет-фактуры покупатель может принять сумму НДС к вычету по всему размеру предоплаты (п. 12 ст. 171 НК РФ.
Если договор будет расторгнут до завершения исполнения (передача товара, результата работ, завершения оказания услуг, передача имущественного права), или финансовые условия, условия об объекте передачи соответствующим образом изменятся, то ранее предъявленный к вычету НДС необходимо будет восстановить двумя способами на выбор налогоплательщика (абзац второй пп. 3 п. 3 ст. 170 НК РФ): - в том налоговом периоде (квартал), в котором расторжение или изменение договора произошло; - в течение налогового периода (квартала), в котором сумма НДС предъявлена к вычету. |
Комплексные изменения. Совершенствование администрирования. Устранения избыточных ограничений оборота.
Федеральный закон от 26 ноября 2008 г. N 224-ФЗ |
Отменена необходимость обмена платежными поручениями при товарообменных операциях, зачете взаимных требований, оплате товаров (работ, услуг, имущественных прав) ценными бумагами. Утратил силу абзац второй п. 4 ст. 168 НК РФ, п. 2 ст. 172 НК РФ.
Обратите внимание на то, что в соответствие с п. 12 ст. 9 Федерального закона от 26 ноября 2008 г. N 224-ФЗ при товарообменной операции (зачете взаимных требований, расчете ценными бумагами) в счет приобретенного и принятого к учету до 31 декабря 2008 года товара (работы, услуги, имущественного права) действует порядок вычета 2008 года, то есть будет необходим обмен платежными поручениями. Некоторая трудность, вероятно, возникнет при частичной поставке товаров по одному договору; договорам, связанным с государственной регистрацией перехода права; по долгосрочным договорам. |
Расширение круга лиц, действующих в качестве налогового агента
Федеральный закон от 26 ноября 2008 г. N 224-ФЗ |
Юридические лица и индивидуальные предприниматели с 1 января 2009 года выступают налоговыми агентами при реализации на территории России государственного (в том числе имущества субъекта РФ) или муниципального имущества, если это имущество не закреплено за следующими лицами, чье имущество составляет казну соответствующего уровня: ГУП или МУП на праве хозяйственного ведения или оперативного управления; иными предприятиями и учреждениями.
Налоговая база определяется как сумма дохода от реализации (передачи) этого имущества с учетом налога отдельно при передаче каждой вещи. Налог исчисляется расчетным методом.
Введен абзац второй п. 3 ст. 161 НК РФ.
Обратите внимание! применяется при отгрузке имущества, осуществляемого начиная с 1 января 2009 года, то есть независимо от даты оплаты. В п. 3 ст. 161 НК РФ имущественные права не указаны, и не являются имуществом в смысле НК РФ (ст. 38 НК РФ). Возможна ситуация, когда имущественные права будут входить в состав предприятия как единого, неделимого имущественного комплекса, воспринимаемого законодателем как недвижимость и отраженного в составе имущественного комплекса при государственной регистрации объекта.
|
Устранение пробела в законодательстве
Федеральный закон от 26 ноября 2008 г. N 224-ФЗ |
Становятся налоговыми агентами налогоплательщики, состоящие на налоговом учете в РФ, приобретающие имущественные права у иностранных лиц, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков (изменение п. 5 ст. 161 НК РФ)
Ранее норма п. 5 ст. 161 НК РФ касалась только передачи товаров (работ, услуг).
Налоговая база определяется налоговым агентом как стоимость имущественных прав без включения в них суммы налога.
Обратите внимание! В соответствии с п. 11 ст. 9 Федерального закона от 26 ноября 2008 г. N 224-ФЗ положения п. 5 ст. 161 НК РФ применяются при отгрузке товаров (выполнении работ, оказании услуг) и при передаче имущественных прав, осуществляемых начиная с 1 января 2009 года, независимо от даты оплаты. |
Стабилизационная мера. Улучшение положения экспортеров. Временное положение.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 26 ноября 2008 г. N 224-ФЗ Закон о введении в действие части второй НК РФ дополнен ст. 27.3 |
Предусмотренный п. 9 ст. 165 НК РФ срок представления документов (их копий), указанных в пунктах 1-4 ст. 165 НК РФ, исчисляемый с даты помещения товаров под таможенные режимы, а также предусмотренный пунктом 9 статьи 167 НК РФ момент определения налоговой базы, связанный со сроком представления таких документов, увеличивается на 90 дней в случае, если товары помещены соответственно под таможенный режим экспорта, международного таможенного транзита, свободной таможенной зоны, перемещения припасов в период с 1 июля 2008 года по 31 декабря 2009 года.
Таким образом, срок сбора документов для подтверждения нулевой ставки НДС при экспорте увеличивается с 180 до 270 дней в указанный период. |
Стабилизационная мера. Однократное действие.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 26 ноября 2008 г. N 224-ФЗ Закон о введении в действие части второй НК РФ дополнен ст. 27.1. |
Налогоплательщики, уплачивающие ежемесячные авансовые платежи по итогам отчетного (налогового) периода, вправе применить следующий порядок исчисления авансовых платежей по налогу на прибыль, подлежащих уплате за четвертый квартал 2008 года.
Сумма ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате в четвертом квартале 2008 года, исчисляется исходя из фактически полученной прибыли, рассчитываемой нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания месяца, предшествующего месяцу, в котором производится уплата авансового платежа. При этом сумма авансовых платежей, подлежащих уплате в бюджет, определяется с учетом ранее начисленных сумм авансовых платежей.
Изменение порядка исчисления авансовых платежей по налогу на прибыль должно быть отражено в учетной политике организации. Налогоплательщики, применившие предусмотренное настоящей статьей право, обязаны уведомить об этом налоговый орган по месту своего учета не позднее срока уплаты, установленного для уплаты соответствующего авансового платежа, в том числе в случае, если рассчитанная сумма авансового платежа отрицательна или равна нулю. |
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
| |
Категория изменений, нормативный акт
|
Основные изменения с 1 января 2009 года |
Увеличение имущественного налогового вычета
Федеральный закон от 26 ноября 2008 г. N 224-ФЗ
|
Сумма максимального имущественного вычета при расчете налоговой базы по НДФЛ, однократно предоставляемого на покупку (строительство) жилого помещения, возрастет с 1 млн. рублей до 2 млн. рублей (абзац тринадцатый п.п. 2 п. 1 ст. 220 НК РФ). |
Увеличение размера стандартного налогового вычета
Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 121-ФЗ |
С 1 января 2009 года возрастает стандартный налоговый вычет, предоставляемый гражданам, имеющим детей - до 1000 рублей на одного ребенка.
Изменен пп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ |
Расширение обязанности налогового декларирования доходов физического лица от продажи имущественных прав.
Федеральный закон от 26 ноября 2008 г. N 224-ФЗ
|
Физические лица по доходам, полученным с 1 января 2009 года от продажи имущественных прав, обязаны самостоятельно исчислить и уплатить в бюджет НДФЛ, а значит, также предоставить налоговую декларацию по итогам 2009 года. Ранее по таким операциям сумма налога удерживалась покупателем (юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем), исполнявшим обязанности налогового агента, из вознаграждения продавца.
Изменен подпункт второй п. 1 ст. 228 НК РФ. |
Расширение обязанности налогового декларирования доходов физического лица от дарения некоторого имущества другим физическим лицом |
Пункт 7 ст. 217 НК РФ дан в новой редакции. Как следствие, одаряемое физическое лицо должно самостоятельно исчислить, уплатить НДФЛ в бюджет, подать налоговую декларацию по итогам года во всех случаях получения в дар недвижимости, транспортных средств, акций (паев, долей в праве) от другого физического лица (не являющегося индивидуальным предпринимателем). Разумеется, исключение составляют подарки от близких родственников, круг которых определен пунктом 18.1 ст. 217 НК РФ.
В случае, если дарителем является организация или предприниматель, то облагается подарок стоимостью свыше 4000 рублей.
|
Налог на прибыль организаций
| |
Категория изменений, нормативный акт
|
Основные изменения с 1 января 2009 года |
Существенные изменения порядка амортизации имущества в целях налогообложения
Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 158-ФЗ с изменениями, внесенными Федеральным законом от 26 ноября 2008 г. N 224-ФЗ |
Новая редакция ст.ст. 256, 257, 258, 259 НК РФ. Введены новые статьи 259.1, 259.2 и 259.3 НК РФ.
|
Снижение ставки налога
Федеральный закон от 26 ноября 2008 г. N 224-ФЗ |
Ставка налога снижена до 20 процентов.
Новая редакция п. 1 ст. 284 НК РФ |
Упрощенная система налогообложения
| ||
Категория изменений, нормативный акт
|
Основные изменения с 1 января 2009 года |
|
Федеральный закон от 24 ноября 2008 г. N 208-ФЗ |
При решении о применении упрощенной системы налогообложения лицами, которые вправе использовать такой спецрежим, избирается объект налогообложения, являющейся по существу методом исчисления налоговой базы (доход, определенный в соответствии со ст.ст. 346.15, 249, 250 с учетом ст. 346.17 НК РФ; доход минус расход, определенный в соответствии со ст.ст. 346.16 с учетом ст. 346.17, п. 1 ст. 252 НК РФ).
С 1 января 2009 года смена объекта налогообложения может производится налогоплательщиком ежегодно (новая редакция п. 2 ст. 346.14 НК РФ).
Как и ранее, участники договора простого товарищества, которые при применении УСНО обязаны использовать в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов (п. 3 ст. 346.14 НК РФ). |
|
Федеральный закон от 26 ноября 2008 г. N 224-ФЗ
|
Законом субъекта Российской федерации ставка налога при применении упрощенной системы налогообложения по методу "доход минус расход" может быть установлена в пределах от 5 до 15 процентов.
Новая редакция п. 2 ст. 346.20 НК РФ. |
|
Техническая редакция.
Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 155-ФЗ |
Статья 346.15 дополнена пунктом 1.1, в котором обобщены, немного расширены и технически отредактированы случаи, ранее указанные в утративших с 1 января 2009 года силу абзацах четвертом и пятом п. 1 ст. 346.15 НК РФ.
|
|
Совершенствование администрирования.
Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 155-ФЗ |
Подпункт 2 п. 3 ст. 346.16 НК РФ уточнен. Указано, что принятие к расходам в целях расчета объекта налогообложения "доходы минус расходы" сумм, затраченных в период применения УСНО на покупку (создание) нематериального актива, производится по данным бухгалтерского учета. |
|
Совершенствование администрирования.
Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 155-ФЗ |
Отменено нормирование расходов на оплату командировочных (подпункт 13 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).
Вместе с тем, при применении нормы следует учитывать необходимость экономической обоснованности затрат и документальной подтвержденности факта расхода (п. 2 ст. 346.16, п. 1 ст. 252 НК РФ). |
|
Снижение объёма обязанностей налогоплательщика по представлению налоговой отчетности. Совершенствование администрирования.
Пункты 1 и 2 статьи 346.23 НК РФ (в редакции Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 155-ФЗ) |
С 1 января 2009 года налоговая декларация по налогу по итогам отчетного периода не предоставляется. Декларация по итогам налогового периода представляется в прежнем порядке.
Вместе с тем, отчетный период сохраняется (пункт 2 статьи 346.19 НК РФ) |
Настоящая справка, составленная экспертами компании "Гарант", представляет собой перечень федеральных законов, вносящих с 1 января 2009 г. изменения в действующее законодательство о налогах и сборах, с отражением сути изменений, кратким комментарием
Справка актуализируется по мере изменения законодательства о налогах и сборах. Она позволяет ознакомиться в экспресс-формате с основными изменениями в сфере налогового администрирования, исчисления и уплаты отдельных налогов и сборов