г. Томск |
|
28 января 2013 г. |
Дело N А67-4387/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 января 2013.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 января 2013.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Журавлевой В. А.
судей: Кривошеиной С.В., Ходыревой Л.Е.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Мавлюкеевой А.М.
при участии: Трифонова В.В., доверенность от 15.12.2011 г. (3 г.); Лейба В.П., доверенность от 22.11.11 г. (3 г.)
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Томску на решение Арбитражного суда Томской области от 23.10.2012 по делу N А67-4387/2012 (судья С. З. Идрисова)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Олимп" (ОГРН 1107017001695, ИНН 7017254800) к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Томску (ОГРН 1047000302436, ИНН 7021022569) о признании недействительным решения,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Олимп" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Томску (далее - Инспекция, налоговый орган) от 10.01.2012 N 12-39/3.
Решением суда от 23.10.2012 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с таким решением суда первой инстанции, Инспекция обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований Общества.
В обоснование апелляционной жалобы Инспекция указывает, что при оказании услуг по реализации лотерейных билетов на основании агентского договора организация должна определить налоговую базу по НДС как сумму дохода, полученную в виде вознаграждений от исполнения агентского договора.
В судебном заседании апелляционной инстанции представители сторон доводы апелляционной жалобы, отзыва поддержали по изложенным в них основаниям.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьей 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что в период с 19.07.2011 по 19.10.2011 налоговым органом проведена камеральная налоговая проверка по вопросу правильности исчисления НДС за 2 квартал 2011 года на основании налоговой декларации по НДС за 2 квартал 2011 года, представленной ООО "Олимп".
По результатам проверки составлен акт камеральной налоговой проверки N 12-39/14645 от 02.11.2011, содержащий указания на выявленные нарушения, заключающиеся в неправомерном применении ООО "Олимп" во 2 квартале 2011 года освобождения от уплаты НДС в соответствии с подпунктом 8.1 пункта 3 статьи 149 НК РФ. В результате неправильного исчисления налога, занижена сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет на 4 015 017 рублей.
10.01.2012 по результатам рассмотрения акта камеральной налоговой проверки от 02.11.2011 заместителем начальника налогового органа принято решение N 12-39/3 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, которым ООО "Олимп" привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ за (неуплату) неполную уплату НДС за 2 квартал 2011 год, в виде штрафа в размере 802 837,50 рублей; ООО "Олимп" предложено уплатить НДС за 2 квартал 2011 года в размере 4 015 017 рублей и пени в размере 155 971,99 рубля, а также внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Томской области от 23.03.2012 N 98 решение Инспекции от 10.01.2012 N 12-39/3 оставлено без изменения и утверждено.
В связи с этим Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Инспекции от 10.01.2012 N 12-39/3.
Суд первой инстанции, принимая обжалуемое решение, пришел к выводам о том, что деятельность Общества по проведению лотерей подпадает под льготу, установленную подпунктом 8.1 пункта 3 статьи 149 НК РФ; заключенные Обществом договоры на проведение лотерей не являются агентскими договорами.
Арбитражный апелляционный суд считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, при этом исходит из следующего.
Лотерейная деятельность в Российской Федерации регулируется положениями статьи 1063 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также положениями Федерального закона от 11.11.2003 N 138-ФЗ "О лотереях" (далее - Закон N 138-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 2 Закона N 138-ФЗ лотерея - это игра, которая проводится в соответствии с договором и в которой одна сторона (организатор лотереи) проводит розыгрыш призового фонда лотереи, а вторая сторона (участник лотереи) получает право на выигрыш, если она будет признана выигравшей в соответствии с условиями лотереи.
В соответствии со статьей 1063 ГК РФ и пунктом 5 статьи 2 Закона N 138-ФЗ отношения между организаторами лотерей и участниками игр основаны на договоре, оформленном выдачей лотерейного билета. Таким образом, лотерейный билет является договором между организатором и участником игр на продажу (покупку) услуг по розыгрышу призового фонда лотереи.
Согласно подпункту 9 пункта 2 статьи 149 НК РФ от налогообложения налогом на добавленную стоимость освобождены операции по реализации лотерейных билетов лотерей, проводимых по решению уполномоченного органа.
В соответствии с подпунктом 8.1 пункта 3 статьи 149 НК РФ освобождается от налогообложения проведение лотерей, проводимых по решению уполномоченного органа исполнительной власти, включая оказание услуг по реализации лотерейных билетов.
Пунктом 8 статьи 2 Закона N 138-ФЗ установлено, что под проведением лотерей понимается осуществление мероприятий, включающих в себя заключение договоров (контрактов) с оператором лотереи, изготовителем лотерейных билетов, изготовителем лотерейного оборудования, программных продуктов и (или) иных необходимых для проведения лотереи договоров (контрактов), распространение лотерейных билетов и заключение договоров с участниками лотереи, розыгрыш призового фонда лотереи, экспертизу выигрышных лотерейных билетов, выплату, передачу или предоставление выигрышей участникам лотереи. При этом оператором лотереи является юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеющее место нахождения в Российской Федерации, заключившее договор (контракт) с организатором лотереи на проведение лотереи от его имени и по его поручению и имеющее соответствующие технические средства.
Из материалов дела следует, что между ООО "Олимп" (оператор лотереи) и ООО "Консалтинговая фирма АМ" (организатор лотереи) заключены договоры N 01/10-О-О/25, N 02/10-О-О/25, N 03/10-О-О/25 от 08.02.2010, по условиям которых ООО "Олимп" за вознаграждение принимает на себя обязательства, действуя от имени, за счет и по поручению организатора, осуществлять мероприятия по проведению лотерей.
Организатор лотереи - ООО "Консалтинговая фирма АМ" имеет разрешения на проведение негосударственных бестиражных лотерей на территории Российской Федерации, выданные Федеральной налоговой службой России: разрешение N 374 от 23.07.2007 на проведение всероссийской негосударственной бестиражной лотереи "Фермер"; разрешение N 347 от 29.05.2007 на проведение всероссийской негосударственной бестиражной лотереи "Студенческий билет"; разрешение N 346 от 29.05.2007 на проведение всероссийской негосударственной бестиражной лотереи "Щит отечества".
Во исполнение договоров ООО "Олимп" во втором квартале 2011 года осуществлялась деятельность по проведению лотерей, включающая в том числе распространение лотерейных билетов.
Доводы налогового органа о том, что заключенные между ООО "Олимп" и ООО "Консалтинговая фирма АМ" являются агентскими договорами, в связи с чем ООО "Олимп" не имеет права на получение льготы по НДС, предусмотренной подпунктом 9 пункта 2 статьи 149 НК РФ, обоснованно отклонены судом первой инстанции.
Согласно статье 1005 ГК РФ по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала.
В соответствии со статьей 1006 ГК РФ принципал обязан уплатить агенту вознаграждение в размере и в порядке, установленных в агентском договоре.
Как следует из положений статьи 1008 ГК РФ, в ходе исполнения агентского договора агент обязан представлять принципалу отчеты в порядке и в сроки, которые предусмотрены договором. При отсутствии в договоре соответствующих условий отчеты представляются агентом по мере исполнения им договора либо по окончании действия договора.
Вместе с тем, правовая основа государственного регулирования отношений, возникающих в области организации и проведения лотерей, в том числе виды и цели проведения лотерей, порядок их организации и проведения на территории Российской Федерации, установление обязательных нормативов лотерей, порядка осуществления контроля за их организацией и проведением, а также ответственность лиц, участвующих в организации и проведении лотерей регулируется Законом N 138-ФЗ.
Соответственно условия договоров на проведение лотерей, заключенных между организатором и оператором, должны не противоречить вышеуказанному закону.
По условиям заключенных на проведение лотерей договоров (пункт 2.1) ООО "Олимп" за вознаграждение принимает на себя обязательства, действуя от имени, за счет и по поручению организатора осуществлять мероприятия по проведению лотерей, в том числе заключать договоры с изготовителями лотерейных билетов, квитанций, изготовителями лотерейного и иного необходимого для проведения лотерей оборудования, программных продуктов и прочих необходимых для проведения лотерей договоров.
По условиям заключенных договоров выручка от проведения лотереи представляет собой денежные средства, полученные от распространения лотерейных билетов, квитанций и иных документов, носителей информации конкретной лотереи (пункт 1.11 договоров); вознаграждение - денежное вознаграждение за исполнение оператором обусловленного настоящим договором поручения, подлежащее выплате организатором лотереи оператору или удерживаемое оператором из выручки от проведения лотереи (пункт 1.12 договоров); выручка, полученная оператором лотереи от проведения лотереи, уменьшенная на сумму выплаченных выигрышей, целевых отчислений по договорам целевого финансирования с получателями целевых отчислений от лотереи, указанных в условиях лотереи и полагающегося оператору вознаграждения, включающего в себя расходы оператора на проведение лотерей, в том числе выплату вознаграждения, является собственностью организатора лотереи (пункт 4.4 договоров).
В силу пункта 4.1 указанных договоров оператор осуществляет проведение лотереи по договорам с организатором за вознаграждение, которое включает в себя расходы по проведению лотереи из выручки от проведения лотереи, которая не является собственностью организатора.
Таким образом, с учетом фактических отношений ООО "Олимп" и ООО "Консалтинговая фирма АМ" положения указанных договоров не предусматривают возмещение оператору понесенных расходов за счет организатора.
Учитывая, что статьей 2 Закона N 138-ФЗ предусмотрено наличие у оператора соответствующих технических средств для проведения лотереи, то расходы оператора на приобретение (аренду) лотерейного оборудования не могут возлагаться на организатора лотереи.
В данном случае одним из условий (пункт 1.3) договоров на проведение лотерей является обязанность ООО "Олимп" иметь соответствующие технические средства, в том числе лотерейное оборудование.
Таким образом, наличие соответствующего оборудования является обязанностью Общества и условием его привлечения в качестве оператора, что не может предполагать возмещение расходов на приобретение оборудования со стороны организатора.
Кроме того, условие пункта 2.1 договоров на проведение лотерей, предусматривающее заключение необходимых для проведения лотерей договоров за счет организатора лотереи, не согласуется с иными условиями пунктов 4.1, 4.4 указанных договоров и фактическими отношениями ООО "Олимп" и ООО "Консалтинговая фирма АМ", которые определяют осуществление оператором расходов на проведение лотерей за счет полученной выручки, которая не является собственностью организатора и получение которой зависит от факта распространения (или нераспространения) лотерейных билетов.
В подтверждение осуществления за счет ООО "Олимп" расходов на проведение лотерей в материалы дела представлены договоры аренды и субаренды нежилых зданий для организации локального лотерейного центра и бара; договор о предоставлении неисключительного права пользования программным обеспечением на предоставление Обществу исключительного права на программу для видео-лотерейного терминала системы "Феникс"; договоры изготовления и поставки лотерейных квитанций и баз данных лотерейных квитанций на изготовление, архивацию, обеспечение защиты и конфиденциальности информации, а также передачу лотерейных квитанций и/или баз данных лотерейных квитанций всероссийских негосударственных бестиражных лотерей; платежные документы на оплату лотерейных квитанций, арендной платы по договорам аренды и субаренды, водоснабжение и теплоснабжение в арендуемых зданиях, изготовленных лотерейных квитанций.
Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что имеющиеся в материалах дела договоры на проведение лотерей не являются агентскими, поскольку заключены в соответствии с требованиями Закона N 138-ФЗ и предусматривают отличные от агентских договоров условия.
С учетом изложенного Обществом правомерно применена льгота в виде освобождения от уплаты НДС в отношении деятельности по проведению лотерей, в связи с чем Инспекция неправомерно доначислила Обществу НДС за 2 квартал 2011 год в размере 4 015 017 рублей и пени в размере 155 971,99 рублей, а также привлекла Общество к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, в виде штрафа в размере 802 837,50 рублей.
Следовательно, судом первой инстанции правомерно признано недействительным и отменено решение Инспекции от 10.01.2012 N 12-39/3.
При таких обстоятельствах судом первой инстанции полно и правильно установлены обстоятельства дела, применены нормы материального права, подлежащие применению, и не допущено нарушений процессуального закона.
Оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьей 156, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Томской области от 23.10.2012 по делу N А67-4387/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
В. А. Журавлева |
Судьи |
С.В. Кривошеина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А67-4387/2012
Истец: ООО "Олимп"
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Томску