г. Санкт-Петербург |
|
31 января 2013 г. |
Дело N А56-33292/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 января 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 января 2013 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего А.Б. Семеновой
судей Л.В. Зотеевой, И.Г. Савицкой
при ведении протокола судебного заседания: Е.С. Федосеевой
при участии:
от истца (заявителя): представителя А.В. Бойко (доверенность от 01.10.2012)
от ответчика 1: представителей И.К. Петрова (доверенность от 16.07.2012 N 1868-11), Т.Е. Маркедонской (доверенность от 10.01.2013 N 41-11);
от ответчика 2: представителя М.С. Лукашук (доверенность от 05.07.2012)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-20984/2012) ООО "Аркада" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.09.2012 по делу N А56-33292/2012 (судья Н.В. Васильева), принятое
по иску (заявлению) ООО "Аркада"
к 1 - Санкт-Петербургскому государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Городская станция скорой медицинской помощи",
2 - ЗАО "Фирма Орион-В"
о признании недействительным размещения заказа
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Аркада" (место нахождения: 191123, Санкт-Петербург, пр.Чернышевского, д.11, лит.А, пом.7Н, ОГРН 1087847013176) (далее - заявитель, ООО "Аркада") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Санкт-Петербургскому государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Городская станция скорой медицинской помощи" (место нахождения: 191023, Санкт-Петербург, ул.Малая Садовая, д.1/25, лит.А, ОГРН 1027809217710) (далее - Учреждение) и Закрытому акционерному обществу "Фирма Орион-В" (место нахождения: 191040, Санкт-Петербург, Лиговский пр., д.81, ОГРН 1027809237576) (далее - Общество, ЗАО "Фирма Орион-В") о признании размещения заказа в форме открытого конкурса на выполнение работ по реставрационному ремонту объекта культурного наследия "Особняк В.Е.Грачева" - здания подстанции скорой медицинской помощи N 4 - недействительным, признании государственного контракта N1515 от 14.05.2012, заключенного между Учреждением и Обществом недействительным, применении последствий недействительности сделки в виде обязания ЗАО "Фирма Орион-В" вернуть денежные средства, полученные в рамках государственного контракта N1515 от 14.05.2012, а государственного заказчика (Учреждение) провести повторное размещение заказа путем проведения повторной процедуры оценки и сопоставления заявок в соответствии с действующим законодательством и предусмотренным конкурсной документацией порядком оценки заявок.
Решением от 05.09.2012 суд отказал ООО "Аркада" в удовлетворении заявленных требований в полном объеме. Суд не установил нарушений правил проведения спорного конкурса, в связи с чем пришел к выводу об отсутствии оснований для признания недействительными его результатов и договора, заключенного с победителем.
В апелляционной жалобе ООО "Аркада" просит отменить принятое по делу решение и вынести новый судебный акт об удовлетворении заявленных им требований в полном объеме. Податель жалобы указывает на то, что решением Федеральной антимонопольной службы России от 18.05.2012 доводы заявителя о наличии нарушений со стороны учреждения при проведении открытого конкурса признаны обоснованными. Данное решение обладает силой доказательств в силу статьи 89 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ), в связи с чем выводы суда первой инстанции об отсутствии нарушений не соответствуют материалам дела и являются неправомерными.
В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал, представители Учреждения и Общества возражали против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзывах.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Из материалов дела следует, что 11.03.2012 Учреждением было опубликовано извещение N 0372200240212000016 о проведении открытого конкурса на выполнение работ по реставрационному ремонту объекта культурного наследия "Особняк В.Е.Грачева" - здания подстанции скорой медицинской помощи N 4.
26.04.2012 в соответствии с протоколом N 0372200240212000016-2 рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе к участию в конкурсе были допущены заявки ООО "Аркада" и ЗАО "Фирма Орион-В" (т.1 л.д.53-55).
02.05.2012 в соответствии с протоколом N 0372200240212000016-3 оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе победителем конкурса признано ЗАО "Фирма Орион-В" с количеством баллов равным 51,14, второе место занял заявитель с количеством баллов 46,0 (т.1 л.д.66-70).
14.05.2012 между учреждением и ЗАО "Фирма Орион-В" заключен государственный контракт на выполнение работ по реставрационному ремонту объекта культурного наследия "Особняк В.Е.Грачева" - здания подстанции скорой медицинской помощи N 4 (т.3 л.д.14-21).
Полагая, что Учреждением при проведении конкурса были допущены нарушения в части порядка подсчета баллов, государственный контракт был заключен до рассмотрения жалобы на действия заказчика, ООО "Аркада" обратилось в арбитражный суд с вышеуказанным иском.
Выслушав стороны, изучив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд приходит к выводу о том, что суд правомерно отклонил заявленные требования.
Согласно пункту 1 статьи 449 ГК РФ торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица. В соответствии с пунктом 2 статьи 449 ГК РФ признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги.
В суде первой инстанции и в апелляционной жалобе заявитель указывал на нарушение Учреждением требований конкурсной документации в части оценки заявок участников конкурса, что нарушает положение пункта 2 статьи 28 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ).
Данный довод правомерно отклонен судом первой инстанции.
Согласно данной норме оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе осуществляются конкурсной комиссией в целях выявления лучших условий исполнения контракта в соответствии с критериями и в порядке, которые установлены конкурсной документацией. Совокупная значимость таких критериев должна составлять сто процентов.
Пунктом 13 тома 2 конкурсной документации предусмотрен порядок оценки по подкритерию "Наличие у участника конкурса опыта выполнения работ за каждый из 2009-2011 годы", согласно которому значение показателя определяется в зависимости от количества объектов-аналогов, при наличии более 25 объектов присваивается 30 баллов, менее 25 - 0 баллов. Баллы начисляются отдельно за каждый год (2009, 2010, 2011). Сведения, указанные в формах "Опыт: объекты-аналоги", "Объем выполненных работ на объектах-аналогах за 2009-2011 годы", должны подтверждаться копиями контрактов со всеми изменениями и приложениями, а также копиями оформленных справок о стоимости выполненных работ и затрат по форме N КС-3 и копиями актов выполненных работ (т.1 л.д.101-105).
ООО "Аркада" представило 76 контрактов, на основании которых выполнялись работы на объектах-аналогах, в связи с чем полагало, что ему должно было быть присвоено 30 баллов, а с учетом значимости подкритерия (45%)- 13,5 баллов в итоговой таблице оценки.
Учреждение при подсчете баллов исходило из количества объектов-аналогов, а не количества контрактов (договоров), в связи с чем истцу было присвоено по данному критерию 4,5 балла.
Учреждением в материалы дела представлена таблица, в которой произведен пересчет баллов и рейтинга с учетом позиции истца, в которой был произведен пересчет количества баллов второго участника по тому же критерию. Согласно данному расчету, даже с учетом позиции истца, победителем конкурса все равно бы явилось ЗАО "Фирма Орион-В", поскольку данным Обществом была заявлена меньшая по сравнению с заявителем цена контракта (47000000 руб. по сравнению с 47855164,8 руб., заявленной ООО "Аркада") (т.4 л.д.95).
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно указал на то, что, несмотря на решение Комиссии Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере размещения заказов по делу N К-894/12 от 18.05.2012 по жалобе истца, согласно которому конкурсная документация не содержит критериев отнесения выполненных участником размещения заказов объектов к аналогичным, это не опровергает результат подсчета баллов в соответствии с конкурсной документацией, поскольку по результатам указанного пересчета баллов ЗАО "Фирма Орион-В" также должно было стать победителем конкурса.
В данном решении антимонопольный орган указал, что ЗАО "Фирма Орион-В" имеет опыт выполнения работ на объектах-аналогах, однако конкурсная комиссия присвоила ему 0 баллов по показателю "Наличие опыта выполнения работ".
Кроме того, пунктом 4 данного решения антимонопольный орган решил не выдавать предписание об устранении выявленных нарушений, поскольку по результатам проведения конкурса заключен государственный контракт (т.1 л.д.282-286).
Согласно пункту 5 статьи 60 Закона N 94-ФЗ заказчик не вправе заключить контракт до рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, оператора электронной площадки, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии органами, указанными в части 1 указанной статьи.
ООО "Аркада" подало жалобу в Федеральную антимонопольную службу Российской Федерации 11.05.2012, государственный контракт N 1515 был заключен 14.05.2012. Доказательств того, что Учреждению было известно на момент заключения контракта о рассмотрении жалобы, не представлено.
В соответствии с частью 4 статьи 22 Закона N 94-ФЗ конкурсная документация должна содержать критерии оценки заявок на участие в конкурсе, устанавливаемые в соответствии с частями 4 - 6 статьи 28 Закона N 94-ФЗ (пункт 14); порядок оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе (пункт 15).
Частью 1 статьи 27 Закона N 94-ФЗ предусмотрено, что конкурсная комиссия рассматривает поданные конкурсантами заявки на участие в конкурсе на соответствие предложений, содержащихся в заявках, установленным конкурсной документацией требованиям.
По смыслу части 2 статьи 28 Закона N 94-ФЗ оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе осуществляются конкурсной комиссией в целях выявления предложения, содержащего лучшие условия исполнения государственного или муниципального контракта в соответствии с критериями и в порядке, которые установлены конкурсной документацией.
В части 4 названной статьи (в редакции, действовавшей в спорный период) для определения лучших условий исполнения контракта, предложенных в заявках на участие в конкурсе, конкурсная комиссия должна оценивать и сопоставлять такие заявки в соответствии с критериями, указанными в извещении о проведении открытого конкурса и в конкурсной документации. При этом критерием оценки заявок на участие в конкурсе помимо цены контракта может быть, в частности качество работ, услуг и (или) квалификация участника конкурса при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг (пункт 1.1 части 4). Порядок оценки заявок на участие в конкурсе устанавливается Правительством Российской Федерации (часть 7).
В силу положений части 7 статьи 7, части 1 статьи 27 Закона N 94-ФЗ, определяющих исчерпывающий перечень полномочий конкурсной комиссии, последняя при оценке заявок претендентов руководствуется, прежде всего, требованиями конкурсной документации и не вправе использовать иные критерии либо порядок оценки, отличные от уже закрепленных.
В данном случае, допущенные, с точки зрения заявителя, конкурсной комиссией дефекты в процедуре проведения торгов не повлекли бы иные результаты в части определения победителя. Данное обстоятельство доказано заказчиком и заявителем не оспорено.
Также суд апелляционной инстанции учитывает то, что, исходя из положений статьи 1 и части 1 статьи 3 Закона N 94-ФЗ, размещение государственного заказа происходит для удовлетворения государственных нужд (потребностей) субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков, в том числе для реализации региональных целевых программ.
Согласно представленному ЗАО "Фирма Орион-В" апелляционному суду акту приемки объекта в эксплуатацию от 30.11.2012, на дату рассмотрения дела апелляционной инстанцией государственный контракт от 14.05.2012 N 1515, заключенный Учреждением и данным Обществом исполнен.
По смыслу статьи 499 ГК РФ признание торгов недействительными должно повлечь восстановление нарушенных прав лица, предъявившего иск.
Следовательно, лицо, обращающееся с требованием о признании торгов недействительными, должно доказать наличие защищаемого права или интереса с использованием мер, предусмотренных гражданским законодательством.
В силу части 1 статьи 16 АПК РФ вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Исполнимость судебного акта означает добровольное или принудительное поведение лиц, в отношении которых вынесено судебное постановление, в том числе, совершение активных действий, предписанных судебным актом. Такие действия не должны входить в противоречие с нормами права и их совершение должно осуществляться с помощью имеющихся правовых механизмов.
Суд апелляционной инстанции установил, что потребность заказчика в выполнении работ по проведенному конкурсу фактически исчерпана, контракт исполнен.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для признания результатов открытого конкурса недействительными, поскольку имущественные права заявителя не могут быть восстановлены.
При таких обстоятельствах принятое по делу решение подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба ООО "Аркада" - без удовлетворения.
Оплаченная при подаче апелляционной жалобы государственная пошлина возлагается на заявителя.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05 сентября 2012 года по делу N А56-33292/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Аркада" - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.Б. Семенова |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-33292/2012
Истец: ООО "Аркада"
Ответчик: ЗАО "Фирма Орион-В", Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Городская станция скорой медицинской помощи"
Хронология рассмотрения дела:
31.01.2013 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-20984/12
03.10.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-12863/12
21.09.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-12863/12
05.09.2012 Определение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-33292/12
31.08.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-4024/12
23.07.2012 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-12658/12
15.06.2012 Определение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-33292/12