г. Вологда |
|
30 января 2013 г. |
Дело N А13-10592/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 января 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 января 2013 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Виноградова О.Н., судей Козловой С.В. и Писаревой О.Г. при ведении протокола секретарем судебного заседания Берая Т.Г.,
при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Вологодской области Кудрявцевой Ю.С. по доверенности от 09.01.2013 N 9, от Департамента строительства и жилищно-коммунального хозяйства Вологодской области Петровой Н.Л. по доверенности от 01.08.2012 N 01-21/1615,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 20 ноября 2012 года по делу N А13-10592/2012 (судья Селиванова Ю.В.),
установил:
государственное образовательное учреждение "Учебно-курсовой комбинат "Вологдаагрострой" (ОГРН 1023500872174; далее - ГОУ "Учебный комбинат", Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Вологодской области (ОГРН 1043500095737; далее - Инспекция) о признании незаконным решения последней от 07.08.2012 об отказе в государственной регистрации прекращения деятельности в связи с ликвидацией, а также просило возложить на Инспекцию обязанность по внесению записи в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) о прекращении деятельности Учреждения в связи с его ликвидацией.
Определением от 22.10.2012 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент строительства и жилищно-коммунального хозяйства Вологодской области (далее - Департамент строительства), Департамент имущественных отношений Вологодской области (далее - Департамент имущества).
Решением от 20.11.2012 суд признал требования Учреждения обоснованными и удовлетворил их в полном объеме.
Инспекция с решением не согласилась, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального права, в апелляционной жалобе просила его отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование своей позиции Инспекция ссылается на законность вынесенного решения, отсутствие процессуальных нарушений при отказе Учреждению в государственной регистрации прекращения деятельности в связи с ликвидацией.
Департамент имущества в отзыве на апелляционную жалобу просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, также просил рассмотреть дело без участия его представителя.
Департамент строительства в отзыве на апелляционную жалобу и его представитель в судебном заседании возражали относительно ее удовлетворения.
Представитель Инспекции в судебном заседании поддержал доводы и требования, изложенные в апелляционной жалобе.
Учреждение, Департамент имущества, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, арбитражный суд апелляционной инстанции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, постановлением Правительства Вологодской области от 026.12.2011 N 1527 принято решение о ликвидации Учреждения.
Пунктом 1 приказа Департамента развития муниципального образования от 07.12.2011 N 112 "О проведении мероприятий по ликвидации ГОУ "Учебный комбинат" определено создать ликвидационную комиссию по ликвидации Учреждения, в состав которой вошли Лекомцева Екатерина Борисовна, Петрова Наталия Леонидовна, Куприянова Елена Владимировна, Филичева Наталья Николаевна, Комкова Марина Сергеевна.
В "Вестнике государственной регистрации" за 15.02.2012 N 06 (364) размещено сообщение о ликвидации ГОУ "Учебный комбинат" и приеме требований кредиторов в течение двух месяцев с момента публикации.
Ликвидационной комиссией сформирован промежуточный ликвидационный баланс Учреждения по состоянию на 30.04.2012, согласно которому кредиторская задолженность составила 651 000 руб. и ликвидационный баланс по состоянию на 31.07.2012.
В соответствии с данными ликвидационного баланса у Учреждения имеется задолженность перед кредиторами в общем размере 689 000 руб., в том числе, по гражданско-правовым обязательствам в размере 44 000 руб., по уплате налогов и сборов в размере 121 000 руб., по социальному страхованию - 43 000 руб., с персоналом по оплате труда - 289 000 руб., прочим кредиторам - 193 000 руб.
В связи с завершением ликвидационной процедуры, 31.07.2012 в Инспекцию Учреждением представлен предусмотренный статьей 21 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) пакет необходимых документов, в том числе заявление формы Р16001 о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией.
По результатам рассмотрения представленных заявителем документов регистрирующий орган 07.08.2012 принял решение об отказе в государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица. Основанием для отказа явилось непредставление ликвидационного баланса, так как расчеты с кредиторами не завершены.
Считая, что решение регистрирующего органа не соответствует действующему законодательству, Учреждение обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции удовлетворил требования Учреждения в полном объеме.
Апелляционная инстанция считает решение от 20 ноября 2012 года соответствующим действующему законодательству в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 21 Закона N 129-ФЗ для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы:
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях;
б) ликвидационный баланс;
в) документ об уплате государственной пошлины;
г) документ, подтверждающий представление в Территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации необходимых сведений.
Указанный перечень документов в силу прямого указания пункта 4 статьи 9 Закона N 129-ФЗ является исчерпывающим.
Отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления заявителем определенных Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов (подпункт "а" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ).
Оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о неправомерности решения Инспекции об отказе Учреждению в государственной регистрации прекращения деятельности в связи с его ликвидацией.
Доводы Инспекции, приведенные в обоснование правомерности вынесенного 07.08.2012 решения об отказе в государственной регистрации ликвидации юридического лица, о том, что ликвидационный баланс содержит сведения о наличии у Учреждения непогашенной задолженности перед бюджетом, в связи с чем считается не представленным в регистрирующий орган, подлежат отклонению на основании следующего.
Пунктами 1, 2 и 5 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации.
Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.
После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.
После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица.
Согласно пункту 6 статьи 64 ГК РФ требования кредиторов, не удовлетворенные из-за недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица, считаются погашенными.
Кроме того суд первой инстанции правомерно отклонил ссылку Инспекции на статью 49 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Пунктом 1 статьи 49 НК РФ установлено, что обязанность по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) ликвидируемой организации исполняется ликвидационной комиссией за счет денежных средств указанной организации, в том числе полученных от реализации ее имущества.
Если денежных средств ликвидируемой организации, в том числе полученных от реализации ее имущества, недостаточно для исполнения в полном объеме обязанности по уплате налогов и сборов, причитающихся пеней и штрафов, остающаяся задолженность должна быть погашена учредителями (участниками) указанной организации в пределах и порядке, установленном законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 49 НК РФ).
Совместные Пленумы Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 15 Постановления от 11.06.1999 N 41/9 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" разъяснили, что при применении пункта 2 статьи 49 НК РФ необходимо учитывать, что, поскольку в законодательстве Российской Федерации о налогах и сборах не предусмотрено иное, такое возможно только в том случае, когда в соответствии с гражданским законодательством учредители (участники) ликвидируемого юридического лица несут субсидиарную ответственность по его долгам.
В силу пункта 2 статьи 120 ГК РФ бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, как закрепленным за бюджетным учреждением собственником имущества, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет выделенных собственником имущества бюджетного учреждения средств, а также недвижимого имущества. Собственник имущества бюджетного учреждения не несет ответственности по обязательствам бюджетного учреждения.
Других убедительных доводов, основанных на доказательственной базе, позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, в апелляционной жалобе не содержится.
Поскольку материалы дела исследованы судом первой инстанции полно и всесторонне, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено, оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 20 ноября 2012 года по делу N А13-10592/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Вологодской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.Н. Виноградов |
Судьи |
С.В. Козлова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А13-10592/2012
Истец: ГОУ "Учебно-курсовой комбинат "Вологдаагрострой"
Ответчик: Межрайонная Инспекция ФНС России N11 по Вологодской области
Третье лицо: Департамент имущественных отношений Вологодской области, Департамент строительства и жилищно-коммунального хозяйства Вологодской области