г. Воронеж |
|
31 января 2013 г. |
Дело N А35-9558/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28.01.2013.
Постановление в полном объеме изготовлено 31.01.2013.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Донцова П.В.,
судей Ольшанской Н.А.,
Протасова А.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бутыриной Е.А.,
с участием:
от Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии": представители не явились, имеются доказательства надлежащего извещения;
от общества с ограниченной ответственностью "КСП - Групп": представители не явились, имеются доказательства надлежащего извещения;
от кадастрового инженера Шаповаловой Л.П.: представители не явились, имеются доказательства надлежащего извещения,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" на решение Арбитражного суда Курской области от 13.11.2012 по делу N А35-9558/2012 (судья Лымарь Д.В.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью "КСП - Групп" (ОГРН 1104632001980, ИНН 4632118100) к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340) об оспаривании решения Федеральной кадастровой палаты,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "КСП-Групп" (далее - ООО "КСП-Агро") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения N Ф46/12-26356 от 05.06.2012 об отказе в осуществлении кадастрового учета, принятого Федеральным государственным бюджетным учреждением "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Курской области (далее - ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Курской области), об обязании Филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Курской области осуществить кадастровый учет земельного участка, расположенного на территории Петровского сельсовета Хомутовского района Курской области.
Дело рассмотрено с участием третьего лица без самостоятельных требований - кадастрового инженера Шаповаловой Л.П.
Решением Арбитражного суда Курской области от 13.11.2012 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить по следующим основаниям:
- обращение Татаринцевой М.Г. осуществлено от её имени, при этом Копылова М.П. или ООО "КСП-Групп" какими - либо полномочиями на такое обращение Татаринцеву М.Г. не наделяли, и сами в орган кадастрового учёта не обращались;
- при проверке представленных Татаринцевой М.Г. документов было установлено, что межевой план б/н от 03.05.2012 не соответствует требованиям Приказа минэкономразвития РФ от 24.11.2008 N 412;
- на проектном плане, в составе проекта межевания указан смежный пользователь - Хомутовский мехлесхоз, и в результате кадастровых работ уточняется местоположение границ земельного участка, принадлежащего Хомутовскому мехлесхозу. Однако согласование смежной границы с данным землепользователем отсутствует.
В заседание апелляционной инстанции участвующие в деле лица не явились и не направили своих представителей, о слушании дела извещены надлежащим образом. ООО "КСП-Агро" и ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие.
В письменном отзыве ООО "КСП-Агро" просит оставить обжалуемое судебное решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела с учетом доводов апелляционной жалобы и отзыва на нее, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд находит следующее:
ООО "КСК-Групп" является сельскохозяйственной организацией и использует земли сельскохозяйственного назначения на территории Хомутовского района Курской области. С целью дальнейшего расширения производства и заключения договора аренды земель сельскохозяйственного назначения, Обществом совместно с собственниками земельных долей земельного участка с кадастровым номером 46:26:080400:1, расположенного на территории Петровского сельсовета Хомутовского района Курской области, была проведена процедура выдела земельных долей в натуре для постановки на кадастровый учет земельных участков, образованных в результате такого выдела.
ООО "КСП-Групп" с собственниками долей земельного участка в лице их представителя Татаринцевой М.Г. был заключен предварительный договор аренды земельного участка от 01.12.2011, в соответствии с которым стороны обязуются в срок до 01.11.2012 заключить основной договор аренды, в связи с чем, собственникам-арендодателям необходимо до 01.08.2012 выделить земельный участок общей площадью 239,4 га в счет принадлежащих им 42 долей в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 46:26:080400:1, поставить его на кадастровый учет и зарегистрировать на него право собственности.
В соответствии с условиями предварительного договора аренды земельного участка от 01.12.2011, ООО "КСП-Групп" взяло на себя компенсацию расходов, связанных с юридическим сопровождением осуществления процедуры выдела земельного участка в счет долей собственников-арендодателей в земельном участке с кадастровым номером 46:26:080400:4. В связи с этим ООО "КСП-Групп" с ООО "Юридическая группа "РАТУМ" был заключен договор N 8-Ю об оказании юридических услуг по государственной регистрации земель сельскохозяйственного назначения N 8-Ю от 07.04.2011.
ООО "КСП-Групп" (Заказчик) также был заключен договор N 5 на изготовление и формирование проекта межевого плана от 31.01.2012 с Индивидуальным предпринимателем Шаповаловой Людмилой Петровной (Подрядчик), в соответствии с которым Подрядчик принимает на себя обязательства по изготовлению и формированию проекта межевого плана на земельные участки, выделяемые в счет 42 (сорок две) долей из земель сельскохозяйственного назначения, расположенные по адресу: Курская область, Хомутовский район, Петровский сельсовет (ПК "Энгельса") - кадастровый номер участка 46:26:080400:1. Общая площадь земельных участков, подлежащих межеванию, составляет 2394000 кв.м.
Во исполнение указанного договора Кадастровым инженером Шаповаловой Л.П. был подготовлен межевой план в результате выполнения кадастровых работ в связи с образованием земельного участка путем выдела в счет 42 долей в праве общей собственности на земельный участок с кадастровым номером 46:26:080400:1, расположенного по адресу: Курская область, Хомутовский район, Петровский сельсовет.
12.05.2012 Татаринцева М.Г. на основании доверенности от участника долевой собственности Копыловой М.П. обратилась в филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Курской области с заявлением о постановке на кадастровый учет объекта недвижимости N 46-0-1-142/3001/2012-5844 от 12.05.2012 (межевой план б/н от 03.05.2012).
05.06.2012 ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Курской области было принято решение об отказе в осуществлении кадастрового учета N Ф46/12-26356 земельного участка на основании вышеуказанного заявления.
Основанием для принятия данного решения послужил вывод государственного органа о том, что заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (п.2.ч.2 ст.27 Закона), а именно, - межевой план б/н от 03.05.2012 по содержанию не соответствует требованиям Приказа Минэкономразвития РФ от 24.11.2008 N 412 "Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещений о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков", поскольку, по мнению ответчика, имелись следующие нарушения:
- при выполнении кадастровых работ по выделу земельных участков в счет земельной доли (долей) в праве общей долевой собственности на земельный участок из состава земель сельскохозяйственного назначения межевой план подготавливается с учетом требований Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" N 101-ФЗ от 24.07.2002. Требования, предусмотренные данным законом, выполнены не в полном объеме, а именно отсутствует информация об извещении участников долевой собственности на официальном сайте органа местного самоуправления в сети "Интернет" и информационных щитах, расположенных на территории муниципального образования по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности (ч.2 ст.14.1 ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" N 101-ФЗ от 24.07.2002);
- нарушен установленный Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" N 221-ФЗ от 24.07.2007 порядок согласования местоположения границ земельного участка или местоположение границ в соответствии с требованиями данного закона не считается согласованным (п.2 с.5 ст.27 Закона), а именно нарушены требования ст.39 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" N 221-ФЗ от 24.07.2007.
С учетом указанного, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Курской области отказала в осуществлении кадастрового учета объекта недвижимости на основании п.2 ч.2, п.2 ч.5 ст.27 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" N 221-ФЗ от 24.07.2007.
05.06.2012 ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Курской области принято решение об отказе в осуществлении кадастрового учета N Ф46/12-26356 земельного участка по вышеуказанному заявлению.
ООО "КСП-Групп", не согласившись с указанным решением, обратилось в арбитражный суд за защитой нарушенных прав.
Арбитражный суд области, удовлетворяя заявленные требования, пришёл к выводу, что поданное Татаринцевой М.Г. заявление о кадастровом учёте спорного земельного участка и приложенные к нему необходимые для кадастрового учёта документы по форме и содержанию соответствовали требованиям Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", в связи с чем у компетентного государственного органа отсутствовали фактические и правовые основания отказа в осуществлении кадастрового учёта земельного участка.
Арбитражный суд области также пришёл к выводу о нарушении оспариваемым решением прав заявителя, указав, что отказ в постановке на кадастровый учет спорного земельного участка приводит к невозможности заключения ООО "КСП-Агро" договора аренды земельного участка в срок, установленный сторонами при подписании предварительного договора аренды земельного участка от 01.12.2011, что в свою очередь препятствует расширению производственной деятельности ООО "КСП-Агро".
Апелляционный суд не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта в связи со следующим:
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом для признания недействительными актов и незаконными действий (бездействий) необходимо одновременное существование указанных в статье 198 АПК РФ условий: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч.1 ст.21 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" заявление о кадастровом учете (далее также - заявление) и необходимые для кадастрового учета документы представляются в орган кадастрового учета непосредственно либо через многофункциональный центр заявителем или его представителем лично либо представляются в орган кадастрового учета посредством почтового отправления с описью вложения и с уведомлением о вручении.
В соответствии с ч.1 ст.22 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ если иное не следует из настоящего Федерального закона, необходимые для кадастрового учета документы представляются заявителем вместе с заявлением. Необходимыми для кадастрового учета документами являются:
2) межевой план (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка), а также копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке (если в соответствии со статьей 38 настоящего Федерального закона местоположение таких границ подлежит обязательному согласованию и представленный с учетом настоящего пункта межевой план не содержит сведений о состоявшемся согласовании местоположения таких границ);
3) технический план здания, сооружения, помещения либо объекта незавершенного строительства (при постановке на учет такого объекта недвижимости, учете его части или учете его изменений, за исключением кадастрового учета в связи с изменением указанных в пункте 15 или 16 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений о таком объекте недвижимости) или копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (при постановке на учет или учете изменений такого объекта капитального строительства, за исключением кадастрового учета в связи с изменением указанных в пункте 15 или 16 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений о таком объекте капитального строительства) - копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию или необходимые сведения, содержащиеся в таком документе, запрашиваются органом кадастрового учета в порядке межведомственного информационного взаимодействия в федеральном органе исполнительной власти, органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органе местного самоуправления либо уполномоченной организации, выдавших такой документ;
4) акт обследования, подтверждающий прекращение существования объекта недвижимости (при снятии с учета такого объекта недвижимости);
5) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается представитель заявителя);
6) копия документа, устанавливающего или удостоверяющего право заявителя на соответствующий объект недвижимости (при учете изменений такого объекта недвижимости, учете адреса правообладателя или снятии с учета такого объекта недвижимости и отсутствии сведений о зарегистрированном праве данного заявителя на такой объект недвижимости в государственном кадастре недвижимости);
7) копия документа, устанавливающего или удостоверяющего право собственности заявителя на объект недвижимости либо подтверждающего установленное или устанавливаемое ограничение (обременение) вещных прав на такой объект недвижимости в пользу заявителя (при учете части такого объекта недвижимости, за исключением случая, если заявителем является собственник такого объекта недвижимости и в государственном кадастре недвижимости содержатся сведения о зарегистрированном праве собственности этого заявителя на такой объект недвижимости);
8) копия документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом принадлежность земельного участка к определенной категории земель (при кадастровом учете в связи с изменением указанных в пункте 13 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений о земельном участке), - запрашивается органом кадастрового учета в порядке, установленном частью 8 статьи 15 настоящего Федерального закона;
9) копия документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом установленное разрешенное использование земельного участка (при кадастровом учете земельного участка в связи с изменением указанных в пункте 14 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений), - запрашивается органом кадастрового учета в порядке, установленном частью 8 статьи 15 настоящего Федерального закона;
10) копия документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом изменение назначения здания или помещения (при кадастровом учете в связи с изменением указанных в пункте 15 или 16 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений о таком здании или помещении), - запрашивается органом кадастрового учета в порядке, установленном частью 8 статьи 15 настоящего Федерального закона;
11) заверенные органом местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности, либо нотариально удостоверенные копия проекта межевания земельных участков, копии решений общего собрания участников долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения об утверждении указанного проекта, перечня собственников образуемых земельных участков и размеров их долей в праве общей собственности на такие земельные участки либо сведения о реквизитах данных документов в случае их представления ранее в орган кадастрового учета (при кадастровом учете земельного участка, образуемого в счет доли или долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения на основании решения общего собрания участников долевой собственности на этот земельный участок);
12) копии документов, подтверждающих согласование проекта межевания земельного участка (при кадастровом учете земельного участка, выделяемого в счет доли или долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения в случае отсутствия решения общего собрания участников долевой собственности на этот земельный участок об утверждении проекта межевания земельных участков).
Исчерпывающий перечень оснований отказа в осуществлении кадастрового учёта установлен ст.27 Федерального закона от 24.07.2007 N221-ФЗ и включает такое основание, как несоответствие по форме либо содержанию требованиям настоящего Федерального закона заявления о кадастровом учете или необходимых для кадастрового учета документов.
Как следует из оспариваемого решения N Ф46/12-26356 от 05.06.2012, в основания отказа в осуществлении кадастрового учёта земельного участка положен вывод ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" о несоответствии требованиям Федерального закона от 24.07.2007 N221-ФЗ межевого плана N б/н от 03.05.2012.
Апелляционная коллегия находит указанный вывод ответчика противоречащим фактическим обстоятельствам, установленным по делу.
В соответствии с ч.1 ст.38 Федерального закона от 24.07.2007 N221-ФЗ межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
Согласно ч.12 ст.38 Федерального закона от 24.07.2007 N221-ФЗ Форма межевого плана и требования к его подготовке, в том числе особенности подготовки межевого плана в отношении земельных участков, указанных в части 10 статьи 25 настоящего Федерального закона, устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Исходя из п.24 Приложения N 2 к Приказу Минэкономразвития России от 24.11.2008 N 412, при выполнении кадастровых работ по выделу земельных участков в счет доли (долей) в праве общей собственности на земельный участок из состава земель сельскохозяйственного назначения межевой план подготавливается с учетом требований Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", на основе:
1) проекта межевания земельных участков, решения общего собрания участников долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения об утверждении указанного проекта, перечня собственников образуемых земельных участков и размеров их долей в праве общей собственности на такие земельные участки (при кадастровых работах в отношении земельного участка, образуемого в счет доли или долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения на основании решения общего собрания участников долевой собственности на этот земельный участок);
2) проекта межевания земельных участков, документов, подтверждающих согласование проекта межевания земельного участка (при кадастровых работах в отношении земельного участка, выделяемого в счет доли или долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения в случае отсутствия решения общего собрания участников долевой собственности на этот земельный участок об утверждении проекта межевания земельных участков);
Пунктом 25 Приложения N 2 к Приказу Минэкономразвития России от 24.11.2008 N 412 установлено, что если межевой план оформляется в результате кадастровых работ по уточнению местоположения границы земельного участка или в результате кадастровых работ по образованию земельных участков уточнено местоположение границ смежных с ними земельных участков, в состав Приложения включаются:
1) в случаях, установленных частью 3 статьи 40 Закона, - документы, свидетельствующие о соблюдении установленного Законом порядка извещения заинтересованных лиц о проведении собрания о согласовании местоположения границы земельного участка (например, расписки в получении извещений о проведении собрания о согласовании местоположения границы, уведомления о вручении таких извещений, копии страницы печатного издания, содержащей извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границы земельного участка, и первого листа, содержащего реквизиты такого печатного издания, и т.д.);
2) копии нотариально удостоверенных доверенностей, выданных лицами, указанными в части 3 статьи 39 Закона, и подтверждающих полномочия их представителей на участие в согласовании, а в случаях, установленных частью 4 статьи 39 Закона, - копии иных документов, подтверждающих полномочия лиц, участвующих в согласовании. При этом полномочия представителя юридического лица, который вправе представлять интересы юридического лица без доверенности, подтверждаются выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц, а полномочия представителей органов государственной власти или органов местного самоуправления подтверждаются актом соответствующего органа государственной власти или органа местного самоуправления;
3) оформленные в письменном виде обоснованные возражения заинтересованных лиц по поводу местоположения границы земельного участка (при наличии таких возражений);
4) документы, свидетельствующие о снятии возражений о местоположении границы земельного участка, или копии документов о разрешении земельного спора (при наличии возражений о местоположении границы земельного участка или если имел место соответствующий земельный спор).
Арбитражным судом установлено, что в составе приложения к Межевому плану от 03.05.2012 Татаринцевой М.Г. были представлены заверенные кадастровым инженером копии:
- извещения о проведении собрания, опубликованного в газете "Курская Правда" N 3 (25272) от 17.01.2012;
- протокола о несостоявшемся собрании от 27.02.2012;
- извещения о согласовании проекта межевания, опубликованного в газете "Курская Правда" N 26 (25295) от 13.03.2012;
- справок об отсутствии возражений относительно размера и местоположения границ выделяемого земельного участка из межрайонного отдела (Хомутовский р-н) филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Курской обл. от 20.04.2012 N 26-05/13-0057, а также из филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Курской обл. от 25.04.2012 N 1904;
- доверенностей от собственников земельных долей,
- свидетельств о праве собственности на землю,
- свидетельств о государственной регистрации права УФРС по Курской области;
- свидетельств о праве на наследство по закону (л.д.12 т.1).
Таким образом, Татаринцевой М.Г. были представлены все необходимые документы, согласно Приложения N 2 к Приказу Минэкономразвития России от 24.11.2008 N 412.
Требований об извещении участников долевой собственности на официальном сайте органа местного самоуправления в сети "Интернет" и информационных щитах в соответствии с ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", Приказ N 412 не содержит.
Ссылки заявителя жалобы на положения ст. 14.1 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ являются несостоятельными, поскольку указанной правовой нормой установлены требования не к порядку оформления межевого плана, а к порядку проведения общего собрания участников долевой собственности. Кадастровый орган при принятии оспариваемого решения необоснованно исходил из расширительного толкования положений Приказа Минэкономразвития России от 24.11.2008 N412.
С учётом изложенного, апелляционная коллегия находит неправомерным вывод кадастрового органа о несоответствии Межевого плана от 03.05.2012 требованиям Федерального закона от 24.07.2007 N221-ФЗ.
Что касается вывода кадастрового органа о нарушении заявителем установленного п.2 ч.5 ст.27 Федерального закона N 221-ФЗ порядка согласования местоположения границ земельного участка, вошедшего в основания принятия оспариваемого решения N Ф46/12-26356 от 05.06.2012, апелляционная коллегия отмечает следующее.
В соответствии с п.2 ч.5 ст.27 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" N 221-ФЗ от 24.07.2007, при кадастровом учете в связи с уточнением границ земельного участка орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении данного кадастрового учета также в случае, если, при уточнении указанных границ нарушен установленный настоящим Федеральным законом порядок согласования местоположения границ земельных участков или местоположение указанных границ в соответствии с настоящим Федеральным законом не считается согласованным, за исключением случаев признания указанных границ уточненными в порядке разрешения земельного спора.
Указанная правовая норма применима к случаям постановки на кадастровый учет земельного участка в связи с уточнением его границ.
Положения ч.3 ст.25 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ предусматривают, что кадастровый учет в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, кадастровые сведения о котором не соответствуют установленным на основании настоящего Федерального закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков.
Таким образом, уточнение границ земельного участка происходит в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ. Вместе с тем, законодателем прямо предусмотрено, что образование земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка не является основанием для уточнения границ земельного участка.
Поскольку в рассматриваемом случае земельный участок был образован путем выдела в счет 42 долей в праве общей собственности на земельный участок с кадастровым номером 46:26:080400:1, расположенного по адресу: Курская область, Хомутовский район, Петровский сельсовет, положения п.2 ч.5 ст.27 Федерального закона N 221-ФЗ от 24.07.2007, относящиеся к случаям постановки на кадастровый учет в связи с уточнением границ земельного участка, в рассматриваемом случае не подлежат применению.
С учетом изложенного, ссылки регистрирующего органа на нарушение заявителем установленного Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ порядка согласования местоположения границ земельного участка, являются необоснованными.
Апелляционный суд также отмечает, что утверждение заявителя жалобы о наличии единой границы между образованным участком и участком Хомутовского мехлесхоза опровергается данными Межевого плана от 03.05.2012, согласно которому точки границ вновь образованного участка обозначены в соответствии с п. 50 Приказа Минэкономразвития N 412, в силу которого для новых точек в качестве обозначений характерных точек границ земельных участков и их частей используется сочетание строчной буквы "н" русского алфавита и числа, записанного арабскими цифрами (например, н1) - л.д.16-26 т.1. Исходя из использованного обозначения характерных точек границ земельных участков и их частей, границы участка являются новыми и не могут совпадать с границами Хомутовского мехлесхоза.
Вместе с тем, порядок согласования границ земельного участка, выделяемого из состава земель сельскохозяйственного назначения, регламентируется Федеральным законом N 101-ФЗ.
В силу п. 3 ст. 13 Федерального закона N 101-ФЗ земельный участок может быть образован на основании решения общего собрания участников долевой собственности, если данным решением утверждены проект межевания земельных участков, перечень собственников образуемых земельных участков и размер их долей в праве общей собственности на образуемые земельные участки.
В силу п. 10 ст. 13.1 данного закона в газете "Курская правда" от 13 марта 2012 года N 26 (25295) было опубликовано извещение о согласовании проекта межевания земельных участков на исходный земельный участок с кадастровым номером 46:26:080400:1, адрес участка: Курская область, Хомутовский район, Петровский сельсовет, где предметом согласования являются размер и местоположение границ выделяемого в счет земельной доли земельного участка.
Ввиду отсутствия возражений заинтересованных лиц относительно размера и местоположения границ выделяемого в счет земельных долей земельного участка, что подтверждается приложенными к межевому плану справками межрайонного отдела (Хомутовский район) филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Курской области от 20.04.2012 г. N 26-05/13-0057, а также филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Курской обл. от 25.04.2012 г. N 1904, выделяемый земельный участок считается согласованным (п.12 ст. 13.1 Федерального закона N 101-ФЗ).
Довод заявителя жалобы об отсутствии нарушения прав ООО "КСП - Групп" оспариваемым им Решением N Ф46/12-26356 от 05.06.2012 приводился в суде первой инстанции и получил надлежащую правовую оценку.
Арбитражный суд области обоснованно исходил из того, что ООО "КСП-Групп" намеревалось приобрести в аренду спорный земельный участок, для чего взяло на себя обязательства выделить его в натуре из земельного участка с кадастровым номером 46:26:080400:1, поставить на кадастровый учет и зарегистрировать право собственности на данный объект недвижимости (л.д.157 - 163 т.3).
Согласно п.1 ст. 9 Федерального закона N 101-ФЗ предметом договора аренды могут быть только участки, прошедшие государственный кадастровый учет. Следовательно, оспариваемое решение об отказе в постановке на учёт спорного участка свидетельствует о невозможности заключения ООО "КСП-Групп" договора аренды земельного участка в установленный предварительным договором срок - до 01.11.2012, что в свою очередь препятствует расширению производственной деятельности заявителя, а соответственно нарушает его права и законные интересы.
Апелляционный суд также отмечает, что в силу ч.2 ст. 20 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ с заявлениями о постановке на учет объектов недвижимости вправе обратиться любые лица.
В связи с этим, обращение сотрудника юридической фирмы ООО "Юридическая группа "РАТУМ" Татаринцевой М.Г., с которой заявителем заключён договор об оказании юридической помощи N 8-Ю от 07.04.2011 (л.д.135-144 т.2) с заявлением о постановке на кадастровый учет земельного участка, из смысла ст. 20 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ, правового значения не имеет.
Вместе с тем, оспариваемое решение об отказе в осуществлении кадастрового учёта N Ф46/12-26356 от 05.06.2012 не было адресовано конкретному лицу, что подтверждает право Общества обжаловать его.
Арбитражный суд области, установив необходимую совокупность условий для признания недействительным принятого ответчиком решения N Ф46/12-26356 от 05.06.2012, обоснованно удовлетворил заявленные требования.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
В связи с изложенным, решение арбитражного суда области не подлежит отмене, а апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.
Руководствуясь ч.1 ст.269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курской области от 13.11.2012 по делу N А35-9558/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
П.В.Донцов |
Судьи |
Н.А.Ольшанская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А35-9558/2012
Истец: ООО "КСП-Групп", ООО "Юридическая группа "РАТУМ"
Ответчик: ФГБУ "ФКП Росреестра" по Курской обл., Филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Курской области
Третье лицо: Кадастровый инженер Шаповалова Людмила Петровна