г. Чита |
|
04 февраля 2013 г. |
Дело N А78-7297/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 января 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 февраля 2013 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Е.В. Желтоухова, судей В.А. Сидоренко, Г.Г. Ячменёва, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Федосеевой Е.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 20 ноября 2012 года по делу N А78-7297/2012 по заявлению Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Забайкальскому краю (ОГРН 1027501158541, ИНН 7536033755) о признании недействительными и отмене решения N 02-05-2471 и предписания N 02-05-2472 от 23.07.2012 по делу N 16, принятое судьей Ю.В. Судаковой,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Сизовой М.Н., представителя по доверенности от 30.12.2011;
от заинтересованного лица: Бянкина В.В., представителя по доверенности от 11.01.2013;
от третьих лиц:
Открытого акционерного общества "МРСК Сибири" (ОГРН 1052460054327, ИНН 2460069527): не было;
Каргина Н.Г. (адрес: Забайкальский край, п. Новокручининский): не было;
Чижовой В.М. (адрес: Забайкальский край, п. Новокручининский): не было;
Кузьмина А.А. (адрес: Забайкальский край, п. Новокручининский): не было;
Леликова П.В. (адрес: Забайкальский край, п. Новокручининский): не было;
Кочергиной Т.И. (адрес: Забайкальский край, п. Новокручининский): не было;
Полякова С.А. (адрес: Забайкальский край, п. Новокручининский): не было;
Орлова А.Ю. (адрес: Забайкальский край, п. Новокручининский): не было;
Администрации ГП "Новокручининское" (ОГРН 1057524018860, ИНН 7524012479): не было;
установил:
Заявитель, Открытое акционерное общество "РЖД", обратился в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Забайкальскому краю о признании недействительными и отмене решения N 02-05-2471 и предписания N 02-05-2472 от 23.07.2012 по делу N 16.
Решением суда первой инстанции от 20 ноября 2012 года заявителю отказано в удовлетворении требований.
Принимая указанное решение, суд первой инстанции исходил из следующего.
Суд первой инстанции согласился с выводами Забайкальского УФАС о том, что ОАО "РЖД" своими действиями, выразившимися в отказе от заключения договора технологического присоединения, нарушило положения пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", тем самым Общество нарушило права и законные интересы группы физических лиц и злоупотребило доминирующим положением, ущемив интересы подателей жалобы на рынке передачи электрической энергии.
Общество, не согласившись с выводами суда первой инстанции, заявило апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить, требования удовлетворить.
Представитель Общества в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал, пояснив следующее.
Суд первой инстанции неправильно истолковал и применил нормы действующего законодательства, в частности пункт 5 статьи 8 Федерального закона Российской Федерации от 27.02.2003 N 29-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта". Суд апелляционной инстанции не принял во внимание, что для Общества не устанавливался на 2012 год тариф за технологическое присоединение.
По мнению заявителя, суд первой инстанции не принял во внимание, что в компетенцию Читинской дистанции электроснабжения - структурного подразделения Забайкальской дирекции инфраструктуры - филиал ОАО "РЖД", не входит рассмотрение заявок на технологическое присоединение.
Суд первой инстанции не принял во внимание, что Управление не установило, на каком товарном рынке и по оказанию какого именно вида услуги Общество занимает доминирующее положение в Забайкальском крае.
Представитель Управления в судебном заседании с доводами апелляционной жалобы не согласился, пояснив суду следующее.
Поскольку приказом региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 19.12.2011 N 602 для Общества (Забайкальской дирекции инфраструктуры - филиал ОАО "РЖД") установлен тариф на услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям на территории Забайкальского края на 2012-2014 годы, между ОАО "МРСК-Сибири" и ОАО "РЖД" заключен договор по передаче электрической энергии как между смежными сетевыми организациями, ОАО "РЖД" является сетевой организацией.
В силу пункта 3 Правил технологического присоединения, утвержденных Правительством Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, сетевая организация обязана заключить договор с заявителем-физическим лицом в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно.
При этом, на основании Регламента взаимодействия между структурными подразделениями ОАО "РЖД", утверждённого распоряжением N 788р от 12.04.2011 ОАО "РЖД", уполномоченным лицом, осуществляющим комплекс мер, связанных с технологическим присоединением энергопринимающих устройств, является ОАО "Росжелдорпроект" по договору поручения N 481 между данными субъектами.
Пунктом 1.9 Регламента установлено, что ОАО "РЖД" разрабатывает проект присоединения, передает его в ОАО "Росжелдорпроект", выдает технические условия на присоединение к иным ближайшим электрическим сетям ОАО "РЖД", не относящимся к объектам электроснабжения инфраструктуры ОАО "РЖД", обеспечивающей безопасность движения поездов.
Таким образом, Общество обязано было принять заявления граждан и направить их в ОАО "Росжелдорпроект".
Представители третьих лиц в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена судом апелляционной инстанции на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет 28.12.2012.
Согласно пункту 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке частей 1, 6 статьи 121, статей 122, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях на нее, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права и заслушав доводы сторон, пришел к следующим выводам.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела и дал им надлежащую правовую квалификацию, в связи с чем, у суда нет оснований к удовлетворению апелляционной жалобы. Выводы суда первой инстанции являются верными и соответствуют обстоятельствам дела.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению, поскольку заявлялись в суде первой инстанции, где им дана полная и надлежащая оценка.
Как следует из материалов дела, по результатам рассмотрения дела N 16 Комиссией Забайкальского УФАС России 23.07.2012 принято решение о признании ОАО "РЖД",в лице Читинской дистанции электроснабжения Забайкальской железной дороги филиала ОАО "РЖД", нарушившим пункт 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции". Нарушение выразилось в отказе от заключения договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям энергоустановок жилых домов, принадлежащих физическим лицам С.А. Полякову, В.М. Чижовой, З.И. Фатеевой, П.В. Леликову, Т.И. Кочергиной, А.Ю. Орлову, Д.В. Швецову, А.А. Кузьмину, Н.Г. Каргину, а также выдано предписание о недопущении действий, которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства.
Общество, посчитав, что указанными актами нарушаются права заявителя, обратилось в суд с рассматриваемыми требованиями.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Пунктом 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" установлено, что запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.
Пунктом 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" установлено, что доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Статьей 3 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" установлено, что для целей настоящего Федерального закона применяются следующие определения основных понятий:
естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем, спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров;
субъект естественной монополии - хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.
В силу части 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях", настоящим Федеральным законом регулируется деятельность субъектов естественных монополий, в том числе, в сфере - услуги по передаче электрической энергии.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции считает, что в силу того, что присоединение к электрическим сетям не является видом услуги, то в данном случае, Общество, как лицо, осуществляющее услуги, в том числе по передаче электрической энергии (деятельность, осуществление которой отнесено законом к сфере естественных монополий), подлежит признанию хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение по передаче электрической энергии в населенном пункте пгт. Новокручининский Забайкальского края.
В силу указанного, суд апелляционной инстанции считает обоснованными выводы суда первой инстанции в части признания Общества лицом, занимающим доминирующее положение по передаче электрической энергии в населенном пункте пгт. Новокручининский Забайкальского края.
Согласно ст. 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.
По договору об осуществлении технологического присоединения сетевая организация принимает на себя обязательства по реализации мероприятий, необходимых для осуществления такого технологического присоединения, в том числе мероприятий по разработке и в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике, согласованию с системным оператором технических условий, обеспечению готовности объектов электросетевого хозяйства, включая их проектирование, строительство, реконструкцию, к присоединению энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики, урегулированию отношений с третьими лицами в случае необходимости строительства (модернизации) такими лицами принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства (энергопринимающих устройств, объектов электроэнергетики).
Плата по договору об осуществлении технологического присоединения взимается однократно с возможным условием об оплате выполнения отдельных мероприятий по технологическому присоединению(ч.1).
Оказание услуг по передаче электрической энергии осуществляется на основании договора возмездного оказания услуг. Договор оказания этих услуг является публичным (ч.2).
Согласно ст. 426 Гражданского кодекса Российской Федерации, публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
Коммерческая организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора, кроме случаев, предусмотренных законом и иными правовыми актами (ч.1).
В случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.) (ч.4).
Пунктом Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861, установлено, что недискриминационный доступ к услугам по передаче электрической энергии предусматривает обеспечение равных условий предоставления указанных услуг их потребителям независимо от организационно-правовой формы и правовых отношений с лицом, оказывающим эти услуги.
Как следует из материалов дела, Обществу вменяется отказ от заключения договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям энергоустановок жилых домов, принадлежащих физическим лицам С.А. Полякову, В.М. Чижовой, З.И. Фатеевой, П.В. Леликову, Т.И. Кочергиной, А.Ю. Орлову, Д.В. Швецову, А.А. Кузьмину, Н.Г. Каргину (т. 1, л. 112), что запрещено п. 5 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 "О защите конкуренции" N 135-ФЗ.
Ссылка в апелляционной жалобе на то, что ЭЧ Чита (Читинская дистанция электроснабжения структурное подразделение Забайкальской дирекции инфраструктуры структурного подразделения Забайкальской ЖД филиала ОАО "РЖД") не имело полномочий на рассмотрение заявок на технологическое присоединение, не принимается судом апелляционной инстанции, по следующим основаниям.
Распоряжением ОАО "РЖД" от 12.04.2011 N 788р утвержден Регламент взаимодействия по вопросам технологического присоединения сторонних потребителей к электрическим сетям ОАО "РЖД".
Названным Регламентом определяется порядок взаимодействия между структурными подразделениями ОАО "РЖД", железными дорогами и другими филиалами ОАО "РЖД" (далее - подразделения ОАО "РЖД"), ОАО "Росжелдорпроект" и третьими лицами (далее - Заявители) при реализации мероприятий по технологическому присоединению электроустановок Заявителей к электроустановкам ОАО "РЖД", в соответствии с распоряжением Президента ОАО "РЖД" от 28 февраля 2011 г. N 409р "О мерах по технологическому присоединению сторонних потребителей к электрическим сетям ОАО "РЖД" (п.1.1).
Службы электрификации и электроснабжения дирекций инфраструктуры - структурных подразделений железных дорог (далее - Службы электрификации и электроснабжения), дирекции по обеспечению - структурные подразделения Трансэнерго - филиала ОАО "РЖД" (далее - Дирекции по энергообеспечению), совместно с дистанциями электроснабжения и ОАО "Росжелдорпроект" рассматривают обращения заявителей, определяют наличие (отсутствие) технической возможности, обеспечивают формирование и выдачу технических условий по технологическому присоединению (п.1.3).
В случаях, когда электрическая мощность технологического присоединения равна или менее 15 кВт, реализацию мероприятий по технологическому присоединению организует Служба электрификации и электроснабжения соответствующего филиала ОАО "РЖД" (п.1.6).
Из указанного следует, что ЭЧ Чита, куда обратились названные граждане за подключением энергоустановок, электрическая мощность технологического присоединения которого равна или менее 15 кВт, обязано было направить указанные заявления в уполномоченный отдел ОАО "РЖД", а не отказываться от заключения договора технологического присоединения или направлять граждан к иным сетевым организациям.
Суд апелляционной инстанции также не принимает довод апелляционной жалобы о том, что Региональная служба по тарифам и ценообразованию Забайкальского края для ЭЧ Чита (Читинская дистанция электроснабжения структурное подразделение Забайкальской дирекции инфраструктуры структурного подразделения Забайкальской ЖД филиала ОАО "РЖД"), не установила специальный тариф на подключение силовых электроустановок к сетям Общества, поскольку сетевая организация вправе обратиться в уполномоченный орган за утверждением указанного тарифа.
Согласно пункту 3.3.7 указанного выше Регламента, в течение 30 (тридцати) рабочих дней с даты получения заявки на технологическое присоединение Служба электрификации и электроснабжения и Дирекция по энергообеспечению (ОАО РЖД Забайкальского филиала) направляет в уполномоченный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов заявление об установлении платы за технологическое присоединение.
Суд апелляционной инстанции не принимает ссылку Общества на п. 5 ст. 8 Федерального закона от 27.02.2003 N 29-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта", которым установлено, что комплекс электрических сетей и иных объектов электросетевого хозяйства железнодорожного транспорта общего пользования не относится к единой национальной (общероссийской) электрической сети, а единый хозяйствующий субъект распоряжается указанными объектами самостоятельно с учетом ограничений, установленных настоящим Федеральным законом, по следующим основаниям.
Из названной нормы следует, что единый хозяйствующий субъект распоряжается указанными объектами самостоятельно с учетом ограничений, установленных настоящим Федеральным законом.
Из указанного закона не следует, что ОАО "РЖД", как единому хозяйствующему субъекту, запрещено осуществлять подключение к электросетевому хозяйству общества третьих лиц, на условиях, установленных для иных сетевых организаций.
Более того, пунктом 1.8 Регламента взаимодействия по вопросам технологического присоединения сторонних потребителей к электрическим сетям ОАО "РЖД" прямо установлено, что запрещается выдача технических условий на технологическое присоединение Заявителей к объектам электроснабжения инфраструктуры ОАО "РЖД", обеспечивающим безопасность движения поездов, в том числе:
- контактной сети и линиям продольного электроснабжения, ДПР, ПР и другим линиям, расположенным на опорах контактной сети;
- линии электроснабжения автоблокировки (основное питание), диспетчерской централизации и связи;
- пунктам группировки и параллельного соединения, постам секционирования контактной сети;
- устройствам наружного освещения объектов железнодорожной инфраструктуры.
При обращении Заявителя на технологическое присоединение к электрическим сетям ОАО "РЖД", указанным в пункте 1.8 настоящего Регламента, подразделения ОАО "РЖД" разрабатывают проект, а ОАО "Росжелдорпроект" выдает технические условия на технологическое присоединение к иным ближайшим электрическим сетям ОАО "РЖД" (п.1.9 Регламента).
Из указанного следует, что запрет на подключение сторонних потребителей допускается только к объектам электроснабжения инфраструктуры ОАО "РЖД", обеспечивающим безопасность движения поездов, следовательно, в иных случаях такое подключение допускается в порядке, установленном названным регламентом.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции считает, что у суда первой инстанции не было законных оснований для удовлетворения требований заявителя.
Ссылки суда первой инстанции и Управления на полномочия ОАО "Росжелдорпроект" в данном случае являются ошибочными, поскольку в силу п. 1.6 Регламента, в случаях, когда электрическая мощность технологического присоединения равна или менее 15 кВт, реализацию мероприятий по технологическому присоединению организует Служба электрификации и электроснабжения соответствующего филиала ОАО "РЖД".
Между тем, по мнению суда апелляционной инстанции, указанное не привело к принятию, как Управлением, так и судом первой инстанции неправильных решений.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению, поскольку не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, либо влияли на обоснованность и законность оспариваемого решения суда, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
По мнению суда апелляционной инстанции, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что оспариваемое решение не нарушает прав и законных интересов заявителя и соответствует нормам действующего законодательства.
Таким образом, по мнению суда апелляционной инстанции, суд первой инстанции в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дал полную и всестороннюю оценку имеющимся в деле доказательствам в их взаимосвязи и совокупности и пришел к обоснованному выводу об отказе заявителю в удовлетворении требований.
На основании изложенного, у суда апелляционной инстанции отсутствуют законные основания для удовлетворения апелляционной жалобы.
Суд, руководствуясь статьями 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от "20" ноября 2012 года по делу N А78-7297/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу.
Председательствующий судья |
Е.В. Желтоухов |
Судьи |
В.А. Сидоренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А78-7297/2012
Истец: Забайкальская железная дорога - филиал ОАО "РЖД", ОАО "Российские железные дороги"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Забайкальскому краю
Третье лицо: Администрация гп "Новокручининское", Каргин Н Г, Кочергина Наталья И, Кузьмин А А, Лелеков П В, Леликов П. В., ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири", Орлов А Ю, Поляков С А, Филиал ОАО "МРСК Сибири" - "Читаэнерго", Чижова В М
Хронология рассмотрения дела:
25.04.2013 Определение Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-1957/13
04.02.2013 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-4451/12
20.11.2012 Решение Арбитражного суда Забайкальского края N А78-7297/12
19.11.2012 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-4451/12