г. Челябинск |
|
04 февраля 2013 г. |
Дело N А34-3413/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 января 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 февраля 2013 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соколовой И.Ю.,
судей Богдановской Г.Н., Ермолаевой Л.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Чаус О.С., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Потребительского кооператива "Возрождение" на решение Арбитражного суда Курганской области от 29.10.2012 по делу N А34-3413/2012 (судья Полякова А.И.).
В заседании приняли участие представители:
Потребительского кооператива "Возрождение" - Мизеева Н.Т. (протокол от 13.07.2009 N 1).
Потребительский кооператив "Возрождение" (далее - заявитель, ПК "Возрождение") обратился в Арбитражный суд Курганской области с заявлением о признании бездействия Администрации города Кургана (далее - заинтересованное лицо, Администрация г. Кургана), длящегося с 07.04.2001 и выраженного в непринятии решения о предоставлении в собственность земельного участка ПК "Возрождение" для строительства группы индивидуальных жилых домов в г.Кургане, мкр. Шепотково, незаконным; обязании Администрации г. Кургана принять решение о предоставлении в собственность ПК "Возрождение" земельного участка площадью 2,06 га для строительства группы индивидуальных жилых домов в г. Кургане, мкр. Шепотково (требования изложены с учетом их изменения заявителем, принятых судом в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, л. д. 104).
Решением Арбитражного суда Курганской области от 29.10.2012 (резолютивная часть объявлена 24.10.2012) в удовлетворении заявленных требований отказано.
С вынесенным решением не согласился заявитель и обжаловал его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе ПК "Возрождение" (далее также - податель жалобы, апеллянт) просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы её податель указывает на соблюдение заявителем всех необходимых мероприятий для предоставления земельного участка ПК "Возрождение" по процедуре выбора земельного участка и предварительного согласования места размещения объекта. Однако такая процедура не завершена по причине бездействия со стороны Администрации по предоставлению земельного участка в собственность. Указывает на достаточность доказательств, позволяющих установить, что заявитель и кооператив "Возрождение", в отношении которого принималось решение о предоставлении спорного земельного участка, является одним и тем же лицом. Ссылается на невозможность оформления членами кооператива в индивидуальном порядке земельных участков в собственность, поскольку спорный земельный участок первоначально был отведен ПК "Возрождение".
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представитель заинтересованного лица не явился. Администрация г. Кургана направила ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие ее представителя.
С учетом мнения представителя подателя жалобы и в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие ответчика.
В судебном заседании представитель подателя жалобы поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как усматривается из представленных в материалы дела доказательств, на основании протокола общего собрания N 1 от 05.12.1998 об организации потребительского кооператива (л. д. 81) и распоряжения Администрации города Кургана N 1998-р 12.04.2000 был зарегистрирован потребительский кооператив "Возрождение" по адресу: 640039, Курганская область, г.Курган, п.Глинки, ул.Советская, 97а (л. д. 59).
На основании распоряжения от 21.02.2000 N 924-р потребительскому кооперативу "Возрождение" был выдан акт выбора и обследования земельного участка для проектирования и строительства группы индивидуальных жилых домов N 76-2000, утвержденный заместителем мэра города Кургана 14.04.2000 (л. д. 15-16), а также подготовлен ситуационный план индивидуальных жилых домов п.Шепотково с согласованиями от 2000 года (л. д. 17).
28.04.2000 было издано распоряжение Главы городского самоуправления - мэра города Кургана от 28.04.2000 N 2306-р "О согласовании потребительскому кооперативу "Возрождение" земельного участка для проведения проектно-изыскательских работ по размещению группы индивидуальных жилых домов в д.Шепотково г.Кургана" (л. д. 18). Пунктом 1 данного распоряжения ПК "Возрождение" со ссылкой на статью 28 Земельного кодекса Российской Федерации был согласован сроком на 1 год земельный участок площадью 2,06 га для проведения проектно-изыскательских работ по размещению группы индивидуальных жилых домов в д.Шепотково г.Кургана. Пунктом 2 распоряжения ПК "Возрождение", как заказчик, был обязан получить архитектурно-планировочное задание, заказать проект застройки группы индивидуальных жилых домов, выполненный проект представить на согласование градостроительного Совета, провести дополнительные согласования с Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству г.Кургана и с Департаментом развития городского хозяйства по корректировке границ земельного участка, оформить договор резервирования земельного участка. Согласно пункту 3 распоряжения, заказчику - ПК "Возрождение" запрещено выполнение строительно-монтажных работ без согласования проектной документации на градостроительном Совете и без документов, подтверждающих право пользования земельным участком. После утверждения проекта на градостроительном Совете, индивидуальным застройщикам необходимо обратиться в Департамент развития городского хозяйства для оформления документов разрешающих строительство жилого дома и правоустанавливающих документов на землю (пункт 4 распоряжения).
Во исполнение указанного распоряжения, 12.07.2000 между Администрацией города Кургана и ПК "Возрождение" был заключён договор резервирования земельного участка площадью 20600 кв. м для проведения проектно-изыскательских работ по размещению группы индивидуальных жилых домов, расположенных по адресу: г. Курган, д. Шепотково, сроком действия с 28.04.2000 по 28.04.2001 (л. д. 20).
19.01.2001 было утверждено архитектурно-планировочное задание N 009/2001 на разработку проекта застройки группы индивидуальных жилых домов в д.Шепотково г.Кургана (л. д. 21-24), выданы технические условия на электроснабжение группы жилых домов ПК "Возрождение" в д.Шепотково г.Кургана (14 участков) (л. д. 19), заключение по эскизному проекту отдела государственного пожарного надзора от 22.02.2001 (л. д. 25), заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы Комитета природных ресурсов по Курганской области от 06.04.2001 (л. д. 26-29), санитарно-эпидемиологическое заключение от 11.03.2001 N 32 (л. д. 30), заключения по отводу земельного участка под строительство от 18.02.2000 N 315, от 06.03.2000 N 41 (л. д. 83-84) и подготовлен эскизный проект застройки группы индивидуальных жилых домов в д.Шепотково г.Кургана (л. д. 31-38), согласованный с Главным архитектором г.Кургана за N 49 от 19.04.2001.
Из имеющейся в материалах дела переписки усматривается, что в 2010 году ПК "Возрождение" обращался в Администрацию г. Кургана с заявлением о предоставлении земельного участка для строительства индивидуальных жилых домов членами кооператива (л. д. 114-115).
Письмами от 11.05.2010, 13.09.2010, 22.02.2011 Администрация г. Кургана сообщила, что вопрос о приобретении членами ПК "Возрождение" права собственности на земельные участки может быть разрешен в судебном порядке, поскольку с 01 октября 2005 года приобретение земельных участков для индивидуального жилищного строительства осуществляется на аукционах (торгах) в соответствии с действующим законодательством (л. д. 53-55).
Полагая, что бездействие Администрации, выразившееся в непринятии решения о предоставлении заявителю в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства при отсутствии оснований для отказа в таком предоставлении, является незаконным и нарушает права и законные интересы заявителя, последний обратился в арбитражный суд с указанными выше требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции исходил из того, что решение о предоставлении земельного участка для строительства группы индивидуальных жилых домов принималось в отношении иного юридического лица - ПК "Возрождение" имеющего идентификационный номер налогоплательщика (далее - ИНН) 4501097865, исключённого из Единого государственного реестра юридических лиц, в связи с прекращением своей деятельности 24.10.2007. Установив, что заявитель не является правопреемником указанного юридического лица и не обладает какими-либо правами на предоставление спорного земельного участка, суд пришел к выводу об отсутствии нарушения прав и законных интересов заявителя оспариваемым бездействием.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого решения.
Заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц в порядке, предусмотренном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частями 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для признания незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В рассматриваемом случае заявитель оспаривает бездействие Администрации г. Кургана по принятию решения о предоставлении в собственность земельного участка площадью 2,06 га для индивидуального жилищного строительства, полагая что основания для отказа в предоставлении земельного участка отсутствуют.
Имеющиеся в деле доказательства позволяют сделать вывод о том, в отношении ПК "Возрождение" ИНН 4501097865 в 2000 году была начата процедура предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, предусмотренная статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 5 указанной статьи предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (пункт 2 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 4 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны (пункт 5 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации).
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (пункт 6 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 8 указанной статьи решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Согласно пункту 2 статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства.
В силу приведенных норм у органа местного самоуправления возникает обязанность по предоставлению земельного участка для строительства в отношении лица, в пользу которого принято решения о предварительном согласовании места размещения объекта.
Из материалов дела усматривается, что оформление акта выбора земельного участка и согласование предварительного места размещения объекта произведено в отношении потребительского кооператива "Возрождение", зарегистрированного Администрацией города Кургана 12.04.2000 распоряжением N 1998-р (свидетельство о государственной регистрации юридического лица л. д. 39). Из представленного в материалы дела свидетельства о постановке на учет в налоговом органе от 18.06.2002 следует, что ПК "Возрождение" зарегистрированный в качестве юридического лица 12.04.2000, имеет идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) 4501097865 (л. д. 80).
Согласно представленной Инспекцией Федеральной налоговой службы России по г.Кургану информации от 19.10.2012 за N 09-23/02/07156, ПК "Возрождение" ИНН 4501097865 снят с налогового учёта 24.10.2007 и исключен из Единого государственного реестра юридических лиц (далее также - ЕГРЮЛ) в связи с ликвидацией по решению уполномоченных государственных органов (л. д. 103).
Статьей 22 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", предусмотрена возможность ликвидации юридического лица прекратившего свою деятельность по решению регистрирующего органа.
В соответствии с пунктом 3 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации, правоспособность юридического лица возникает в момент его создания и прекращается в момент внесения записи о его исключении из единого государственного реестра юридических лиц.
Согласно пункту 6 статьи 22 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", юридическое лицо считается прекратившим свою деятельность, равно ликвидация юридического лица считается завершенной, после внесения об этом записи в ЕГРЮЛ.
В силу части 8 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.
Ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам (статья 61 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Вышеназванное позволяет сделать вывод о прекращении правоспособности ПК "Возрождение" ИНН 4501097865 в связи с ликвидацией в силу пункта 3 статьи 49, пункта 8 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ, по состоянию на 16.10.2012 (л. д. 99-101) заявитель по настоящему делу ПК "Возрождение" создан и зарегистрирован в качестве юридического лица 11.08.2009, имеет основной государственный регистрационный номер 1094501005741, ИНН 4501153090.
Проанализировав материалы дела, апелляционный суд считает правильным вывод суда о том, что заявитель не является правопреемником ликвидированного ПК "Возрождение".
Доказательств реорганизации ранее действующего ПК "Возрождение" ИНН 4501097865 в какой-либо форме в ныне действующее ПК "Возрождение" ИНН 4501153090 в материалах дела не содержится и напротив исключается сведениями о ликвидации кооператива.
Из представленной выписки из ЕГРЮЛ не усматривается, что ПК "Возрождение" является правопреемником ранее действующего ПК "Возрождение" ИНН 4501097865. Отсутствуют соответствующие положения и в Уставе потребительского кооператива "Возрождение", утверждённого общим собранием от 13.07.2009 (л. д. 61-68, 71).
Названное опровергает доводы подателя жалобы о том, что заявитель по настоящему делу и кооператив "Возрождение", в отношении которого принималось решение о предоставлении спорного земельного участка, являются одним и тем же лицом. Тождественность наименования и целей деятельности свидетельством этого не являются.
При этом довод подателя апелляционной жалобы о регистрации аналогичного юридического лица, без осознания различий в восстановлении юридического лица и создании нового, не исключает приведенных выше выводов об отсутствии правопреемства между ПК "Возрождение" ИНН 4501153090 и ПК "Возрождение" ИНН 4501097865.
Вместе с тем, имеющиеся в деле доказательства свидетельствуют о согласовании Администрацией города Кургана предварительного места размещения жилых домов в д.Шепотково г.Кургана в отношении ПК "Возрождение" ИНН 4501097865, исключённого из ЕГРЮЛ в связи с прекращением своей деятельности 24.10.2007.
Поскольку в отсутствие правопреемства доказательств наличия прав на предоставление спорного земельного участка заявителем не представлено, нарушений прав и законных интересов ПК "Возрождение" в сфере предпринимательской деятельности не имеется.
На основании части 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, части 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при отсутствии нарушенных бездействием административного органа прав и законных интересов заявителя является достаточным основанием для принятия решения об отказе в удовлетворении заявленных требований. В этой связи анализ обстоятельств сохранения прав лица, в отношении которого произведено предварительное согласование места размещения объекта по истечении трехлетнего срока и наличия у такого лица права на предоставление земельного участка в собственность, самостоятельного значения не имеет.
С учетом изложенного, оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
При совокупности изложенных обстоятельств, суд находит доводы апелляционной жалобы несостоятельными, оснований для отмены обжалуемого решения не имеется. Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены решения арбитражного суда первой инстанции, не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на ее подателя. В связи с предоставлением ПК "Возрождение" отсрочки в уплате государственной пошлины определением о принятии апелляционной жалобы к производству, ее взыскание следует произвести в доход федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курганской области от 29.10.2012 года по делу N А34-3413/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу Потребительского кооператива "Возрождение" - без удовлетворения.
Взыскать с Потребительского кооператива "Возрождение" в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1000 руб. за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
И.Ю. Соколова |
Судьи |
Г.Н. Богдановская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А34-3413/2012
Истец: Потребительский кооператив "Возрождение"
Ответчик: Администрация г. Кургана
Третье лицо: Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Кургану
Хронология рассмотрения дела:
17.07.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-4295/13
04.02.2013 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-14190/12
04.12.2012 Определение Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-12907/12
29.10.2012 Решение Арбитражного суда Курганской области N А34-3413/12