Заключение Комитета по вопросам местного самоуправления Государственной Думы Федерального Собрания РФ Пятого созыва
по проекту федерального закона N 15161-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", внесенному Законодательным Собранием Еврейской автономной области
В Комитете Государственной Думы по вопросам местного самоуправления рассмотрен проект федерального закона N 15161-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", внесенный Законодательным Собранием Еврейской автономной области.
Законопроектом вносятся изменения в часть 5 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2004 г. N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - Федеральный закон N 210-ФЗ), а также дополняется статья 5 новой частью 5. Эти изменения, по мнению авторов законопроекта, позволят разделить полномочия между органами регулирования субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления в сфере регулирования тарифов для организаций коммунального комплекса, осуществляющих эксплуатацию систем коммунальной инфраструктуры для оказания услуг не по одному виду деятельности, а по нескольким.
Обусловлено это тем, что большинство организаций коммунального комплекса являются многоотраслевыми и в зависимости от объемов реализации услуг одновременно подпадают под регулирование как органами регулирования субъектов Российской Федерации, так и органами местного самоуправления. Таким образом, для одной организации коммунального комплекса разными органами регулирования могут быть установлены различные правила регулирования, так как выбор метода регулирования определяется каждым органом регулирования самостоятельно.
Данная проблема имеет место на практике. Однако при ее рассмотрении необходимо иметь в виду следующее.
В соответствии с пунктом 4 части 2 и частью 5 статьи 4, а также частью 3 статьи 5 Федерального закона N 210-ФЗ разделение полномочий между федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок, органами регулирования субъектов Российской Федерации, органами регулирования муниципальных образований, регулирующих тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса, осуществляющих эксплуатацию систем коммунальной инфраструктуры, используемых в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, объектов утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, осуществляется на основе учета расположения потребителей указанных услуг и объемов их потребления.
Так, органы регулирования субъектов Российской Федерации регулируют тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса, если потребители, обслуживаемые с использованием этих систем и объектов, находятся в границах нескольких городских округов или нескольких городских, сельских поселений, расположенных на территориях нескольких (одного) муниципальных районов (муниципального района) субъекта Российской Федерации, и потребители каждого из этих муниципальных образований потребляют не более 80 процентов (в натуральном выражении) товаров и услуг этой организации коммунального комплекса.
В случае, если потребители соответствующего муниципального образования, обслуживаемые с использованием этих систем и объектов, потребляют более 80 процентов (в натуральном выражении) товаров и услуг этих организаций коммунального комплекса, то тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса регулируют органы регулирования муниципальных образований.
Предлагаемая законопроектом передача полномочий органам регулирования муниципальных образований по всем видам услуг, если они имеют право на регулирование одной из услуг в указанной сфере деятельности, приведет к нарушению вышеназванного принципа разделения полномочий между органами регулирования разных уровней публичной власти и невозможности его системного применения на практике на всей территории Российской Федерации.
Кроме того, невозможно будет учитывать расположение потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса (находящихся в границах нескольких муниципальных образований), что может привести к сосредоточению полномочий по регулированию услуг в указанной сфере деятельности только в органах регулирования субъектов Российской Федерации.
Полагаем, что решение указанной проблемы должно носить комплексный характер на основе уточнения принципов разделения полномочий между федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок, органами регулирования субъектов Российской Федерации, органами регулирования муниципальных образований, регулирующих тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса.
На основании вышеизложенного Комитет Государственной Думы по вопросам местного самоуправления не поддерживает рассматриваемый законопроект.
Председатель Комитета |
В.С. Тимченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.