Заключение Комитета по строительству и земельным отношениям Государственной Думы Федерального Собрания РФ Пятого созыва от 4 сентября 2008 г. к N 17, п. 3.1
по проекту федерального закона N 13643-5 "О внесении изменений в статью 3.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в части отнесения к собственности субъектов Российской Федерации земельных участков фонда перераспределения) (внесен Законодательным Собранием Приморского края)
Комитет Государственной Думы по строительству и земельным отношениям рассмотрел проект федерального закона N 13643-5 "О внесении изменений в статью 3.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в части отнесения к собственности субъектов Российской Федерации земельных участков фонда перераспределения), внесенный Законодательным Собранием Приморского края, и сообщает следующее.
Законопроектом предлагается дополнить пункт 2 статьи 3.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" абзацем, предусматривающим, что земельные участки фонда перераспределения земель в составе земель сельскохозяйственного назначения относятся к собственности субъектов Российской Федерации.
Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 80 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) фонд перераспределения земель формируется за счет земельных участков, у которых нет наследников ни по закону, ни по завещанию, либо ни один из наследников не принял наследство, либо все наследники лишены завещателем наследства, либо наследник отказался от наследства в пользу государства или отказался от наследства без указания, в пользу кого он отказывается от наследства.
В силу статьи 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации в указанных случаях земельные участки считаются выморочным имуществом. Выморочное имущество в виде расположенного на территории Российской Федерации жилого помещения переходит в порядке наследования по закону в собственность муниципального образования, в котором данное жилое помещение расположено, а если оно расположено в субъекте Российской Федерации - городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге, - в собственность такого субъекта Российской Федерации. Данное жилое помещение включается в соответствующий жилищный фонд социального использования. Иное выморочное имущество, включая земельные участки, переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации.
Подпунктом 1 пункта 2 статьи 80 Кодекса предусмотрено такое основание для формирования фонда перераспределения земель как добровольный отказ от земельного участка. В связи с этим следует учитывать, что согласно статьям 18, 19 и 53 Кодекса (в редакции Федерального закона от 22.07.2008 N 141-ФЗ) земельный участок, от права собственности на который собственник отказался, является с даты государственной регистрации прекращения права собственности на него собственностью городского округа, городского или сельского поселения либо в случае расположения такого земельного участка на межселенной территории собственностью муниципального района по месту расположения земельного участка. В субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге земельный участок, от права собственности на который собственник отказался, является с даты государственной регистрации прекращения права собственности на него собственностью соответственно субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, субъекта Российской Федерации - города федерального значения Санкт-Петербурга, если законами указанных субъектов Российской Федерации не установлено, что такой земельный участок является собственностью муниципальных образований, находящихся на территориях указанных субъектов Российской Федерации.
В связи с вышеизложенными обстоятельствами, а также принимая во внимание, что в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований находятся земельные участки, которые приобретены публичными образованиями по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством, отнесение земельных участков фонда перераспределения земель к собственности субъектов Российской Федерации при разграничении государственной собственности на землю представляется нецелесообразным.
Учитывая вышеизложенное, Комитет Государственной Думы по строительству и земельным отношениям не поддерживает проект федерального закона N 13643-5 "О внесении изменений в статью 3.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в части отнесения к собственности субъектов Российской Федерации земельных участков фонда перераспределения), внесенный Законодательным Собранием Приморского края, и рекомендует Государственной Думе отклонить его при рассмотрении в первом чтении.
Председатель |
М.Л. Шаккум |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.