Заключение Комитета по собственности Государственной Думы Федерального Собрания РФ Пятого созыва от 13 мая 2008 г. N 3.9-12/3
на проект федерального закона N 13643-5 "О внесении изменений в статью 3.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в части отнесения к собственности субъектов Российской Федерации земельных участков фонда перераспределения) - внесен Законодательным Собранием Приморского края
Комитет Государственной Думы по собственности рассмотрел указанный проект федерального закона и отмечает следующее.
Законопроектом предлагается внести в пункт 2 статьи 3.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" изменение, в соответствии с которым перечень земельных участков, относящихся к собственности субъектов Российской Федерации в целях разграничения государственной собственности на землю, дополняется земельными участками фонда перераспределения земель в составе земель сельскохозяйственного назначения.
Согласно статье 80 Земельного кодекса Российской Федерации фонд перераспределения земель создается в целях перераспределения земель для сельскохозяйственного производства, создания и расширения крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств, ведения садоводства, животноводства, огородничества, сенокошения, выпаса скота и формируется за счет земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, поступающих в этот фонд:
1) при добровольном отказе от земельного участка;
2) если нет наследников ни по закону, ни по завещанию, либо ни один из наследников не принял наследство, либо все наследники лишены завещателем наследства, либо наследник отказался от наследства в пользу государства или отказался от наследства без указания, в пользу кого он отказывается от наследства;
3) при принудительном изъятии земельного участка в случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами.
Предлагаемое законопроектом изменение обосновывается тем, что до вступления в силу с 1 июля 2006 года Федерального закона от 17 апреля 2006 года N 53-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" земельные участки фонда перераспределения земель согласно пункту 2 статьи 18 Земельного кодекса Российской Федерации могли находится в собственности субъектов Российской Федерации и передавались в собственность субъектов в соответствии с правилами, установленными Федеральным законом "О разграничении государственной собственности на землю". Исходя из этого многими субъектами Российской Федерации, имевшими значительные площади земель сельскохозяйственного назначения в фонде перераспределения земель, была проведена работа за счет своих бюджетных средств по инвентаризации таких земель, формированию земельных участков и их кадастровому учету.
С вступлением в силу вышеназванного Федерального закона от 17 апреля 2006 года N 53-ФЗ упомянутые пункт 2 статьи 18 Земельного кодекса Российской Федерации и Федеральный закон "О разграничении государственной собственности на землю" утратили силу. В результате земельные участки фонда перераспределения земель были отнесены к тем земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена. В соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.
В этой связи Комитет по собственности обращает внимание, что концепция Федерального закона от 17 апреля 2006 года N 53-ФЗ была направлена исключительно на совершенствование порядка разграничения государственной собственности на землю (разграничение в силу закона взамен длительной процедуры разграничения) и не имела целью перераспределение собственности на землю между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями.
Также следует отметить, что Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" субъекты Российской Федерации наделены значительными полномочиями в отношении оборота земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, в составе которых формируется фонд перераспределения земель, включая право своими законами наделять соответствующими полномочиями муниципальные образования.
Исходя из этого Комитет по собственности поддерживает законодательную инициативу Законодательного Собрания Приморского края об отнесении земельных участков фонда перераспределения земель к собственности субъектов Российской Федерации и рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона N 13643-5 "О внесении изменений в статью 3.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Председатель |
В.С. Плескачевский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.