Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статьи 19 и 21 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации"
Согласно статье 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Согласно части 4 статьи 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.
В соответствии с пунктом 3 статьи 2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации задачей судопроизводства в арбитражных судах является, в том числе, справедливое публичное судебное разбирательство в установленный законом срок независимым и беспристрастным судом.
Аналогичное требование содержится в пункте 1 статьи 6 Конвенции Совета Европы о защите прав человека и основных свобод: "Каждый в случае спора о его гражданских правах и обязанностях или при предъявлении ему любого уголовного обвинения имеет право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона."
В соответствии со статьей 17 АПК РФ дела в первой инстанции арбитражного суда рассматриваются судьей единолично, если коллегиальное рассмотрение дела не предусмотрено настоящей статьей.
Частью 3 указанной статьи предусмотрено, что экономические споры и иные дела, возникающие из гражданских и иных правоотношений, подлежат рассмотрению в составе судьи и двух арбитражных заседателей, если какая-либо из сторон заявит ходатайство о рассмотрении дела с участием арбитражных заседателей.
Основные принципы осуществления правосудия в судах Российской Федерации закреплены в Конституции РФ, а также статьями 5 - 12 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
При рассмотрении дела арбитражные заседатели пользуются правами и исполняют обязанности судьи (ч. 5 ст. 19 АПК РФ).
При этом судья и арбитражный заседатель обладают равными процессуальными правами (ч. 6 ст. 19 АПК РФ).
При таких условиях необходимо установить в отношении судей и арбитражных заседателей одинаковые требования, которые обеспечат их беспристрастность в рассмотрении дела.
Действующая в настоящее время статья 21 АПК РФ предусматривает следующие основания недопустимости участия судьи в рассмотрении дела:
- если при предыдущем рассмотрении данного дела судья участвовал в нем в качестве судьи;
- если при предыдущем рассмотрении данного дела судья участвовал в нем в качестве прокурора, помощника судьи, секретаря судебного заседания, представителя, эксперта, переводчика или свидетеля;
- если при предыдущем рассмотрении данного дела судья участвовал в нем в качестве судьи иностранного суда, третейского суда или арбитража;
- если судья является родственником лица, участвующего в деле, или его представителя;
- если судья лично, прямо или косвенно заинтересован в исходе дела либо имеются иные обстоятельства, которые могут вызвать сомнение в его беспристрастности;
- если судья находится или ранее находился в служебной или иной зависимости от лица, участвующего в деле, или его представителя;
- если судья делал публичные заявления или давал оценку по существу рассматриваемого дела.
Частью 3 статьи 21 АПК РФ установлено, что арбитражный заседатель подлежит отводу лишь в случаях, если он:
- при предыдущем рассмотрении данного дела участвовал в нем в качестве судьи;
- при предыдущем рассмотрении данного дела участвовал в нем в качестве прокурора, помощника судьи, секретаря судебного заседания, представителя, эксперта, переводчика или свидетеля;
- при предыдущем рассмотрении данного дела участвовал в нем в качестве судьи иностранного суда, третейского суда или арбитража;
- является родственником лица, участвующего в деле, или его представителя.
При этом арбитражный заседатель не подлежит отводу в случаях, если он:
- лично, прямо или косвенно заинтересован в исходе дела либо имеются иные обстоятельства, которые могут вызвать сомнение в его беспристрастности;
- находится или ранее находился в служебной или иной зависимости от лица, участвующего в деле, или его представителя;
- делал публичные заявления или давал оценку по существу рассматриваемого дела.
Эти нормы противоречат требованиям, которые были изложены выше, и поэтому подлежат изменению.
Кроме того, указанные ограничения для отвода арбитражных заседателей признаны Конституционным судом Российской Федерации неконституционными постановлением от 25 марта 2008 года.
Предлагаемым проектом федерального закона устраняется этот недостаток.
Внесение изменений в часть 4 статьи 19 АПК РФ обусловлено изменениями, которые предлагается внести в часть 3 статьи 21 АПК РФ.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесения изменений в статьи 19 и 21 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в статьи 19 и 21 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" не повлечет дополнительных финансовых расходов средств федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в статьи 19 и 21 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в статьи 19 и 21 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.