Заключение Комитета Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству
на проект федерального закона N 36912-5 "О внесении изменений в статьи 19 и 21 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" (по вопросу отвода арбитражных заседателей), внесенный членом Совета Федерации М.М. Капурой
Законопроектом N 36912-5 "О внесении изменений в статьи 19 и 21 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации", внесенным членом Совета Федерации М.М. Капурой (далее - Проект), предусматриваются дополнительные основания для отвода арбитражных заседателей, предусмотренные в качестве оснований для отвода судей статьей 21 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Предлагаемые изменения направлены на обеспечение принципа независимости арбитражных заседателей аналогично принципу независимости судей. Так, предлагается дополнить перечень оснований для отвода заседателей следующими основаниями, предусмотренными пунктами 5 - 7 части 1 статьи 21 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в частности, если арбитражный заседатель "5) лично, прямо или косвенно заинтересован в исходе дела либо имеются иные обстоятельства, которые могут вызвать сомнение в его беспристрастности; 6) находится или ранее находился в служебной или иной зависимости от лица, участвующего в деле, или его представителя; 7) делал публичные заявления или давал оценку по существу рассматриваемого дела".
Принятие данного Проекта позволит более эффективно обеспечить реализацию принципа независимости и беспристрастности суда, предусмотренного пунктом 3 статьи 2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Часть 3 статьи 17 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, раскрывающая особенности принципа коллегиального рассмотрения дел в арбитражных судах, устанавливает, что коллегиальный состав суда включает в себя судей и двух арбитражных заседателей.
По мнению Комитета, является необоснованным ограничение оснований, по которым арбитражный заседатель не может быть привлечен к участию в деле по сравнению с основаниями, установленными для судьи, поскольку согласно частям 5, 6 статьи 19 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела арбитражные заседатели пользуются правами и несут обязанности судьи.
Кроме того, Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 25 марта 2008 года N 6-П часть 3 статьи 21 АПК РФ признана не соответствующей Конституции Российской Федерации в той мере, в которой она не допускает отвод арбитражного заседателя по иным основаниям, предусмотренным в части 1 статьи 21 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, т.е. в пунктах 5 - 7 части 1 данной статьи.
Учитывая вышеизложенное, Комитет Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона N 36912-5 "О внесении изменений в статьи 19 и 21 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации", внесенный членом Совета Федерации М.М. Капурой.
Председатель |
П.В. Крашенинников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.