Заключение Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам
на проект федерального закона N 94802-5 "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов"
Комитет по бюджету и налогам рассмотрел проект федерального закона N 94802-5 "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов", внесенный Правительством Российской Федерации, и отмечает следующее.
Проект федерального закона "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" сформирован и представлен в Государственную Думу в соответствии с положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации, Бюджетного послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию "О бюджетной политике в 2009-2011 годах", основными параметрами прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов, в которых сформулированы основные цели и задачи бюджетной политики на 2009 - 2011 годы исходя из необходимости обеспечения социальной и инновационной направленности бюджетного процесса, а также необходимости финансового обеспечения решения приоритетных задач, включая приоритетное направление бюджетных расходов на здравоохранение.
Бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов сбалансирован по доходам и расходам в очередном финансовом году и в плановом периоде и соответствует следующим основным параметрам:
в 2009 году - 119 313,2 млн. рублей;
в 2010 году - 137 958,8 млн. рублей;
в 2011 году - 157 923,3 млн. рублей.
Структура доходов бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов представлена в следующей таблице:
млн. рублей
2008 год 2009 год 2009 год | в % к утв. |
2010 год | в % к пред. году |
2010 год | в % к утв. |
2011 год | в % к пред. году |
|||
утв. июль | утв. июль | проект | утв. июль | проект | проект | |||||
ДОХОДЫ - всего | 130 595,4 | 138 245,6 | 119 313,2 | 86,3 | 129 017,0 | 93,3 | 137 958,8 | 106,9 | 157 923,3 | 114,5 |
собственные доходы |
88 273,6 | 106 802,6 | 110 662,4 | 103,6 | 124 604,8 | 116,7 | 129 053,7 | 103,6 | 148 684,7 | 115,2 |
из них: ЕСН | 87 231,0 | 105 603,1 | 109 370,9 | 103,6 | 123 233,1 | 116,7 | 127 572,2 | 103,5 | 146 986,7 | 115,2 |
поступления от спец. налог. режимов (налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, налога на вмененный доход, единого сельскохозяйстве- нного налога) |
1 015,2 | 1 178,6 | 1 270,6 | 107,8 | 1 355,7 | 115,0 | 1 465,5 | 108,1 | 1 685,7 | 115,0 |
недоимка, пени, штрафы |
27,4 | 20,9 | 20,9 | 100,0 | 16,0 | 76,4 | 16,0 | 100,0 | 12,3 | 77,0 |
прочие доходы | ||||||||||
средства федерального бюджета |
42 321,8 | 31 442,9 | 8 650,8 | 27,5 | 4 412,2 | 14,0 | 8 905,1 | 201,8 | 9 238,6 | 103,7 |
РАСХОДЫ - всего | 133 022,0 | 119 987,7 | 119 313,2 | 99,4 | 104 482,7 | 87,1 | 137 958,8 | 132,0 | 157 923,3 | 114,5 |
Доходы бюджета Фонда в части поступления единого социального налога и других налоговых доходов на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов сформированы с учетом норм налогового законодательства и рассчитаны исходя из прогнозируемого фонда заработной платы на 2009 - 2011 годы 12 888,0 млрд. рублей, 15 200,0 млрд. рублей, 17 708,0 млрд. рублей соответственно.
Доходы от поступления единого социального налога составят:
в 2009 году - 109 370 900,0 тыс. рублей, с увеличением на 3 767,8 млн. рублей, или 3,6% к утвержденному показателю;
в 2010 году - 127 572 200,0 тыс. рублей, с увеличением на 4 339,1 млн. рублей, или 3,5% к утвержденному показателю;
в 2011 году - 146 986 700,0 тыс. рублей.
Комитет отмечает, что поступления единого социального налога в бюджет Фонда в 2007 году составили 68 004,0 млн. рублей, за первое полугодие 2008 года по данным Счетной палаты Российской Федерации - 42 423,6 млн. рублей., то есть поступления ЕСН в 2009 году возрастут на 60,8% по сравнению с 2007 годом, и на 29,3% по сравнению с ожидаемым расчетным показателем на 2008 год в сумме 84 584,8 млн. рублей.
Доходы, поступающие от уплаты налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами (единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения, единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, единый сельскохозяйственный налог) определены в суммах:
на 2009 год - 1 270,5 млн. рублей с увеличением на 92,0 млн. рублей, или 7,8% к утвержденному показателю;
на 2010 год - 1 465,5 млн. рублей с увеличением на 109,8 млн. рублей или 8,1% к утвержденному показателю;
на 2011 год - 1 685,7 млн. рублей.
Поступления по недоимке, пеням и штрафам по взносам в ФОМС составят:
на 2009 год - 20,9 млн. рублей;
на 2010 год - 15,9 млн. рублей;
на 2011 год - 12,3 млн. рублей.
В законопроекте доходы бюджета Фонда определены в суммах:
на 2009 год - 119 313,2 млн. рублей, в том числе за счет межбюджетных трансфертов, получаемых из федерального бюджета в сумме 8 650,8 млн. рублей;
на 2010 год - 137 958,8 млн. рублей, в том числе за счет межбюджетных трансфертов, получаемых из федерального бюджета в сумме 8 905,1 млн. рублей;
на 2011 год - 157 923,3 млн. рублей, в том числе за счет межбюджетных трансфертов, получаемых из федерального бюджета в сумме 9 238,6 млн. рублей.
Комитет отмечает значительное снижение доли межбюджетных трансфертов, передаваемых из федерального бюджета в бюджет Фонда. Удельный вес средств федерального бюджета в общем объеме доходов Фонда на 2009 - 2011 годы составит соответственно 7,3%, 6,5%, 5,9 процента.
Уменьшение объемов межбюджетных трансфертов бюджету Фонда связано с уточнением ожидаемой оценки его исполнения за 2008 год, а также переносом в федеральный бюджет расходов на финансовое обеспечение денежных выплат медицинским работникам первичного звена в связи с изменением с 2009 года механизма их предоставления бюджетам регионов.
Формирование расходов бюджетов бюджетной системы, в соответствии со статьей 65 Бюджетного кодекса Российской Федерации, осуществляется согласно расходным обязательствам, обусловленным разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству должно происходить в очередном финансовом году и плановом периоде за счет средств соответствующих бюджетов.
Расходы Фонда на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов предусмотрены в следующих суммах:
на 2009 год - 119 313,2 млн. рублей;
на 2010 год - 137 958,8 млн. рублей;
на 2011 год - 157 923,3 млн. рублей.
Расходы Фонда в 2009 году по сравнению с 2008 годом уменьшены на 13 708,8 млн. рублей, или на 10,3 процента.
Такое уменьшение обусловлено изменением механизма финансирования: денежных выплат медицинским работникам первичного звена; дополнительной медицинской помощи в части обеспечения лекарственными средствами отдельных категорий граждан.
Средства федерального бюджета, передаваемые бюджету Фонда, направляются:
территориальным фондам ОМС на обязательное медицинское страхование неработающего населения (детей) в следующих объемах: в 2009 год в сумме 3 822,6 млн. рублей (аналогично утвержденным на 2009 год в июле текущего года), в 2010 году - 4 071,0 млн. рублей, в 2011 году в сумме 4 347,9 млн. рублей;
на проведение диспансеризации, пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации в 2009 году - 828,2 млн. рублей (с увеличением на 8,0 млн. рублей к утвержденным в июле 2008 года показателям на 2009 год), в 2010 году - 834,0 млн. рублей, в 2011 году - 890,7 млн. рублей.
По указанному виду расходов в 2007 году исполнение бюджета ФОМС составило 62% и по данным Счетной палаты Российской Федерации по состоянию на 1 июля 2008 года бюджет ФОМС исполнен на 1,2%.
на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан в 2009 - 2011 годах в сумме по 4 000,0 млн. рублей ежегодно.
На указанные цели в 2007-2008 годах также предусматривались средства в объеме 4 000,0 млн. рублей на финансовый год. Однако исполнение бюджета ФОМС по данному виду расходов в 2007 году составило 57,6%, в первом полугодии 2008 года - 17,2%.
За счет средств обязательного медицинского страхования в проекте федерального закона предусмотрены следующие расходы.
На выполнение территориальной программы обязательного медицинского страхования предусмотрены средства на 2009 год в сумме 83 711,9 млн. рублей; на 2010 год - 98 962,4 млн. рублей и на 2011 год - 115 917,1 млн. рублей.
Расчет распределения дотаций произведен в соответствии с проектом Методики распределения дотаций из Федерального фонда ОМС на выполнение территориальных программ ОМС в рамках базовой программы ОМС по субъектам Российской Федерации, представленной к пояснительной записке к законопроекту. При расчете распределения дотаций учитывались численность застрахованных граждан, районный коэффициент, применяемый в субъекте Российской федерации, подушевой норматив финансирования базовой программы обязательного медицинского страхования, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2007 г. N 286, коэффициент потребления медицинской помощи и уровень финансовой обеспеченности в субъекте Российской Федерации.
Нормированный страховой запас Федерального фонда обязательного медицинского страхования предусмотрен на 2009 год в сумме 9 300,8 млн. рублей, на 2010 год - 10 993,8 млн. рублей, на 2011 год - 12 877,5 млн. рублей.
Согласно положениям законопроекта средства нормированного страхового запаса Фонда в 2009 году используются на увеличение дотаций, направляемых в бюджеты территориальных фондов ОМС на выполнение территориальных программ ОМС в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования.
В 2007 году нормированный страховой запас был утвержден в сумме 12 586,6 млн. рублей, и исполнение составило 10 296,9 млн. рублей, из них на выравнивание финансовых условий деятельности территориальных фондов ОМС направлено 1 653,5 млн. рублей, или 16,1% от общей суммы нормированного страхового запаса.
По данным Счетной палаты Российской Федерации по состоянию на 1 июля 2008 года нормированный страховой запас сформирован в сумме 19 148,3 млн. рублей, средства нормированного страхового запаса в бюджеты территориальных фондов ОМС не направлялись.
На оплату медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и в послеродовом периоде, а также диспансерного наблюдения ребенка в течение первого года жизни предусмотрены средства на 2009 год в сумме - 17 000,0 млн. рублей, на 2010 год - 18 500,0 млн. рублей на 2011 год - 19 250,0 млн. рублей.
Согласно части седьмой статьи 4 рассматриваемого законопроекта Федеральный фонд обязательного медицинского страхования направляет в 2009 году и в плановом периоде в бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации межбюджетные трансферты на оплату государственным и муниципальным учреждениям здравоохранения а также медицинским организациям, в которых размещен государственный и (или) муниципальный заказ) услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности в сумме 3,0 тыс. рублей, в период родов и в послеродовом периоде в сумме 6,0 тыс. рублей соответственно за каждую женщину, получившую указанные услуги, а также в части диспансеризации (профилактического) наблюдения ребенка, поставленного в течение первого года жизни в возрасте до трех месяцев на диспансерный учет, в сумме 1,0 тыс. рублей за первые шесть месяцев и в сумме 1,0 тыс. рублей за вторые шесть месяцев диспансерного (профилактического) наблюдения за каждого ребенка с момента постановки его на диспансерный учет.
Статьей 5 законопроекта установлены особенности исполнения бюджета ФОМС в 2009 году, касающиеся, в основном, направления и использования остатков средств.
По целевой статье "Информатика" в 2009 году предусмотрены расходы в сумме 330,4 млн. рублей, что меньше на 208,8 млн. рублей, чем предусмотрено в 2008 году. Ассигнования предусмотрены в том числе и на финансовое обеспечение мероприятий по созданию единой информационной системы обязательного медицинского страхования, предусмотренных Концепцией информатизации обязательного медицинского страхования на среднесрочный период до 2010 года, одобренной решением правления ФОМС от 19 сентября 2007 г. N 13А/04. Исходя из содержания вышеуказанной Концепции, базисом для создания эффективной системы управления обязательным медицинским страхованием является создание единой интегрированной системы персонифицированного учета оказанной медицинской помощи.
По данным Счетной палаты Российской Федерации исполнение бюджета Фонда по целевой статье "Информатика" на 1 июля 2008 года составляет 4,8% от бюджетных назначений.
Расходы Фонда на организацию научно-исследовательских работ в области обязательного медицинского страхования составят в 2009 году - 14,0 млн. рублей, в 2010 году - 17,0 млн. рублей, в 2011 году - 18,2 млн. рублей.
Расходы Фонда по переподготовке и повышению квалификации кадров предусматриваются в сумме 12,5 млн. рублей в 2009 году, в сумме 13,4 млн. рублей в 2010 году и в сумме 14,3 млн. рублей в 2011 году.
В рамках реализации Закона Российской Федерации "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" Фонд в 2009 - 2011 годах продолжит проведение в средствах массовой информации разъяснительной работы о деятельности системы обязательного медицинского страхования в Российской Федерации. Расходы Фонда на эти цели в 2009 году составят 11,0 млн. рублей, в 2010 году - 11,8 млн. рублей, в 2011 году - 12,6 млн. рублей, с увеличением на 8%, 7%, 7% (последующий год к предыдущему).
Административные расходы Фонда в 2009 - 2011 годах увеличиваются соответственно на 25%, 9%, 7%, включая расходы на оплату труда, текущее содержание Фонда, приобретение услуг (транспортных, коммунальных, связи и прочих), увеличение стоимости основных средств и материальных активов.
Комитет обращает внимание на необходимость организации процесса исполнения бюджета Фонда с целью ритмичного освоения средств в течение всего года, а также своевременной подготовки нормативных актов по уточнению функций Фонда.
В своем заключении Комитет Государственной Думы по охране здоровья отмечает, что при расчете дотаций субъектам Российской Федерации из бюджета Фонда на 2009 год на выполнение территориальных программ ОМС в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования не учитываются особенности социально-экономического развития и демографическая ситуация территорий.
Комитет отмечает, что в целом бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2009 и на плановый период 2010 и 2011 годов позволяет обеспечить решение поставленных в посланиях Президента Российской Федерации задач в области обязательного медицинского страхования.
С учетом изложенного, Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам считает возможным рекомендовать проект федерального закона N 94802-5 "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" к принятию в первом чтении.
Председатель Комитета |
Ю.В. Васильев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.