Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ пятого созыва по международным делам от 18 сентября 2008 г. N 3.16
на проект федерального закона N 93633-5 "О ратификации Договора между Российской Федерацией и Латвийской Республикой о сотрудничестве в области социального обеспечения"
Комитет по международным делам рассмотрел проект федерального закона N 93633-5 "О ратификации Договора между Российской Федерацией и Латвийской Республикой о сотрудничестве в области социального обеспечения" (далее - Договор), внесенный в Государственную Думу 18 августа 2008 года Правительством Российской Федерации.
Договор был подписан в городе Риге 18 декабря 2007 года и содержит нормы, регулирующие весь комплекс отношений между Российской Федерацией и Латвийской Республикой в области социального обеспечения.
Нормы Договора распространяются на граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территориях Договаривающихся сторон, включая имеющих статус неграждан на территории Латвийской Республики, членов семей указанных лиц, а также беженцев.
Действие указанного Договора не распространяется на военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, членов их семей в связи с тем, что социальное обеспечение военных пенсионеров регулируется отдельным Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Латвийской Республики по вопросам социальной защищенности военных пенсионеров и членов их семей, проживающих на территории Латвийской Республики от 30 апреля 1994 года, вступившим в силу 27 февраля 1995 года.
Данный Договор, в первую очередь, направлен на упорядочение процедуры выплаты пособий, в частности, по временной нетрудоспособности и материнству, по безработице, на погребение, в случае трудового увечья или профессионального заболевания, а также трудовых и социальных пенсий для тех, кто был застрахован или занят на работе в другой стране. Основной принцип Договора состоит в том, что каждая Сторона выплачивает пенсии за тот период, который соответствующие пенсионеры проработали согласно государственному законодательству на территории данного государства. При этом пенсии перечисляются в ту страну, где в данное время проживает соответствующий пенсионер.
Важной особенностью Договора является положение о том, что национальное пенсионное законодательство распространяется на порядок начисления пенсии в соответствии с страховым (трудовым) стажем, приобретенным на ее территории за периоды после 1 января 1991 года, в то же время за периоды страхового (трудового) стража, приобретенные до 1 января 1991 года на территории одной из Сторон, пенсию назначает и выплачивает та Сторона, в которой на момент обращения проживает соответствующий пенсионер.
Следует отметить, что размер пенсии, соответствующий страховому (трудовому) стажу, исчисляется согласно законодательству той Стороны, на территории которой он был приобретен. Между тем при определении права на пенсию учитывается стаж, приобретенный на территориях обеих Договаривающихся Сторон.
Реализация Соглашения не потребует внесения изменений в законодательство Российской Федерации. Согласно информации, представленной Правительством Российской Федерации, для целей реализации данного Договора планируется ежегодно выделять 88,4 млн. рублей за счет средств федерального бюджета и 14,85 млн. рублей за счет средств обязательного пенсионного страхования.
Ратификация настоящего Договора будет способствовать созданию социальных гарантий для российских граждан на территории Латвийской Республики, а также усилению позиций Российской Федерации в области защиты интересов соотечественников за пределами страны.
На основании вышеизложенного Комитет Государственной Думы по международным делам рекомендует Государственной Думе ратифицировать Договор между Российской Федерацией и Латвийской Республикой о сотрудничестве в области социального обеспечения.
Председатель Комитета |
К.И. Косачев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.