г. Москва |
|
05 февраля 2013 г. |
Дело N А41-38838/12 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 января 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 февраля 2013 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Катькиной Н.Н.,
судей Игнахиной М.В., Мальцева С.В.,
при ведении протокола судебного заседания: Чугуевой Н.Н.,
при участии в заседании:
от закрытого акционерного общества "Городские ТеплоСистемы": Провоторова М.А. по доверенности N 25 от 14.03.12;
от общества с ограниченной ответственностью "Белый парус": Ястржембский И.А. N 09 от 09.01.13, Есетов А.С., по доверенности N 10/8 от 01.02.12,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Белый парус" на решение Арбитражного суда Московской области от 01 октября 2012 года по делу N А41-38838/12, принятое судьей Закутской С.А., по иску закрытого акционерного общества "Городские ТеплоСистемы" к обществу с ограниченной ответственностью "Белый парус" о взыскании задолженности за потребленную тепловую энергию,
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество (ЗАО) "Городские ТеплоСистемы" обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью (ООО) "Белый парус" о взыскании основного долга по договору N 04-01/003-Б от 23.01.12 в размере 1 346 782 рубля 06 копеек, пени в размере 104 758 рублей 70 копеек, 27 515 рублей 41 копейка расходов по госпошлине.
Иск заявлен на основании статей 15, 309, 310, 539, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации.
До вынесения судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу спора, истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил заявленные требования, снизив сумму основного долга до 1 006 225 рублей 06 копеек (т. 2, л.д. 18).
Решением Арбитражного суда Московской области от 01 октября 2012 года с ООО "Белый парус" в пользу ЗАО "Городские ТеплоСистемы" было взыскано 1 006 225 рублей 06 копеек задолженности по договору N 04-01/003-Б от 23.01.12, пени в сумме 104 758 рублей 70 копеек, расходы по уплате госпошлины в размере 27 515 рублей 41 копейка (т. 2, л.д. 21-23).
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ООО "Белый парус" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, указывая на необоснованность тарифа, примененного истцом при расчете задолженности.
В судебном заседании апелляционного суда представитель ООО "Белый парус" поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении иска отказать.
Представитель ЗАО "Городские ТеплоСистемы" возражал против доводов заявителя апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Законность и обоснованность решения суда проверены апелляционным судом в соответствии со статьями 266-268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела и доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей сторон, апелляционный суд не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 23.01.12 между ЗАО "Городские ТеплоСистемы" (Теплоснабжающая организация) и ООО "Белый парус" (Потребитель) был заключен договор теплоснабжения N 04-01/003-Б, предметом которого является продажа (подача) Теплоснабжающей организацией Потребителю, присоединенному к тепловой сети Теплоснабжающей организации, и покупка (потребление) Потребителем тепловой энергии и теплоносителя для собственных нужд и/или оказания коммунальных услуг гражданам (для нужд граждан, проживающих в многоквартирном доме, по их поручению и за их счет), на условиях, предусмотренных настоящим Договором и действующим законодательством (т. 1, л.д. 7-17).
Согласно приложению N 1 к Договору N 04-01/003-Б от 23.01.12 объект теплоснабжения ответчика расположен по адресу: Московская область, г. Балашиха, ул. Свердлова, 40 (микрорайон 22, строительный корпус 6) (т. 1, л.д. 18).
В соответствии с пунктом 7.5. договора от 23.01.12 по окончании расчетного месяца теплоснабжающая организация предъявляет Потребителю Акт приемки-передачи тепловой энергии в двух экземплярах. Потребитель в течение 5 дней с момента получения, возвращает подписанный и скрепленный печатью Акт приемки-передачи тепловой энергии Теплоснабжающей организации. В случае неполучения Теплоснабжающей организацией оформленного со стороны Потребителя Акта приемки-передачи тепловой энергии, тепловая энергия считается переданной в полном объеме и надлежащего качества.
Из представленных в материалы дела актов приемки-передачи тепловой энергии за январь-июль 2012 года, направленных ЗАО "Городские ТеплоСистемы" в адрес ООО "Белый парус", следует, что в названный период ответчику было поставлено тепловой энергии в количестве 2 202,908 Гкал (т. 1, л.д. 39-51).
Факт потребления тепловой энергии в заявленном объеме ответчиком не оспаривается.
Пунктом 6.1. договора теплоснабжения от 23.01.12 установлено, что расчет стоимости тепловой энергии, потребленной Потребителем (с учетом Субабонентов) производится по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации органами, осуществляющими государственное регулирование тарифов.
Приложением N 3 к договору от 23.01.12 было установлено, что стоимость 1 Гкал тепловой энергии на 2012 год составляет 1 614 рублей 50 копеек при работе на природном газе в соответствии с Распоряжением Министерства экономики Московской области N 151-М от 05.12.11 (т. 1, л.д. 21, 52).
В соответствии с протоколом разногласий к договору теплоснабжения от 23.01.12, подписанному сторонами, указанное положение было исключено из Приложения N 3 (т. 1, л.д. 36-38).
Согласно актам приемки-передачи тепловой энергии за январь-июль 2012 года ЗАО "Городские ТеплоСистемы" при расчете стоимости потребленной тепловой энергии применяло тариф равный 1614,5 руб./Гкал, таким образом, стоимость потребленной ответчиком в спорный период тепловой энергии составила 4 196 782 рубля 06 копеек.
ООО "Белый парус" указанные акты подписало с разногласиями, указав на необходимость применения тарифа, равного 1376 руб./Гкал (т. 1, л.д. 116-122).
В соответствии с пунктом 7.2. договора Потребитель производит оплату фактически потребленной тепловой энергии и теплоносителя в срок до 15 числа месяца, следующего за расчетным.
ООО "Белый парус" оплату потребленной тепловой энергии произвело не в полном объеме, в результате чего за ним образовалась задолженность в размере 1 006 225 рублей 06 копеек (т. 1, л.д. 129-134).
Поскольку названная задолженность погашена не была, ЗАО "Городские ТеплоСистемы" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции указал, что способ расчета за поставленную тепловую энергию, примененный истцом, соответствует действующему законодательству.
Апелляционный суд считает выводы суда первой инстанции законными и обоснованными, доводы апелляционной жалобы подлежащими отклонению.
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Пунктом 1 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что правила, предусмотренные статьями 539 - 547 настоящего Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (п. 1 ст. 544 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 7.2. договора Потребитель производит оплату фактически потребленной тепловой энергии и теплоносителя в срок до 15 числа месяца, следующего за расчетным.
Факт поставки тепловой энергии ООО "Белый парус" в спорный период в объеме 2 202,908 Гкал подтвержден представленными в материалы дела актами приемки-передачи тепловой энергии за январь-июль 2012 года, подписанными сторонами, и ответчиком не оспаривается (т. 1, л.д. 39-51, 116-122).
Пунктом 6.1. договора теплоснабжения от 23.01.12 установлено, что расчет стоимости тепловой энергии, потребленной Потребителем (с учетом Субабонентов) производится по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации органами, осуществляющими государственное регулирование тарифов.
Согласно распоряжению Министерства экономики Московской области N 151-РМ от 05.12.11 для ЗАО "Городские ТеплоСистемы" (Одинцовский муниципальный район Московской области) стоимость 1 Гкал тепловой энергии на 2012 год составляет 1 614 рублей 50 копеек (т. 1, л.д. 52).
Из актов приемки-передачи тепловой энергии за январь-июль 2012 года следует, что ЗАО "Городские ТеплоСистемы" при расчете стоимости потребленной тепловой энергии применяло тариф равный 1614,5 руб./Гкал, таким образом, стоимость потребленной ответчиком в спорный период тепловой энергии составила 4 196 782 рубля 06 копеек.
ООО "Белый парус" полагает, что при расчете стоимости потребленной энергии применению подлежит тариф, равный 1376 руб./Гкал, установленный распоряжением Министерства экономики Московской области N 151-РМ от 05.12.11 для ООО "СтройСети" - бывшего владельца котельной от которой поставляется тепловая энергия для ООО "Белый парус" (т. 1, л.д. 116-122).
Таким образом, спорная задолженность представляет собой разницу между тарифами, применяемыми истцом и ответчиком при расчете стоимости потребленной в спорный период тепловой энергии. Данный факт сторонами не оспаривается.
В силу пункта 9 статьи 15 и пункта 5 статьи 17 Федерального закона N 190-ФЗ от 27.07.10 "О теплоснабжении" оплата тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, услуг по передаче тепловой энергии осуществляется в соответствии с тарифами, установленными органом регулирования.
Согласно подпункту 1 пункта 3 статьи 7 Федерального закона "О теплоснабжении" органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) устанавливают тарифы, перечень которых приведен в статье 8 названного Закона.
В соответствии с пунктом 3 статьи 8 Федерального закона "О теплоснабжении" подлежащие регулированию цены (тарифы) на товары, услуги в сфере теплоснабжения устанавливаются в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, и в отношении каждого регулируемого вида деятельности.
Пунктом 4 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 109 от 26.02.04 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации", закреплено, что в рамках установленных Федеральной службой по тарифам предельных уровней тарифов органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов до начала очередного финансового года устанавливают на розничном рынке регулируемые тарифы (цены) на электрическую энергию (мощность) и тепловую энергию (мощность).
Из распоряжения Министерства экономики Московской области N 151-РМ от 05.12.11 следует, что тариф для ЗАО "Городские ТеплоСистемы" на 2012 год в размере 1614,5 руб./Гкал был установлен истцу с учетом затрат на производство и передачу тепловой энергии по двум котельным, расположенным в Одинцовском и Щелковском муниципальных районах Московской области (т. 1, л.д. 52).
В соответствии с пунктом 2 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 109 от 26.02.04 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации", срок действия тарифов (цен) - период времени между изменениями тарифов (цен) регулирующими органами.
Пунктом 2 статьи 10 Федерального закона "О теплоснабжении" закреплено, что срок действия установленных тарифов на тепловую энергию (мощность) и (или) их предельных (минимального и максимального) уровней, тарифов на теплоноситель не может быть менее чем один финансовый год, если иное не установлено федеральными законами, решениями Правительства Российской Федерации.
Таким образом, тариф, установленный для ЗАО "Городские ТеплоСистемы" на 2012 год не мог быть изменен до следующего финансового года.
Из материалов дела следует и сторонами не оспаривается, что поставка тепловой энергии истцом на точки приема в городском округе Балашиха началась в январе 2012 году, то есть после утверждения тарифа на теплоноситель для ЗАО "Городские ТеплоСистемы".
В соответствии со статьей 10 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 109 от 26.02.04 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации", если организации, осуществляющие регулируемую деятельность, в течение расчетного периода регулирования понесли экономически обоснованные расходы, не учтенные при установлении регулируемых тарифов (цен), в том числе расходы, связанные с объективным и незапланированным ростом цен на продукцию, потребляемую в течение расчетного периода регулирования, эти расходы учитываются регулирующими органами при установлении регулируемых тарифов (цен) на последующий расчетный период регулирования (включая расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств).
Таким образом, при изменении условий теплопотребления, новый тариф для теплоснабжающих организаций устанавливается только со следующего финансового года.
Согласно пункту 3 Регламента рассмотрения дел об установлении тарифов и (или) их предельных уровней на электрическую (тепловую) энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках электрической (тепловой) энергии (мощности), утвержденного Приказом Федеральной службы Российской Федерации по тарифам N 130-э от 08.04.05, организации, осуществляющие регулируемую деятельность, до 1 мая года, предшествующего периоду регулирования, представляют в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов обоснованные предложения (заявление об установлении тарифов и (или) их предельных уровней с прилагаемыми обосновывающими материалами) об установлении тарифов и (или) предельных уровней тарифов на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, покупателям на розничных рынках на территориях, не объединенных в ценовые зоны оптового рынка, за исключением электрической энергии (мощности), поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей, на тепловую энергию и на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям.
Из представленного в материалы дела письма Министерства экономики Московской области N 18исх/14-2-4876 от 21.06.12 следует, что ЗАО "Городские ТеплоСистемы" обратилось в орган исполнительной власти Московской области в области государственного регулирования тарифов для утверждения тарифа на теплоноситель на 2013 год с учетом осуществления поставки тепловой энергии в городской округ Балашиха.
Распоряжением Комитета по ценам и тарифам Московской области N 153-Р от 25.12.12 "Об установлении тарифов на тепловую энергию для потребителей теплоснабжающих организаций" на 2013 год для ЗАО "Городские Теплосистемы" тариф на тепловую энергию, поставляемую в городской округ Балашиха установлен в размере 1228,9 руб./Гкал (с. 01.01.13) и 1385,6 руб./Гкал (с 01.07.13).
Таким образом, в настоящее время тариф, применяемый для расчета стоимости поставляемой ООО "Белый парус" тепловой энергии, изменен в меньшую сторону.
Между тем, оснований для его изменения в 2012 году или применения иного тарифа, нежели был установлен для истца в спорный период, действующее законодательство не предусматривает.
При изложенных обстоятельствах апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 01 октября 2012 года по делу N А41-38838/12 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.Н. Катькина |
Судьи |
М.В. Игнахина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-38838/2012
Истец: ЗАО "Городские ТеплоСистемы"
Ответчик: ООО "Белый парус"
Хронология рассмотрения дела:
04.04.2014 Определение Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-2650/14
17.01.2014 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-38838/12
22.07.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-9694/13
11.07.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-9694/13
14.06.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N Ф05-4498/13
05.02.2013 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-9711/12
01.10.2012 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-38838/12