Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 87 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 87 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации" разработан в целях реализации Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 6 апреля 2004 г. N 7-П по делу о проверке конституционности положений пункта 2 статьи 87 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (далее - Кодекс) и постановления Правительства Российской Федерации от 17 июля 2001 года N 538 "О деятельности негосударственных организаций по лоцманской проводке судов" в связи с жалобой международной общественной организации "Ассоциация морских лоцманов России" и автономной некоммерческой организации "Общество морских лоцманов Санкт-Петербурга" (далее - Постановление N 7-П).
В основу проекта федерального закона положена концепция, одобренная в соответствии с разделом IX протокола заседания Комиссии Правительства Российской Федерации по законопроектной деятельности от 27 марта 2006 г. N 11.
Как указывается в Постановлении N 7-П, из конституционных принципов правового государства, равенства и справедливости вытекает обращенное к законодателю требование определенности, ясности, недвусмысленности правовой нормы и ее согласованности с системой действующего правового регулирования. Принцип определенности и непротиворечивости законодательного регулирования распространяется и на те правовые нормы, которыми законодатель делегирует Правительству Российской Федерации те или иные полномочия. Исходя из вышесказанного, Конституционный Суд Российской Федерации оценивал положения пункта 2 статьи 87 Кодекса с точки зрения определенности содержащихся в них норм, в том числе норм, которыми Правительству Российской Федерации делегировались соответствующие полномочия.
Проанализировав обжалуемые положения, Конституционный Суд Российской Федерации пришел к выводу о том, что все три абзаца пункта 2 статьи 87 Кодекса содержат нечеткие и неопределенные правовые нормы.
Представленный проект федерального закона отвечает правовым позициям, сформулированным Конституционным Судом Российской Федерации в вышеуказанном деле.
Новая редакция пункта 2 статьи 87 Кодекса не содержит определения морского лоцмана как работника лоцманской службы государственной организации. Исходя из необходимости признания полноправия государственных и негосударственных организаций по лоцманской проводке судов, предлагается воздержаться от законодательного регулирования данного вопроса.
Из пункта 2 статьи 87 Кодекса исключен абзац второй, устанавливающий, что негосударственные организации по лоцманской проводке судов создаются с учетом особенностей, определяемых постановлением Правительства Российской Федерации, и требований, установленных Кодексом и иными правовыми актами Российской Федерации. При этом учтена позиция Конституционного Суда Российской Федерации о том, что ни Кодекс, ни иные федеральные законы, определяющие правовой статус коммерческих и некоммерческих организаций, не определяют критериев и ориентиров относительно установления особенностей негосударственных организаций по лоцманской проводке судов, оставив это на усмотрение Правительства Российской Федерации, и тем самым не исключив возможность произвольного толкования объема и содержания, а значит - ограничения прав и свобод актом Правительства Российской Федерации.
Новая редакция пункта 2 статьи 87 Кодекса устанавливает, что в морских портах, имеющих смежные акватории с военно-морскими базами или пунктами базирования военных кораблей, а также морских портах, в которых перевалка опасных и вредных веществ составляет более половины грузооборота, лоцманская проводка осуществляется лоцманскими службами государственных организаций. При этом предусмотрено, что перечень морских портов, в которых лоцманская проводка осуществляется лоцманскими службами государственных организаций, устанавливается Правительством Российской Федерации.
При формулировании новой редакции пункта 2 статьи 87 Кодекса учитывалось требование пункта 3.3 Постановления N 7-П об определении четких критериев для внесения морских портов в данный перечень.
Необходимо учитывать, что негосударственные организации по лоцманской проводке судов (коммерческие и некоммерческие) самостоятельно осуществляют хозяйственную деятельность, и возможность выполнения их функций ни в какой форме не может быть обеспечена государственными органами. При таких условиях возможен отказ (по различным основаниям) от выполнения лоцманских проводок, что приведет к остановке деятельности крупных морских портов. Принятие новой редакции пункта 2 статьи 87 Кодекса позволит гарантированно обеспечить бесперебойный доступ судов в морские порты.
Кроме того, некоторые морские порты (Мурманск, Владивосток, Новороссийск, Петропавловск-Камчатский, Астрахань и ряд других) имеют особо важное значение для обеспечения обороноспособности страны, так как в них расположены военно-морские базы и пункты базирования военных кораблей. В случае остановки работы негосударственной лоцманской организации возможно возникновение скопления судов на рейдах указанных морских портов, что представляет собой препятствие для выполнения задач Вооруженных Сил Российской Федерации.
Создание в портах, имеющих стратегическое значение для экономики и обороноспособности страны, государственной организации (наряду с негосударственной) не может быть признано надлежащим подходом к урегулированию данной проблемы. Оказание лоцманских услуг относится к сфере деятельности естественных монополий, размер лоцманского сбора устанавливается компетентным органом государственной власти. Существование в таких условиях двух лоцманских организаций экономически нецелесообразно. Возникнет необходимость увеличения лоцманского сбора для покрытия расходов двух аналогичных организаций. Это увеличит расходы судовладельцев и снизит привлекательность российских портов.
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации" не повлечет дополнительных расходов за счет средств федерального бюджета.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 87 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации"
Принятие и последующая реализация положений Федерального закона "О внесении изменения в статью 87 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации" не потребует дополнительных затрат из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию, в том числе правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, в связи с вступлением в силу Федерального закона "О внесении изменения в статью 87 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации"
Вступление в силу Федерального закона "О внесении изменения в статью 87 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации" потребует издания акта Правительства Российской Федерации об утверждении перечня морских портов, в которых лоцманская проводка осуществляется лоцманскими службами государственных организаций.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.