Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 26 сентября 2008 г. N вн2.2-1/3474
по проекту федерального закона N 98474-5 "О внесении изменений в статью 17 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", внесенному Сахалинской областной Думой
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Изучив проект указанного федерального закона, Правовое управление сообщает.
Законопроектом вносятся изменения в Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), согласно которым предлагается изменить содержание понятия "корректировка страховой части трудовой пенсии". По действующему законодательству этим понятием охватываются случаи изменения размера указанной части трудовой пенсии в связи с уточнением по данным индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования ранее предоставленных страхователем сведений о сумме страховых взносов, уплаченных им в Пенсионный фонд Российской Федерации. Согласно же законопроекту в это понятие предлагается включить перерасчет страховой части трудовой пенсии по старости или страховой части трудовой пенсии по инвалидности в связи с осуществлением лицом работы или иной деятельности определенной продолжительности после дня назначения этих частей трудовых пенсий или их перерасчета.
В соответствии с толковым словарем С.Н. Ожегова и Н.Ю. Шведовой понятие "корректив" означает частичное исправление, поправка и не является синонимом понятию "перерасчет". Поэтому в законодательстве Российской Федерации должны применяться термины исходя из их общепринятого значения в русском языке.
Изменение размера страховой части трудовой пенсии по старости или трудовой пенсии по инвалидности в связи с поступлением на индивидуальный лицевой счет застрахованного лица страховых взносов за период работы или осуществления иной деятельности, изменяющих сумму расчетного пенсионного капитала, нельзя рассматривать как корректировку размера трудовой пенсии, поскольку лицо осуществляет определенные действия (работает), влияющие на размер этой пенсии. По нашему мнению, предлагаемая замена понятия "перерасчет в связи с осуществлением работы или иной деятельности после назначения или перерасчета страховой части трудовой пенсии" на понятие "корректировка" недопустима. Отмечаем также, что законопроектом изменения в понятие "установление трудовой пенсии", данное в статье 2 Федерального закона, не вносится, поэтому становится неясным, будет ли изменение размера страховой части трудовой пенсии в порядке корректировки рассматриваться как установление трудовой пенсии.
Кроме того, предлагаемая замена понятий только в отношении одной части трудовой пенсии (страховой части) с возможностью осуществления юридического действия ("корректировки") без волеизъявления пенсионера нарушают единство понятий и структуру Федерального закона, поскольку в отношении другой части трудовой пенсии (накопительной части) будет по-прежнему производиться перерасчет трудовой пенсии (см. пункт 10 статьи 17 и пункт 5 статьи 20 Федерального закона).
В законопроекте сохраняется такое основание перерасчета как перерасчет размера трудовой пенсии по старости или трудовой пенсии по инвалидности в соответствии с пунктом 3 статьи 17 Федерального закона, который будет производиться по заявлению пенсионера при условии осуществления им работы или иной деятельности в течении полных 12 месяцев со дня назначения или перерасчета указанной части трудовой пенсии в сроки, предусмотренные статьей 20 Федерального закона. Сохранение указанного вида перерасчета (пункт 3 статьи 17) нарушает безусловность и обязательность предложенной "корректировки". Например, при подаче в июне заявления о перерасчете страховой части трудовой пенсии в соответствии с пунктом 3 статьи 17 Федерального закона с 1 июля должен быть произведен перерасчет этой части трудовой пенсии и согласно законопроекту одновременно с указанной даты осуществлена "корректировка". Однако с одной и той же даты дважды изменение размера страховой части трудовой пенсии фактически по одному и тому же основанию произведено быть не может.
Предусмотренный в новой редакции пункта 5 статьи 17 Федерального закона порядок "корректировки" (формула и расшифровка показателей) фактически дублирует порядок перерасчета, установленный пунктом 3 этой статьи. Вместе с тем требуется уточнение такого показателя как ПКр, поскольку исходя из порядка и сроков представления отчетности страхователем в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" сведения о сумме страховых взносов "на 1 июля года, с которого производится корректировка" (за период с 1 января по 30 июня текущего года) в индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц не могут быть отражены. В данном случае, видимо, имеется в виду сумма расчетного пенсионного капитала по состоянию на 31 декабря года, предшествующего году, в котором производится "корректировка". Отмечаем также, что в предлагаемом порядке "корректировки" вместо записи "на день (на 30 июня), непосредственно предшествующий дню, с которого производится соответствующая корректировка" правильнее использовать запись "на 30 июня года, в котором производится соответствующая корректировка".
Следует также отметить, что в указанном порядке "корректировки" отсутствует вариант корректировки страховой части трудовой пенсии по случаю потери кормильца, предусмотренный действующим законодательством. Такой подход приведет к ущемлению прав граждан, получающих трудовую пенсию по случаю потери кормильца.
Из законопроекта и сопроводительных материалов неясны основания, почему для федеральных государственных служащих, которым установлена доля страховой части трудовой пенсии, должен сохраняться прежний порядок перерасчета.
Законопроектом предлагается общий порядок вступления его в силу (по истечении 10 дней со дня его официального опубликования). Однако установление иных условий изменения размера страховой части трудовой пенсии должно осуществляться только с начала очередного года.
Заместитель начальника управления |
М.В. Деменков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.