Пояснительная записка
к проекту федерального закона "Об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2007 год"
Исполнение бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации в 2007 году осуществлялось в соответствии с Федеральным законом от 19 декабря 2006 г. N 236-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2007 год" с учетом изменений, внесенных в него Федеральным законом от 23 ноября 2007 г. N 262-ФЗ.
Доходы бюджета Фонда на 2007 год утверждены в сумме 1914,1 млрд. руб., расходы - в сумме 1782,3 млрд. руб., из них доходы и расходы бюджета Фонда в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий (распределительная составляющая бюджета), утверждены соответственно в сумме 1777,7 млрд. руб. и 1764,4 млрд. руб., с расчетным профицитом в размере 13,3 млрд. рублей.
В целом бюджет Фонда за 2007 год исполнен по доходам в сумме 1946,8 млрд. руб. (101,7% к бюджетным назначениям), из них в части распределительной составляющей - в сумме 1806,1 млрд. руб., по расходам в сумме 1786,5 млрд. руб. (100,2%), из них в части распределительной составляющей - в сумме 1769,9 млрд. руб., с профицитом в сумме 36,2 млрд. рублей.
В связи с отсутствием дефицита при внесении изменений в бюджет ПФР на 2007 год средства федерального бюджета на покрытие дефицита бюджета Фонда из доходной части бюджета были исключены.
Доходы по накопительной составляющей бюджета Фонда за 2007 год составили 140,7 млрд. руб., расходы - 16,5 млрд. рублей. Превышение доходов над расходами направлено на увеличение пенсионных накоплений застрахованных лиц на 1 января 2008 года.
Основные показатели исполнения бюджета Фонда за 2007 год:
(млрд. руб.)
Основные показатели |
Бюджетные назначения на 2007 год (утверждено законом о бюджете) |
Кассовое исполнение за 2007 год |
Процент исполнения |
ДОХОДЫ - всего, |
1914,13 |
1946,82 |
101,7 |
в том числе: |
|
|
|
по распределительной составляющей бюджета |
1777,70 |
1806,12 |
101,6 |
по накопительной составляющей бюджета |
136,43 |
140,70 |
103,1 |
РАСХОДЫ - всего, |
1782,35 |
1786,46 |
100,2 |
в том числе: |
|
|
|
по распределительной составляющей бюджета |
1764,43 |
1769,92 |
100,3 |
по накопительной составляющей бюджета |
17,92 |
16,54 |
92,3 |
ДЕФИЦИТ (-), ПРОФИЦИТ (+) Всего, в том числе: |
131,78 |
160,36 |
|
по распределительной составляющей бюджета |
13,27 |
36,20 |
|
по накопительной составляющей бюджета |
118,51 |
124,16 |
|
Отчет по кассовому исполнению бюджета Фонда отражает данные о доходах, расходах и источниках внутреннего финансирования дефицита бюджета Фонда за 2007 год по кодам бюджетной классификации Российской Федерации, применявшейся при исполнении бюджета Фонда в отчетном периоде.
1. Расходы распределительной составляющей бюджета Фонда
1.1. Динамика численности пенсионеров и средних размеров назначенных месячных пенсий
За отчетный период общая численность пенсионеров увеличилась на 142,1 тыс. чел. и на 31 декабря 2007 года составила 38,5 млн. человек.
Несмотря на увеличение за отчетный период числа получателей пенсий по старости (на 431,4 тыс. чел.), общая численность лиц, получающих трудовые пенсии, снизилась на 66,9 тыс. чел. в связи со снижением числа получателей трудовых пенсий по случаю потери кормильца и по инвалидности.
Снижение численности получателей трудовой пенсии по инвалидности, а также по случаю потери кормильца связано с переходом их в категорию получателей социальных пенсий соответствующего вида в случае, если размеры социальной пенсии превышают соответствующие размеры трудовых пенсий, а также в связи с приобретением трудоспособности лицом, получающим пенсию по случаю потери кормильца, истечением срока признания лица инвалидом.
В отчетном периоде число получателей социальной пенсии увеличилось на 189,9 тыс. чел. (за 2006 год - на 152,6 тыс. чел.).
На 31 декабря 2007 года из общего числа получателей трудовых пенсий (36,0 млн. чел.) 82,9% составляют пенсионеры, получающие пенсию по старости (29,8 млн. чел.), 11,1% - по инвалидности (4,0 млн. чел.) и 6,0% - по случаю потери кормильца (2,2 млн. чел).
Число получателей пенсий в отчетном периоде характеризуется следующими данными:
(тыс. человек)
|
На 31.12.2006 |
На 31.12.2007 |
Прирост (снижение) за отчетный период |
Всего пенсионеров в том числе: |
38330,0 |
38472,1 |
142,1 |
пенсионеров труда, всего, |
36060,6 |
35993,7 |
-66,9 |
в том числе: |
|
|
|
- пенсионеров по старости |
29394,8 |
29826,2 |
431,4 |
из них получатели досрочных пенсий из числа граждан, признанных безработными |
49,9 |
48,3 |
-1,6 |
- пенсионеров по инвалидности |
4175,6 |
4010,6 |
-165,0 |
- пенсионеров по случаю потери кормильца |
2490,2 |
2156,9 |
-333,3 |
пенсионеров, получающих социальные пенсии |
1971,8 |
2161,7 |
189,9 |
пенсионеров - военнослужащих, ставших инвалидами в период прохождения ими военной службы по призыву и членов их семей - получателей пенсии по случаю потери кормильца |
72,1 |
68,0 |
-4,1 |
получателей пенсий из числа граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и приравненных к ним граждан, а также граждан, пострадавших в результате других радиационных и техногенных катастроф |
225,5 |
248,7 |
23,2 |
Справочно: число приостановленных к выплате пенсионных дел |
305,8 |
287,8 |
|
Доля пенсионеров в общей численности населения Российской Федерации (141,6 млн. чел.) составила по состоянию на 31 декабря 2007 года (с учетом приостановленных к выплате пенсионных дел) около 27,4% (27,2% - на 31 декабря 2006 года), к численности занятых в экономике - 54,8%, к численности наемных работников - 79,4 процента.
Средние размеры назначенных месячных пенсий
(руб.)
|
На 31.12.2006 |
На 31.12.2007 |
Увеличение, руб. (%) |
Средний размер пенсии |
2841,53 |
3663,90 |
822,37 28,9% |
трудовая пенсия (с учетом сумм вторых пенсий): |
2894,84 |
3713,38 |
818,54 28,3% |
базовая часть |
1166,21 |
1773,12 |
606,91 52,0% |
страховая часть |
1660,59 |
1850,34 |
189,75 11,4% |
трудовая пенсия по старости (с учетом сумм вторых пенсий): |
3098,76 |
3948,98 |
850,22 27,4% |
базовая часть |
1221,53 |
1850,50 |
628,97 51,5% |
страховая часть |
1794,01 |
1990,50 |
196,49 11,0% |
социальные пенсии |
1878,86 |
2757,75 |
878,89 46,8% |
пенсии военнослужащих срочной службы и членов их семей |
2429,42 |
3651,21 |
1221,79 50,3% |
1.2. Расходы на обязательное пенсионное обеспечение
В отчетном периоде финансирование выплат по обязательному пенсионному обеспечению осуществлялось в соответствии с федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", а также другими законодательными и нормативными правовыми актами в области пенсионного обеспечения граждан.
Затраты Фонда на обязательное пенсионное обеспечение возросли против 2006 года на 213,5 млрд. руб. и составили за 2007 год 1501,4 млрд. руб., или 100,6% к годовым назначениям, из них:
расходы на выплату базовой части трудовой пенсии, включая расходы на ее доставку, а также на выплату указанной части пенсии гражданам, выехавшим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации, составили 591,0 млрд. руб., или 100,2% к годовым назначениям;
расходы на выплату страховой части трудовой пенсии, пособия и компенсации, включая расходы на их доставку, а также на выплату указанной части пенсии гражданам, выехавшим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации, составили 806,6 млрд. руб., или 101,2% к годовым назначениям, из них затраты на реализацию Федерального закона от 21 марта 2005 г. N 18-ФЗ "О средствах федерального бюджета, выделяемых Пенсионному фонду Российской Федерации на возмещение уплаты страховых взносов за период ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет и периода прохождения военной службы по призыву" составили 875,1 млн. рублей.
Численность пенсионеров, в расчетный пенсионный капитал которых включены средства на возмещение уплаты страховых взносов за нестраховые периоды, по состоянию на 31 декабря 2007 года составила 5,08 млн. человек, из них:
за периоды ухода за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет - 4,61 млн. человек (средний размер суммы возмещения на указанную дату составляет 13,68 руб.);
за периоды прохождения военной службы по призыву - 0,47 млн. человек (средний размер суммы возмещения составляет 25,68 рублей).
1.3. Мероприятия по повышению пенсий и улучшению материального положения отдельных категорий граждан
За отчетный период проведены следующие мероприятия.
1. С 1 апреля 2007 года в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2007 г. N 181 "Об утверждении коэффициента индексации с 1 апреля 2007 г. базовой части трудовой пенсии и коэффициента дополнительного увеличения с 1 апреля 2007 г. размера страховой части трудовой пенсии" осуществлена индексация базовой части трудовых пенсий, пенсий по государственному пенсионному обеспечению, дополнительного ежемесячного материального обеспечения, а также ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан на 7,5 процента. Одновременно проведено дополнительное увеличение размера страховой части трудовой пенсии на 9,2 процента.
Дополнительные расходы в месяц на индексацию и дополнительное увеличение пенсий с 1 апреля 2007 года составили 9,36 млрд. руб., до конца отчетного периода - около 84,24 млрд. рублей.
Дополнительные расходы в месяц на индексацию ЕДВ составили 1,23 млрд. руб., до конца отчетного периода - около 11,0 млрд. рублей.
2. С 1 октября 2007 года в соответствии с Федеральным законом от 24 сентября 2007 г. N 223-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в связи с установлением размеров базовых частей трудовых пенсий" был установлен новый размер базовой части трудовой пенсии по старости в сумме 1260 рублей (с ростом на 13,2%). Дополнительные расходы в месяц составили 7,08 млрд. руб., до конца отчетного периода - около 21,26 млрд. рублей.
3. С 1 декабря 2007 года в соответствии с Федеральным законом от 1 ноября 2007 г. N 244-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях повышения уровня материального обеспечения отдельных категорий граждан" размер базовой части трудовой пенсии по старости был увеличен на 300 руб. и установлен в сумме 1560 рублей (с ростом на 23,8%). Дополнительные расходы составили 14,26 млрд. рублей.
Всего за 2007 год на повышение уровня пенсионного обеспечения было направлено около 120 млрд. руб., из них 69 млрд. руб. - за счет средств федерального бюджета.
В результате проведенных мероприятий по повышению пенсий в 2007 году средний размер трудовой пенсии увеличился на 818,5 руб., или на 28,3% при уровне роста цен за 2007 год на 11,9 процента. Реальный рост трудовых пенсий составил 14,7 процента.
Средний размер трудовой пенсии по старости увеличился на 850 руб., или на 27,4%, средний размер социальной пенсии увеличился за год на 879 руб., или на 46,8 процента. Инвалиды вследствие военной травмы и участники ВОВ, получающие две пенсии, получили прибавку в среднем на 2703 и 2697 рублей соответственно.
Кроме того, в целях осуществления переоценки пенсионных прав застрахованных лиц постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2007 г. N 183 утвержден коэффициент индексации расчетного пенсионного капитала, определенного по состоянию на 1 января 2006 года, в размере 1,16, что соответствует суммарному индексу повышения пенсий за 2006 год.
В соответствии с частью 8 статьи 17 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2007 г. N 182 утвержден индекс роста среднемесячной заработной платы в Российской Федерации за 2006 год в размере 1,244 и индекс роста доходов Фонда в расчете на одного пенсионера, направляемых на выплату страховой части трудовой пенсии, за 2006 год в размере 1,16.
4. Учтены затраты на перерасчет с 1 июля 2007 года страховой части трудовой пенсии на основании поступивших за застрахованное лицо страховых взносов после назначения пенсии, а также корректировка размеров пенсий на основании данных индивидуального (персонифицированного) учета.
5. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 г. N 1455 "О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами" с 1 января 2007 года размер ежемесячной компенсационной выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами, увеличился с 120 до 500 рублей. Ежемесячная компенсационная выплата устанавливается с учетом районного коэффициента. Число получателей компенсационных выплат, осуществляющих уход за нетрудоспособными гражданами, увеличилось за 2007 год на 209,19 тыс. чел. и на конец года составило 547,8 тыс. человек.
1.4. Выплаты пенсий гражданам, выехавшим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации
Выплату пенсий и дополнительного материального обеспечения гражданам, выехавшим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации, Фонд осуществляет в соответствии с постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 11 февраля 1993 г. N 4461-1 "О выплате пенсий, назначенных по нормам ранее действовавшего законодательства СССР, гражданам, выехавшим на постоянное место жительства за границу", Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и от 6 марта 2001 г. N 21-ФЗ "О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации", Временным соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины от 15 января 1993 г. о гарантиях прав граждан, работавших в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в области пенсионного обеспечения, иными законодательными и нормативными правовыми актами в области пенсионного обеспечения.
В целом расходы на выплаты гражданам, выехавшим за пределы Российской Федерации, с учетом затрат Фонда на перевод пенсий, составили 1,47 млрд. руб. (99,1% от бюджетных назначений).
В отчетном периоде перевод пенсий и ДЕМО осуществлен в 76 государств 35063 гражданам, из них:
пенсии которым установлены в соответствии с законодательством Российской Федерации - 33678 чел. (из них перевод только ДЕМО в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 30.03.2005 N 363 - 3953 чел.);
пенсии которым установлены в соответствии с законодательством СССР, - 204 чел.;
в Украину в соответствии с Временным соглашением - 1181 человек.
1.5. Выплата социальных пособий на погребение
Суммарные расходы на выплату социальных пособий на погребение и оказание гарантированного перечня услуг по погребению за отчетный период составили 1,43 млрд. руб., из них 1,38 млрд. руб. (96,8%) - финансируемые за счет страховых взносов на страховую часть трудовой пенсии, 45,8 млн. руб. (3,2%) - за счет средств федерального бюджета, 0,26 млн. руб. (0,02%) - за счет средств передаваемых в Фонд органами службы занятости населения Российской Федерации.
Размер пособия на погребение установлен Федеральным законом от 7 августа 2000 г. N 122-ФЗ "О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации" в сумме 1000 рублей и выплачивается с учетом районного коэффициента.
1.6. Расходы на доставку пенсий
Суммарные затраты на доставку пенсий, пособий, ежемесячных денежных выплат отдельным категориям граждан и других социальных выплат, включая перевод за пределы Российской Федерации, финансируемых как за счет страховых взносов, так и за счет средств федерального бюджета, а также из других источников, составили 19,6 млрд. руб. с учетом НДС, из них 9,0 млрд. руб. (46,0%) - финансируемые за счет страховых взносов на страховую часть трудовой пенсии.
Финансирование расходов на доставку пенсий, пособий, ЕДВ и других выплат в соответствии с законодательством Российской Федерации производилось Фондом в пределах 1,5% доставленных сумм без учета НДС.
1.7. Расходы на выплату пенсий по государственному пенсионному обеспечению, доплат к пенсиям, дополнительного материального обеспечения, пособий и компенсаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета
В соответствии с Федеральными законами "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2007 год" и другими действующими законодательными актами и Указами Президента Российской Федерации расходы Фонда, финансирование которых производится в соответствии с законодательством за счет средств федерального бюджета, включая расходы на доставку, за отчетный период составили 102,1 млрд. руб., или 98,3% от плановых назначений, включая выплаты гражданам, выехавшим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации (152,5 млн. рублей).
В отчетном периоде численность пенсионеров - получателей пенсий за счет средств федерального бюджета, характеризуется следующими показателями:
(тыс. чел.)
|
На 31.12.2006 |
На 31.12.2007 |
Прирост (снижение) за отчетный период |
1. Военнослужащие, ставшие инвалидами вследствие военной травмы, получающие вторую пенсию по инвалидности |
203,10 |
177,10 |
-26,00 -12,8% |
2. Военнослужащие, ставшие инвалидами в период прохождения ими военной службы по призыву, и члены их семей - получатели пенсии по случаю потери кормильца |
72,13 |
67,96 |
-4,17 -5,8% |
3. Участники ВОВ, получающие вторую пенсию по инвалидности |
471,09 |
410,16 |
-60,93 -12,9% |
4. Граждане, награжденные знаком "Жителю блокадного Ленинграда" |
122,93 |
158,69 |
35,80 29,1%
|
5. Родители и вдовы военнослужащих, погибших в период прохождения военной службы по призыву, и (или) умерших вследствие военной травмы, получающие вторую пенсию по случаю потери кормильца |
109,91 |
94,29 |
-15,62 -14,2% |
6. Получатели пенсий из числа граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и приравненных к ним граждан, а также в результате других радиационных и техногенных катастроф |
225,50 |
248,69 |
23,19 10,3% |
Кроме того, получатели надбавок и повышений |
471,05 |
456,91 |
-14,14 -3,0% |
7. Получатели социальных пенсий |
1971,76 |
2161,67 |
189,91 9,6% |
8. Федеральные государственные служащие - получатели пенсий по государственному пенсионному обеспечению (пенсий за выслугу лет, ежемесячных доплат к государственным пенсиям (ежемесячному пожизненному содержанию) |
29,42 |
35,49 |
6,07 20,6% |
9. Получатели дополнительного ежемесячного материального обеспечения гражданам Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией |
30,52 |
29,42 |
-1,10 -3,6% |
10. Получатели компенсационных выплат, осуществляющие уход за нетрудоспособными гражданами |
338,61 |
547,80 |
209,19 61,8%
|
Рост численности федеральных государственных служащих - получателей пенсий по государственному пенсионному обеспечению связан с тем, что в 2007 году осуществлен пересчет размеров пенсий за выслугу лет федеральных государственных служащих и ежемесячных доплат к пенсии отдельным категориям граждан:
с 1 января 2007 года - пенсий за выслугу лет в 1,1 раза в связи с повышением месячных окладов в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 30 декабря 2006 г. N 1490;
с 1 января 2007 года - ежемесячных доплат к пенсии в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 29 мая 2007 г. N 682 исходя из повышения размера денежного вознаграждения (денежного содержания) из которого исчисляется указанная доплата в 1,1 раза;
с 1 декабря 2007 года - пенсий за выслугу лет в 1,15 раза в связи с повышением месячных окладов в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 18 октября 2007 г. N 1376.
Расходы на пересчет оцениваются в 2007 году в сумме 40 млн. рублей.
1.8. Взаимоотношения ПФР с Минфином России по перечислению средств из федерального бюджета
Федеральным законом "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2007 год" трансферты федерального бюджета, передаваемые Фонду в 2007 году в соответствии с бюджетными назначениями, утверждены в сумме 916,46 млрд. рублей.
За отчетный период в соответствии с уточненной сводной бюджетной росписью расходов федерального бюджета из федерального бюджета поступило 916,42 млрд. рублей.
Кассовые расходы бюджета Фонда за 2007 год, финансируемые за счет средств федерального бюджета, составили 915,13 млрд. руб., в том числе 914,25 млрд. руб. - расходы на выплату пенсий и других социальных выплат и 0,88 млрд. руб. - расходы на возмещение затрат Фонда на реализацию Федерального закона от 21 марта 2005 г. N 18-ФЗ.
Остаток средств федерального бюджета, образовавшийся в бюджете ПФР по состоянию на 1 января 2008 года в общей сумме 1291,94 млн. руб., в соответствии со статьей 18 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 182-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" (в редакции Федерального закона от 28 февраля 2008 г. N 15-ФЗ) будет использован Фондом в 2008 году.
1.9. Выплата пенсий, назначенных досрочно, гражданам, признанным безработными
Расходы Фонда за отчетный период по финансированию выплаты пенсий, назначенных досрочно, гражданам, признанным безработными, социальных пособий на погребение и оказания услуг по погребению согласно гарантированному перечню этих услуг, включая расходы на их доставку, составили 1745,0 млн. руб., или 98,1% от годовых назначений.
Объем средств, переданных в Фонд органами службы занятости населения субъектов Российской Федерации на указанные выплаты в 2007 году, составил 1762,8 млн. руб. (99,2% от годовых назначений).
Численность получателей досрочных пенсий во втором полугодии 2007 года уменьшилась и составила на 1 января 2008 года 48,32 тыс. чел. против 49,94 тыс. чел. на начало отчетного периода.
1.10. Дополнительное пенсионное обеспечение
1.10.1. Реализация Федерального закона от 27 ноября 2001 г. N 155-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации"
В бюджет Фонда за отчетный период поступили страховые взносы по дополнительному тарифу для работодателей-организаций, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, в сумме 1758,1 млн. руб., или 111,8% от предусмотренных бюджетом. Перевыполнение плановых показателей обусловлено перечислением средств в счет погашения задолженности организациями, использующими труд членов летных экипажей.
С учетом переходящего остатка указанных средств на 1 января 2007 года расходы Фонда на доплаты к пенсии членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации с учетом расходов на доставку за отчетный период составили 1579,7 млн. руб., или 100,4% от годовых назначений.
По данным региональных отделений ПФР объем заявленных средств на выплату доплаты к пенсии членам летных экипажей за 2007 год составил 6792,1 млн. руб., что в 3,9 раза превышает сумму страховых взносов, поступивших в Фонд.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 27 ноября 2001 г. N 155-ФЗ Фондом устанавливались размеры отношения среднемесячной суммы страховых взносов, фактически поступивших в ПФР в предшествующем квартале по дополнительному тарифу, к сумме средств, необходимых для финансирования доплаты к пенсии пенсионерам из числа членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации: с 1 февраля - 0,236569426, с 1 апреля - 0,190168349, с 1 мая - 0,163466214, с 1 августа - 0,282764219, с 1 ноября - 0,242228687.
Численность получателей доплаты из числа членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации по состоянию на 31 декабря 2007 года составила 44,4 тыс. чел., средний размер доплаты в среднем по Российской Федерации (на конец периода) - 3234,99 рубля.
1.10.2. Реализация Указа Президента Российской Федерации от 23 августа 2000 г. N 1563 "О неотложных мерах социальной поддержки специалистов ядерного оружейного комплекса Российской Федерации"
В соответствии с утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 1 сентября 2005 г. N 549 "О мероприятиях по совершенствованию системы мер социальной поддержки специалистов ядерного оружейного комплекса Российской Федерации" Правилами финансирования расходов на выплату дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения (ДМО) гражданам, осуществлявшим трудовую деятельность в организациях ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, и (или) военных представительствах Минобороны России, созданных в этих организациях, в отчетном периоде Фонду переданы средства федерального бюджета в общей сумме 1693,4 млн. руб., из них Росатомом - 1684,6 млн. руб., Минобороны России - 8,8 млн. рублей.
Численность получателей на конец отчетного периода составила 20,0 тыс. человек, средний размер доплаты на 31 декабря 2007 года - 8859,82 руб., то есть увеличился за отчетный период на 2995,54 рубля (на 51,1 процента).
1.11. Финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности Фонда и его территориальных органов, другие мероприятия, связанные с деятельностью Фонда
Расходование средств на финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности Фонда и его территориальных органов, другие мероприятия, связанные с деятельностью Фонда, осуществлялось в соответствии с утвержденной росписью расходов бюджета ПФР.
Исполнение по расходам характеризуется следующими показателями:
(млн. руб.)
Наименование ЦСР |
Бюджетные назначения на 2007 год |
Кассовое исполнение за 2007 год |
% исполнения |
|
01 08 030 00 00 |
Международное сотрудничество |
16,3 |
15,4 |
94,4 |
07 05 429 00 00 |
Учебные заведения и курсы по переподготовке кадров |
57,1 |
55,6 |
97,4 |
10 01 001 00 00 |
Руководство и управление в сфере установленных функций |
42 161,6 |
40 561,9 |
96,2 |
10 01 102 00 00 |
Непрограммные инвестиции в основные фонды |
1 600,0 |
1 758,7 |
109,9 |
10 05 081 00 00 |
Прикладные научные исследования и разработки |
40,0 |
- |
0,0 |
|
Всего расходов |
43 875,0 |
42 391,6 |
96,6 |
|
в % от общих расходов |
2,5 |
2,4 |
|
В 2007 году расходы по статье затрат "Руководство и управление в сфере установленных функций" составили 40 561,9 млн. руб., или 96,2% к назначенным по бюджету.
В отчетном периоде по указанной статье затрат средства направлялись на оплату труда с начислениями, оплату услуг связи, коммунальных услуг, аренду помещений, содержание имущества, выплаты компенсационного характера работникам системы ПФР, уплату налогов, приобретение основных средств и другие расходы, связанные с текущей деятельностью Фонда, а также на приобретение вычислительной техники, расходных материалов и запасных частей для компьютерной техники, на развитие и модернизацию мультисервисной телекоммуникационной системы ПФР и локальных вычислительных сетей, на финансирование затрат по защите информации, на разработку и сопровождение программного обеспечения, на приобретение ламинаторов, архивного оборудования, бланочной продукции для персонифицированного учета и другие аналогичные расходы.
Закупки и заключение контрактов на приобретение оборудования и выполняемые работы проводились на конкурсной основе в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (с изменениями и дополнениями) и проводимой Фондом единой технической политикой.
Также по статье затрат "Руководство и управление в сфере установленных функций" производились расходы, связанные с:
информированием застрахованных лиц о состоянии индивидуальных лицевых счетов, информированием страхователей об их регистрации в органах ПФР в рамках реализации режима "одного окна" в целях реализации Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования";
взысканием задолженности по страховым взносам в ПФР, пеням и штрафам в целях реализации Федерального закона от 4 ноября 2005 г. N 137-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию административных процедур урегулирования споров";
ведением и сопровождением баз данных ветеранов Великой Отечественной войны, Федерального регистра лиц, имеющих право на государственную социальную помощь;
реализацией Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей".
По итогам работы за 2007 год территориальными органами ПФР в целях реализации Федерального закона от 29 декабря 2007 г. N 256-ФЗ принято 356 626 заявлений о выдаче сертификата на материнский (семейный) капитал, из них вынесено 339 107 положительных решений о выдаче сертификата и выдано 313 803 государственных сертификата на материнский (семейный) капитал.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Федерального закона следует читать как "29 декабря 2006 г."
По состоянию на 1 января 2008 года в информационной базе персонифицированного учета присвоено 137,1 млн. страховых номеров. Открытых действующих лицевых счетов на указанную дату - 126,2 млн., закрытых в связи с фактом смерти застрахованного лица - 10,9 миллиона.
В 2007 году количество застрахованных лиц, проинформированных о состоянии их индивидуальных лицевых счетов составило 81,9 млн. чел., в том числе 61,8 млн. чел. - о состоянии специальной части индивидуального лицевого счета, 20,1 млн. человек - о состоянии общей (страховой) части.
Расходование средств на капитальный ремонт в отчетном периоде осуществлялось в объемах, предусмотренных Планом целевого распределения средств на капитальный ремонт. За счет средств капитального ремонта в период с января по декабрь 2007 года отремонтировано 89,7 тыс. кв. м площадей, из них отремонтировано 40 объектов, или 23,9 тыс. кв. м площадей для размещения территориальных органов Фонда в г. Москве и Московской области, и 8,8 тыс. кв. м площадей в г. Санкт-Петербург и Ленинградской области.
По статье затрат "Непрограммные инвестиции в основные фонды" расходы составили 1 758,7 млн. рублей, или 109,9% от годовых назначений.
Расходование средств осуществлялось в соответствии с утвержденным Титульным списком по расходам на капитальные вложения и проектные работы по строительству объектов для размещения органов ПФР на 2007 год с учетом внесенных изменений на основании части 1 статьи 5 Федерального закона "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2007 год", согласно которой Фонд вправе в ходе исполнения бюджета в части расходов на финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности Фонда и его территориальных органов перемещать средства между разделами, подразделами, целевыми статьями и видами расходов в пределах 10% суммарного объема средств, предусмотренных на указанные цели.
В отчетном периоде введены в эксплуатацию 32 здания общей площадью 68,2 тыс. кв. м, приобретено 26 зданий площадью 12,4 тыс. кв. метров.
Расходы по статье затрат "Учебные заведения и курсы по переподготовке кадров" составили 55,66 млн. руб., или 97,4 % от плана.
Всего за 2007 год в соответствии с Планом подготовки, переподготовки, повышения квалификации и профессионального уровня кадров прошли обучение на курсах и семинарах 6196 человек, в высших учебных заведениях обучались 318 работников ПФР, в том числе по программе профессиональной переподготовки - 50 человек.
Расходование средств на повышение квалификации кадров ПФР в 2007 году осуществлялось согласно приоритетным направлениям обучения работников Фонда:
начальников управлений ПФР в городах (районах) по вопросам управления персоналом с использованием дистанционных образовательных технологий;
работников системы ПФР по вопросам: назначения, перерасчета и выплаты пенсий, организации персонифицированного учета и взаимодействия со страхователями и застрахованными лицами, развития актуарных технологий в системе обязательного пенсионного страхования, бюджетной политики, финансового обеспечения, бухгалтерского учета, инвестиционных процессов, информационных технологий и защите информации в условиях развития корпоративной сети передачи данных;
работников Ревизионной комиссии ПФР, начальников (заместителей начальников) контрольно-ревизионных отделов отделений ПФР;
членов конкурсных комиссий территориальных органов ПФР по вопросам практики применения Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ с учетом изменений, внесенных Федеральными законами от 20 апреля 2007 г. N 53-ФЗ, от 24 июля 2007 г. N 218-ФЗ, от 08 ноября 2007 г. N 257-ФЗ.
За счет средств, предусмотренных по статье затрат "Международное сотрудничество", произведена уплата членских взносов за 2007 год:
в Международную ассоциацию пенсионных и социальных фондов в размере 1,3 млн. руб. в соответствии с пунктом 4.2.3 статьи 4.2 главы 4 Учредительного договора МАПСФ от 19 сентября 2002 г.;
в Международную ассоциацию социального обеспечения (МАСО) в сумме 3,0 млн. руб. (141,5 тыс. швейцарских франков) в соответствии с пунктом 1 постановления Президиума Верховного Совета Российской Федерации от 25 мая 1992 г. N 2845-I "О представительстве Российской Федерации в Международной ассоциации социального обеспечения".
Кроме того, в соответствии со статьей 19 Закона о бюджете ПФР на 2007 год и распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 января 2007 г. N 80-р Фонд осуществил частичное финансирование расходов на проведение 29-й сессии Генеральной ассамблеи МАСО в сумме 11,0 млн. руб. по результатам конкурса, проведенного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения и социального развития, в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ.
По статье затрат "Прикладные научные исследования и разработки" на 2007 год были предусмотрены средства на выполнение научно-исследовательской работы по теме "Формирование интегрированной базы статистических данных для информационного обеспечения анализа и прогноза развития пенсионной системы Российской Федерации (третья стадия)" на сумму 40,0 млн. руб., а заключение государственного контракта на выполнение данной НИР и начало работ по контракту было запланировано на второй квартал 2007 года.
В 2007 году расходование средств по данной статье затрат не осуществлялось в связи с тем, что по итогам торгов не было подано ни одной заявки и торги были признаны несостоявшимися.
1.12. Расходы на реализацию государственных функций в области социальной политики
1.12.1. Расходы на ежемесячные денежные выплаты отдельным категориям граждан
В бюджете Фонда на 2007 год предусмотрены средства федерального бюджета в сумме 204,31 млрд. руб. на осуществление ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ) отдельным категориям граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в соответствии с Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ.
За отчетный период на указанные выплаты из федерального бюджета Фонду перечислено в соответствии с уточненной сводной бюджетной росписью расходов федерального бюджета 204,3 млрд. рублей.
Кассовые расходы Фонда по выплате ЕДВ составили 203,4 млрд. руб., или 99,6% от годовых назначений, в том числе: ветеранам - 48,6 млрд. руб., инвалидам - 146,5 млрд. руб., гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и ядерных испытаний - 8,3 млрд. рублей.
Неполное исполнение бюджетных назначений связано с замедлением против предусмотренных по бюджету темпов прироста числа ЕДВ по категории получателей ЕДВ из числа инвалидов и снижением более быстрыми темпами числа льгот по категориям получателей ЕДВ из числа ветеранов и граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и ядерных испытаний.
По данным Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, число установленных ЕДВ на 1 января 2008 года составило 17 230,3 тыс. ед. против 17 198,8 тыс. ед. на начало года.
В отчетном периоде изменение количества установленных ЕДВ по категориям получателей характеризуется следующими показателями:
Наименование категории |
Количество установленных ЕДВ по данным Федерального регистра, тыс. ед. |
Увеличение (+)/ снижение (-) |
||
На 01.01.2007 |
На 01.01.2008 |
тыс. ед. |
в % |
|
Ветераны
Инвалиды |
3065,5
12318,3 |
2946,0
12477,0 |
-119,5
158,7 |
-3,9
1,3 |
Граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и ядерных испытаний |
1815,0 |
1807,3 |
-7,7 |
-0,4 |
Всего |
17198,8 |
17 230,3 |
31,5 |
0,2 |
Увеличение числа установленных ЕДВ по инвалидности обусловлено первичным обращением граждан за назначением указанной выплаты, а также в связи с назначением ЕДВ вновь по другому основанию (категории).
С 1 апреля 2007 года в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2007 г. N 181 осуществлена индексация размеров всех видов ЕДВ на 7,5 процента.
Право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг на 1 января 2008 года имели 6,43 млн. чел., что на 1,94 млн. чел. меньше, чем на начало отчетного периода.
На финансирование расходов по осуществлению ЕДВ в соответствии со статьей 9.1 Закона Российской Федерации от 15 января 1993 г. N 4301-I "О статусе Героев Советского Союза, Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы" и статьей 6.2 Федерального закона от 9 января 1997 г. N 5-ФЗ "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы" в бюджет Фонда в 2007 году перечислены средства федерального бюджета в сумме 1,75 млрд. руб., или 100 % от годовых назначений.
Кассовые расходы на выплату ЕДВ вышеуказанным категориям граждан составили 1,73 млрд. рублей, или 99,2 % от годового плана.
В отчетном периоде численность получателей ЕДВ в соответствии с вышеуказанными законами характеризуется следующими показателями:
(чел.)
Категория получателей |
На 01.01.2007 |
На 01.01.2008 |
Увеличение (+)/ снижение (-) |
|
ед. |
в % |
|||
1. Герои Советского Союза |
296 |
365 |
69 |
23,3 |
2. Герои Российской Федерации |
270 |
362 |
92 |
34,1 |
3. Полные кавалеры ордена Славы |
105 |
100 |
-5 |
-4,8 |
4. Члены семей умерших Героев и полных кавалеров ордена Славы |
2348 |
2607 |
259 |
11,0 |
Итого |
3019 |
3434 |
415 |
13,7 |
1. Герои Социалистического Труда |
2390 |
2259 |
-131 |
-5,5 |
2. Полные кавалеры ордена Трудовой Славы |
447 |
437 |
-10 |
-2,2 |
Итого |
2837 |
2696 |
-141 |
-5,0 |
Всего |
5856 |
6130 |
274 |
4,7 |
Размер ЕДВ, назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 января 1993 г. N 4301-I, на 1 января 2007 года составлял 27 125 руб., а с 1 апреля увеличился до 29 159 рублей; размер ЕДВ, назначенной в соответствии с Федеральным законом от 9 января 1997 г. N 5-ФЗ, на 1 января 2007 года составлял 20 000 руб., а с 1 апреля увеличился до 21 500 рублей.
1.12.2. Расходы на улучшение материального положения некоторых категорий граждан
Расходы на реализацию Указов Президента Российской Федерации от 30 марта 2005 г. N 363 "О мерах по улучшению материального положения некоторых категорий граждан Российской Федерации в связи с 60-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов" и от 1 августа 2005 г. N 887 "О мерах по улучшению материального положения инвалидов вследствие военной травмы", предусматривающих выплату дополнительного ежемесячного материального обеспечения (ДЕМО) в размере 500 или 1000 рублей некоторым категориям граждан Российской Федерации, составили суммарно 15,4 млрд. руб., или 99,6% от годовых назначений.
Численность получателей ДЕМО в отчетном периоде продолжала снижаться и характеризуется следующими показателями:
Категории получателей |
Количество получателей ДЕМО, тыс. чел. |
Снижение (-) за 2007 год, тыс. чел. (%) |
|
На 31.12.2006 |
На 31.12.2007 |
||
По Указу Президента Российской Федерации от 30.03.2005 N 363 |
1601,0 |
1443,5 |
-157,5 -9,8% |
По Указу Президента Российской Федерации от 01.08.2005 N 887 |
57,1 |
55,8 |
-1,3 -2,3% |
Всего: |
1658,1 |
1499,3 |
-158,8 -9,6 % |
1.12.3. Мероприятия в области социальной политики (прочие расходы)
В бюджете Фонда на 2007 год прочие расходы Фонда, осуществляемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, запланированы в сумме 450,0 млн. руб., из них расходы на информационно-разъяснительную работу в связи с проведением пенсионной реформы - в сумме 350,0 млн. рублей.
За 2007 год прочие расходы составили 393,1 млн. руб. (приложение 2 к Отчету), или 0,02% от общей суммы расходов бюджета.
Из общей суммы прочих расходов на финансирование информационно-разъяснительной работы в связи с проведением пенсионной реформы направлено 345,4 млн. руб. (98,7% от годового плана), в том числе: на информационное сопровождение хода пенсионной реформы по государственным контрактам - 145,6 млн. руб., на окончательный расчет по государственному контракту от 16.08.2006 N 09-0242-Д на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг по информационному обеспечению хода пенсионной реформы в Российской Федерации - 705,0 тыс. руб., на оплату по государственному контракту на оказание услуг по информированию застрахованных лиц - 199,1 млн. рублей.
Расходы по уплате госпошлины, издержки по ведению судебных дел, иные расходы Фонда, осуществляемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, в общей сумме составили - 47,7 млн. рублей.
1.12.4. Расходы на оказание социальной помощи
Статья 18 Закона о бюджете Фонда на 2007 год предусматривает осуществление расходов по статье "Оказание социальной помощи" в объеме до 1,45 млрд. руб., финансируемых согласно части 2 указанной статьи за счет сумм недоимки, пеней и иных финансовых санкций по взносам в Фонд, образовавшихся на 1 января 2001 года, сумм пеней и иных финансовых санкций по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии, а также сумм денежных взысканий (штрафов) за нарушение законодательства Российской Федерации о государственных внебюджетных фондах и о конкретных видах обязательного социального страхования, бюджетного законодательства.
В целях реализации указанной статьи в соответствии с утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2007 г. N 264 Правилами финансирования в 2007 году расходов на социальные программы субъектов Российской Федерации в части оказания адресной социальной помощи неработающим пенсионерам, а также на оказание адресной социальной помощи неработающим пенсионерам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации Фондом были профинансированы социальные программы субъектов Российской Федерации в части оказания адресной социальной помощи неработающим пенсионерам.
Кассовые расходы Фонда по данной статье затрат составили 1 413,5 млн. рублей (97,5% от годовых назначений).
В порядке, установленном данным постановлением, в 2007 году рассмотрены и профинансированы социальные программы всех субъектов Российской Федерации и г. Байконур в части оказания адресной социальной помощи в связи с празднованием Дня Победы, проведением Дня пожилого человека, Дня инвалида, на газификацию домовладений неработающих пенсионеров, а также на предоставление единовременной материальной помощи неработающим пенсионерам. Адресная социальная помощь неработающим пенсионерам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, в 2007 году не оказывалась.
Число получателей адресной социальной помощи составило 1 138,2 тыс. пенсионеров, из них в связи с празднованием Дня Победы указанную помощь получили 473,6 тыс. ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.
1.12.5. Компенсация расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам к месту отдыха и обратно в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4520-I
В бюджете Фонда на 2007 год предусмотрены средства федерального бюджета в сумме 1,0 млрд. руб. на оплату стоимости проезда пенсионерам к месту отдыха и обратно один раз в два года в соответствии со статьей 34 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4520-I "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях".
В 2007 году кассовые расходы Фонда на указанные цели составили 547,1 млн. руб., или 54,7% от суммы, предусмотренной по бюджету. Экономия средств федерального бюджета, образовавшаяся в бюджете Фонда по состоянию на 1 января 2008 года, в соответствии со статьей 18 Федерального закона "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" будет использована в 2008 году.
Финансирование Фондом указанных расходов осуществлялось за счет средств федерального бюджета в порядке, размере и на условиях, определенных постановлением Правительства Российской Федерации от 1 апреля 2005 г. N 176 "Об утверждении Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно".
Компенсацию расходов на оплату стоимости проезда в виде возмещения фактически произведенных пенсионером расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно получили 81,5 тыс. неработающих пенсионеров. Число пенсионеров, воспользовавшихся правом на компенсацию в виде предоставления проездных документов, обеспечивающих проезд пенсионера к месту отдыха и обратно, воздушным транспортом составило 1777 человек, на железнодорожном транспорте - 318 человек.
В соответствии с заключенными государственными контрактами транспортным организациям (авиакомпаниям) за оказанные услуги по перевозке пенсионеров отделениями ПФР перечислено около 38,3 млн. руб., за перевозку железнодорожным транспортом в поездах дальнего следования ПФР перечислил ОАО "РЖД" более 1 млн. рублей.
1.12.6. Расходы на оказание социальной поддержки отдельных категорий граждан
В бюджете Фонда на 2007 год на реализацию государственных функций в области социальной политики предусмотрено 57,6 млн. рублей. Средства из федерального бюджета в бюджет Фонда поступили в полном объеме.
В соответствии с законодательством Российской Федерации средства федерального бюджета на финансирование мероприятий по реализации мер социальной поддержки Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы, Героев Социалистического Труда и полных кавалеров ордена Трудовой Славы в установленном порядке направлялись Фондом через свои территориальные органы субъектам Российской Федерации.
В ходе исполнения бюджета Фонда заявленная уполномоченными органами субъектов Российской Федерации на 2007 год потребность в средствах на указанные цели составила 54,8 млн. рублей.
Кассовые расходы за отчетный период составили 50,1 млн. руб., или 86,9% от годовых назначений.
3. Доходы и расходы Фонда, связанные с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий
В отчетном году работа Фонда со средствами пенсионных накоплений осуществлялась в соответствии с положениями федеральных законов "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации" и других нормативных правовых актов.
Доходы Фонда, связанные с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, по состоянию на 1 января 2008 года составили 140,7 млрд. руб. (103,1% годового плана), в том числе:
страховые взносы, поступившие в Фонд в отчетном периоде, - 131,0 млрд. руб., или 102,8% годового плана, из них: страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии - 130,0 млрд. руб., страховые взносы в виде фиксированного платежа - 1,0 млрд. руб.;
пени, штрафы и иные финансовые санкции - 351,5 млн. руб.;
доходы, полученные от временного размещения средств пенсионных накоплений, - 7,8 млрд. руб.;
доходы от инвестирования средств пенсионных накоплений, перечисленные управляющими компаниями (УК) в соответствии с законодательством Российской Федерации, - 1,5 млрд. руб.;
средства пенсионных накоплений, передаваемые Фонду из негосударственных пенсионных фондов в соответствии с законодательством Российской Федерации, - 71,7 млн. рублей.
Превышение бюджетных назначений по доходам от временного размещения Фондом средств пенсионных накоплений (109,3% годового плана) объясняется макроэкономической ситуацией в России, способствовавшей формированию благоприятной конъюнктуры на финансовых рынках, и как следствие - рост стоимости активов, входящих в состав инвестиционных портфелей ПФР.
Расходы, связанные с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, составили за отчетный период 16,5 млрд. руб., в том числе:
расходы, связанные с ведением специальной части индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц, обеспечением формирования средств пенсионных накоплений и выплаты накопительной части трудовых пенсий, составили 737,1 млн. руб., или 75,9% годового плана, из них расходы Фонда, связанные с временным размещением средств пенсионных накоплений и реализацией активов, приобретенных за счет средств пенсионных накоплений, в сумме 8,0 млн. руб.;
передача средств пенсионных накоплений в негосударственные пенсионные фонды (далее - НПФ) в соответствии с заявлениями застрахованных лиц осуществлена в сумме 15,8 млрд. руб.;
выплаты правопреемникам умерших застрахованных лиц в установленном порядке составили 5,5 млн. руб. (0,5% годового плана) и сформированы за счет расходов на выплаты исковых сумм правопреемникам умерших застрахованных лиц на основании вступивших в законную силу решений судов.
Выплаты правопреемникам умерших застрахованных лиц в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2007 г. N 741 "Об утверждении Правил выплаты Пенсионным фондом Российской Федерации правопреемникам умершего застрахованного лица средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета" начались в 2008 году.
Экономия по расходам, связанным с ведением специальной части индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц, обеспечением формирования средств пенсионных накоплений и выплаты накопительной части трудовых пенсий, произошла в связи с экономией затрат на обработку заявлений застрахованных лиц при реализации ими прав при формировании накопительной части трудовой пенсии (фактическое количество обработанных заявлений составило 1,5 млн. ед.), а также экономией затрат, связанных с направлением извещений застрахованным лицам о состоянии специальной части индивидуальных лицевых счетов.
Передача средств пенсионных накоплений на временное размещение в разрешенные виды активов в 2007 году осуществлялась в соответствии с Правилами инвестирования средств страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии, поступивших в течение финансового года в ПФР, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2002 г. N 652.
Чистый финансовый результат, полученный от временного размещения сумм страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии, поступивших в ПФР в течение 2006 г., рассчитанный в соответствии с приказом Минфина России от 30 июня 2003 г. N 55н, утвержден в размере 5,9 млрд. рублей.
В 2007 году в связи с истечением срока действия полномочий членов Общественного совета по инвестированию средств пенсионных накоплений, которые должны входить в состав конкурсной комиссии, очередной конкурс по отбору управляющих компаний не проводился. Таким образом, количество управляющих компаний, с которыми ПФР заключены договоры доверительного управления средствами пенсионных накоплений, не изменилось и составляет 56.
Результаты инвестирования средств пенсионных накоплений, переданных Фондом в доверительное управление управляющим компаниям, отраженные в отчетах управляющих компаний за 2007 год, согласованные со специализированным депозитарием и представленные в ПФР по формам, утвержденным постановлением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 15 ноября 2005 г. N 05-63/пз-н составили:
доходы, полученные управляющими компаниями в результате инвестирования средств пенсионных накоплений, - 18 358,02 млн. руб.;
фактические расходы управляющих компаний по инвестированию средств пенсионных накоплений - 305,58 млн. руб.;
вознаграждение, начисленное управляющим компаниям по результатам инвестирования средств пенсионных накоплений, - 288,94 млн. рублей.
Отделениями ПФР в 2007 году заключено 628 соглашений о взаимном удостоверении подписей, из них (в процентном отношении от общего количества соглашений): с кредитными организациями - 42,2%, с организациями-работодателями - 20,5%, с негосударственными пенсионными фондами, осуществляющими обязательное пенсионное страхование, - 35,5%, с организациями связи - 1,8 процента.
Всего по Российской Федерации принято 1 978 505 заявлений застрахованных лиц, из них: о переходе из негосударственного пенсионного фонда в другой негосударственный пенсионный фонд - 16 492 заявления, о переходе из негосударственного пенсионного фонда в Пенсионный фонд Российской Федерации - 4 483 заявления (всего о переходе из ранее выбранного НПФ - 1,0% от общего числа заявлений), о выборе инвестиционного портфеля (управляющей компании) - 126 010 заявлений (6,4%), о переходе из Пенсионного фонда Российской Федерации в негосударственный пенсионный фонд - 1 831 520 заявлений (92,6%).
Практически все заявления оформлены с соблюдением установленной формы и в соответствии с инструкцией по заполнению заявления (99,99% от общего числа заявлений).
В территориальные органы ПФР поступило 30 612 уведомлений от 100 негосударственных пенсионных фондов, осуществляющих обязательное пенсионное страхование, о вновь заключенных договорах об обязательном пенсионном страховании. С указанными уведомлениями поступило 1 837 405 договоров об обязательном пенсионном страховании.
Объем средств пенсионных накоплений увеличился за отчетный период на 124,1 млрд. руб. и по состоянию на 1 января 2008 года составил 473,1 млрд. руб., из них:
средства пенсионных накоплений, переданные в доверительное управление управляющим компаниям, в общей сумме 328,4 млрд. руб., в том числе: в государственную управляющую компанию (ГУК) - 318,5 млрд. руб., в УК, отобранные на конкурсной основе, - 9,9 млрд. рублей. В отчетном периоде в доверительное управление управляющим компаниям переданы средства пенсионных накоплений в сумме 93,9 млрд. руб., в том числе: в ГУК - 90,5 млрд. руб., в УК, отобранные на конкурсной основе, - 3,4 млрд. рублей. В соответствии с законодательством Российской Федерации из доверительного управления УК в 2007 году в бюджет Фонда переданы средства пенсионных накоплений в сумме 11,5 млрд. рублей. В итоге сальдированный результат по средствам пенсионных накоплений, переданных в доверительное управление управляющим компаниям в текущем году, составил на 1 января 2008 года 82,4 млрд. руб.;
средства пенсионных накоплений, не переданные в доверительное управление управляющим компаниям, в общей сумме 144,7 млрд. руб., в том числе: средства пенсионных накоплений, направленные на временное размещение в разрешенные законодательством Российской Федерации виды активов, в сумме 116,7 млрд. руб. и остаток средств, связанных с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, не переданных на временное размещение по состоянию на 1 января 2008 года, в сумме 28,0 млрд. рублей.
4. Результаты исполнения бюджета Фонда
4.1. Дефицит (профицит) бюджета Фонда
За 2007 год бюджет Фонда исполнен с текущим профицитом в сумме 36,2 млрд. руб. по распределительной составляющей и с превышением доходов над расходами в сумме 124,2 млрд. руб. по накопительной составляющей бюджета.
В приложении 1 "Доходы и расходы бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, связанные с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, за 2007 год" к Отчету по кассовому исполнению бюджета ПФР за 2007 год остаток средств пенсионных накоплений по состоянию на 1 января 2008 года отражен в сумме 473 061 945,4 тыс. рублей. В состав указанного остатка включена сумма корректировки, проведенной на основании сверки и уточнения данных по средствам, отраженным отделениями, в объеме 131,7 тыс. рублей. На указанную сумму скорректирован остаток средств распределительной составляющей бюджета Фонда по состоянию на 1 января 2008 года.
4.2. Изменение остатков средств распределительной составляющей бюджета Фонда
Остатки средств бюджета Фонда в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, на начало и конец отчетного периода характеризуются следующими показателями:
(млрд. руб.)
|
На |
На |
Увеличение (-), |
Остатки средств бюджета Фонда, всего |
42,18 |
78,37 |
-36,19 |
в том числе: |
|
|
|
средства, размещенные в ценные бумаги |
1,90 |
1,65 |
0,25 |
остаток денежных средств |
40,28 |
76,72 |
-36,44 |
из них по дополнительному тарифу для работодателей - организаций, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации |
0,35 |
0,50 |
-0,15 |
Курсовая разница составила (-) 12,9 млн. рублей.
4.3. Изменение остатков средств пенсионных накоплений в отчетном периоде
(млрд. руб.)
|
На |
На |
Увеличение (-), уменьшение (+) остатков средств |
Сумма средств, связанных с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, всего |
348,92 |
473,06 |
-124,14 |
в том числе: |
|
|
|
средства, переданные в доверительное управление управляющим компаниям |
246,01 |
328,41 |
-82,40 |
средства, направленные на временное размещение в разрешенные виды активов |
89,71 |
116,65 |
-26,94 |
остаток денежных средств |
13,20 |
28,00 |
-14,80 |
Курсовая разница по средствам пенсионных накоплений бюджета ПФР составила (-) 16,5 млн. рублей.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих в связи с принятием проекта федерального закона "Об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2007 год" признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию
Принятие проекта федерального закона "Об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2007 год" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.