Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ пятого созыва по конституционному законодательству и государственному строительству от 11 сентября 2008 г. N 3.1-18/6-1
на проект федерального закона N 421317-4 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", внесенный Государственным Советом Удмуртской Республики
В Комитете Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству рассмотрен проект федерального закона N 421317-4 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", внесенный Государственным Советом Удмуртской Республики.
В соответствии с представленным законопроектом полномочия Российской Федерации по осуществлению регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту их жительства или по месту их пребывания на территории Российской Федерации предлагается передать органам местного самоуправления поселений и органам местного самоуправления городских округов, (за исключением городов, поселков, сельских населенных пунктов, закрытых военных городков, а также населенных пунктов, расположенных в пограничной полосе или закрытых административно-территориальных образованиях, в которых имеются территориальные органы Федеральной миграционной службы Российской Федерации).
Одновременно, законопроектом предусматривается определить порядок осуществления органами местного самоуправления поселений и городских округов передаваемых им функций и полномочий по осуществлению регистрационного учета наших сограждан, - для чего, в первую очередь, предусмотреть финансирование данных органов местного самоуправления за счет субвенций, подлежащих выделению из федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете на очередной период, а также установить компетенцию ФМС России по координации деятельности, связанной с осуществлением регистрационного учета.
Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству отмечает, что представленный проект федерального закона является альтернативным законопроектам N 444072-4 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", внесенному Законодательным Собранием Омской области, и N 60316-5 "О внесении изменений в статью 4 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", внесенному Законодательным Собранием Вологодской области.
Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству обращает внимание на то, что причины появления указанных законопроектов вызваны тем, что органы местного самоуправления, исполняющие в настоящее время - (в соответствии с Законом РФ от 25.06.1993 N 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" и принятыми согласно данному Закону Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечнем должностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 года N 713), - обязанности должностных лиц, ответственных за регистрацию российских граждан по месту их жительства или по месту пребывания, несут определенные материальные и финансовые затраты, связанные с первичным приемом от граждан заявлений и последующим их представлением в территориальные органы ФМС России, - однако механизм компенсации данных затрат федеральным законодательством четко не регламентирован. В связи с этим Комитет выражает понимание и даже определенную поддержку вышеназванных законодательных инициатив, которые направлены на устранение подобных недостатков в нормативном правовом регулировании указанных правоотношений.
Вместе с тем, Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству считает целесообразным, чтобы исполнение государственной функции по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту их жительства и по месту пребывания находилось в исключительном ведении специально на то уполномоченного государственного органа - Федеральной миграционной службы России - без дополнительного возложения соответствующих прав и обязанностей на органы местного самоуправления, - что, очевидно, должно быть реализовано на основе изменений, которые необходимо внести в определенные законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации (и, в первую очередь, в Закон РФ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации"). Совершенно ясно, что подобные изменения, в частности, потребуют создания дополнительных пунктов (постов) ФМС России в отдельных муниципальных образованиях или населенных пунктах таких образований, с обеспечением соответствующего финансирования их деятельности.
Длительная нерешенность указанного вопроса, по мнению Комитета, не только не обеспечивает эффективное осуществление регистрационного учета российских граждан на единообразной основе, - что может повлечь нарушение гарантированных действующей Конституцией Российской Федерации прав наших сограждан на выбор места пребывания и жительства в пределах территории страны, а также нарушение соответствующих государственных и общественных интересов, - но и вынужденно приводит к обоснованности постановки вопроса о передаче вышеупомянутых полномочий по регистрационному учету граждан России в ведение органов местного самоуправления, - тем более, что, исполняя в отдельных случаях такие полномочия, они, фактически, лишены возможности получения за это необходимых компенсаций из государственного бюджета.
В связи с этим Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству поддерживает скорейшую выработку и реализацию соответствующих законопроектных предложений, а также считает требуемым обратить внимание Правительства Российской Федерации и отдельных уполномоченных федеральных органов исполнительной власти на необходимость ускорения подготовки связанных с этим подзаконным нормативных правовых актов, где наряду с актами, регулирующими указанные отношения в перспективном плане, - (т.е. обеспечивающими организацию и осуществление регистрационного учета граждан России по месту жительства и по месту пребывания только силами специализированных подразделений Федеральной миграционной службы), - также оперативно предусмотреть механизмы обязательного возмещения затрат органов местного самоуправления на осуществление данного учета в текущий период.
Однако, изложенная позиция Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству означает, что все три вышеназванные альтернативные законодательные инициативы, - в том числе и рассматриваемый проект федерального закона N 421317-4 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", внесенный Государственным Советом Удмуртской Республики, - в итоге и в целом не могут быть поддержаны.
С учетом указанных обстоятельств, Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендует Государственной Думе отклонить проект федерального закона N 421317-4 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", внесенный Государственным Советом Удмуртской Республики.
Настоящее Заключение утверждено на заседании Комитета Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству "11" сентября 2008 года.
Председатель Комитета |
В.Н. Плигин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.