Заключение Комитета Государственной Думы по труду и социальной политике
по проекту федерального закона N 52141-5 "Устав о дисциплине работников внутреннего водного транспорта", внесенному Правительством Российской Федерации
Проект федерального закона N 52141-5 "Устав о дисциплине работников внутреннего водного транспорта" рассмотрен Комитетом Государственной Думы по труду и социальной политике.
Рассматриваемый проект федерального закона устанавливает особенности правового регулирования дисциплины работников внутреннего водного транспорта, дополнительные виды поощрений за труд и дисциплинарных взысканий помимо тех, что предусмотрены Трудовым кодексом Российской Федерации (ТК РФ).
Как отмечается в пояснительной записке, необходимость разработки и принятия рассматриваемого законопроекта вызвана тем, что дисциплина работников внутреннего водного транспорта, их организованность при выполнении трудовых обязанностей служат гарантией устойчивой работы и обеспечения безопасного функционирования внутреннего водного транспорта. Законопроект разработан с учетом статьями 192, 193 и 330 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ), а также статьи 31 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации (КВВТ РФ).
В соответствии с действующей редакцией статьи 330 ТК РФ дисциплина работников, труд которых связан с движением транспортных средств, регулируется Трудовым кодексом Российской Федерации и положениями (уставами) о дисциплине, устанавливаемыми федеральными законами. До принятия соответствующих законов согласно статье 423 ТК РФ действуют уставы и положения, утвержденные нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации.
В настоящее время, трудовые отношения работников внутреннего водного транспорта регламентируются Трудовым кодексом Российской Федерации, Кодексом внутреннего водного транспорта Российской Федерации, Уставом о дисциплине работников речного транспорта СССР, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 26.08.1985 г. N 812, применяемым в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации.
Рассмотрев указанный законопроект, Комитет по труду и социальной политике высказывает ряд следующих замечаний и предложений в части, относящейся к компетенции Комитета:
1. Пункт 1 части 1 статьи 4 законопроекта предусматривает применение к работникам внутреннего водного транспорта, деятельность которых связана с обеспечением безопасности судоходства и движения судов, дисциплинарного взыскания в виде "предупреждения о неполном служебном соответствии", при этом данное дисциплинарное взыскание может быть применено в случае повторного совершения дисциплинарного проступка после наложения на работника дисциплинарного взыскания в виде замечания, выговора (ч. 1 ст. 5 законопроекта). Поскольку под термином "предупреждение о неполном служебном соответствии" понимается неполное соответствие работника квалификационным требованиям по занимаемой им должности или выполняемой работе, а к работникам внутреннего водного транспорта, деятельность которых непосредственно связана с обеспечением безопасности судоходства и движения судов, применяются повышенные квалификационные требования, возможность применения к этой категории работников указанного вида дисциплинарных взысканий нуждается в дополнительном обосновании. В противном случае может сложиться ситуация, когда фактически будет узаконена возможность выполнения функций по обеспечению безопасности судоходства и движения судов лицами, не способными должным образом выполнять эти функции вследствие их неполного служебного соответствия.
В действующем российском законодательстве термин "неполное служебное соответствие" применяется в нормативных актах, регулирующих служебные отношения, таких, к примеру, как Федеральный закон "О статусе военнослужащих", Федеральный закон "О службе в таможенных органах Российской Федерации", Указ Президента РФ "О правоохранительной службе в органах по контролю наркотических средств и психотропных веществ" и т.д.
Работники внутреннего водного транспорта состоят с работодателями в трудовых отношениях, следовательно, применительно к ним использование термина "неполное служебное соответствие" не является вполне корректным. В этом случае редакционно более удачной представляется, например, формулировка "неполное соответствие работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации", опирающаяся на устоявшуюся терминологию ТК РФ (п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ).
2. Пункт 2 части 1 статьи 4 рассматриваемого законопроекта предусматривает применение к работникам внутреннего водного транспорта нового вида дисциплинарного взыскания - "освобождение от исполнения трудовых обязанностей, непосредственно связанных с обеспечением безопасности судоходства и движения судов, по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, на срок до одного года". Порядок применения данного вида дисциплинарного взыскания устанавливает часть 4 статьи 6 законопроекта:
- работник внутреннего водного транспорта может быть переведен с его согласия на другую работу, не связанную непосредственно с безопасностью судоходства и движения судов, соответствующую его квалификации и не противопоказанную по состоянию здоровья;
- по истечении срока применения дисциплинарного взыскания работник должен сдать квалификационный экзамен для оценки профессионального уровня, предъявляемого для замещения должности, непосредственно связанной с безопасностью судоходства и движения судов;
- в случае, если работник дважды подряд не сдал этот квалификационный экзамен либо отказался от его сдачи, он переводится с его согласия на другую работу, не связанную непосредственно с безопасностью судоходства и движения судов, соответствующую его квалификации и не противопоказанную по состоянию здоровья;
- в случае невозможности перевести работника на другую работу или его отказа от перевода на другую работу трудовой договор с ним может быть расторгнут на основании пункта 14 статьи 81 ТК РФ.
Из положений статей 4 и 6 проекта федерального закона N 52141-5 следует, что дисциплинарное взыскание в виде "освобождения от исполнения трудовых обязанностей" сводится, по сути, к отстранению работника от работы и последующему переводу работника с его согласия на другую работу на срок до 1 года. Таким образом, законопроект определенным образом связывает применение дисциплинарного взыскания работодателем или уполномоченным им лицом с получением согласия работника. Это противоречит праву работодателя привлекать работников за неисполнение их трудовых обязанностей к дисциплинарной ответственности (ст.ст. 22, 192 ТК РФ), не зависящему от согласия работника на применение к нему дисциплинарного взыскания. Такая юридическая конструкция не соответствует природе дисциплинарного взыскания как средства принуждения работника к соблюдению им трудовой дисциплины. Есть определенные сомнения в том, что она сможет обеспечить на практике адекватное регулирование реальных общественных отношений. В связи с этим необходимо отметить, что правовая природа предлагаемого законопроектом нового вида дисциплинарного взыскания нуждается в прояснении.
В соответствии с положениями статьи 86 ТК РФ работодатель в ряде случаев обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника, например, появившегося на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения; не прошедшего в установленном порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда, и т.д. В частности, случаи такого отстранения могут быть предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (ст. 86 ТК РФ).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "статьи 86 ТК РФ" следует читать "статьи 76 ТК РФ"
В соответствии с той же статьей Трудового кодекса РФ, работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) работника на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы или недопущения к работе. В период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата работнику не начисляется, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ или иными федеральными законами.
Представляется целесообразным рассмотреть вопрос о возможном использовании в рассматриваемом законопроекте юридической конструкции, закрепленной в статье 86 ТК РФ "Отстранение от работы". Поскольку фактически отстранение работника внутреннего водного транспорта от работы, связанной с обеспечением безопасности судоходства и движения судов, обусловлено недостаточной квалификацией работника, ему необходимо предоставить право подтвердить соответствие имеющейся у него квалификации занимаемой должности или выполняемой работе. В случае подтверждения такого соответствия обстоятельства, послужившие основанием для отстранения от работы, признаются устраненными, работник может приступить к выполнению прежней работы.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "статье 86 ТК РФ" следует читать "статье 76 ТК РФ"
Необходимо отметить, что пункт 14 статьи 81 ТК РФ, на основании которого предполагается увольнять работника, не давшего согласия на перевод на другую работу либо в случае невозможности такого перевода, носит отсылочный характер и не закрепляет конкретного основания увольнения, что неизбежно затруднит применение этого положения на практике.
Также необходимо отметить, что из наложения дисциплинарного взыскания в виде "освобождения от исполнения трудовых обязанностей" в соответствии со статьями 4 и 6 законопроекта фактически вытекает лишение работника на срок до 1 года права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Лишение конкретного лица занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью может быть осуществлено лишь приговором суда. Предоставление работодателю такого рода полномочий не представляется правомерным.
В Комитет по труду и социальной политике поступил отзыв на рассматриваемый законопроект из Федерации Независимых Профсоюзов России (вх. N 65209-5 от 28.05.2008 г.).
В отзыве ФНПР высказывается мнение, что дисциплинарное взыскание в виде освобождения от исполнения трудовых обязанностей, реализуемое посредством перевода на другую работу с согласия работника, содержит признаки принудительного труда. По мнению ФНПР, очевидно, что в случае применения к работнику данного вида дисциплинарного взыскания согласие работника на перевод на другую работу не является его свободным выбором. Законодательное закрепление дисциплинарного взыскания в виде принуждения работника к переводу на другую работу на срок до 1 года нарушает положения частей 1 и 2 статьи 37, части 2 статьи 55 Конституции Российской Федерации, части 1 статьи 6 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, принятого ООН 16.12.1966 г., статьи 1 Конвенции МОТ N 105 об упразднении принудительного труда, статьи 4 Трудового кодекса РФ и т.д.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Международного пакта следует читать как "19.12.1966 г."
В отзыве ФНПР отмечается, что законопроект, "...предлагая включить в предмет регулирования трудового законодательства правоотношения по лишению работника права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (регулируемые, главным образом, уголовным законодательством), наделяет предусматриваемое им "освобождение от исполнения трудовых обязанностей" существенными признаками уголовного наказания, на что указывает сопоставление законопроекта с нормами Уголовного кодекса РФ...Установление предлагаемого законопроектом под видом дисциплинарного взыскания "освобождения от исполнения трудовых обязанностей", по существу, представляющего собой уголовное наказание, недопустимо, поскольку в правовом демократическом государстве не могут приниматься законы, приравнивающие в каком-либо отношении дисциплинарные проступки к преступлениям".
Учитывая важность вопросов, поднятых в отзыве ФНПР, необходимо существенно доработать проект федерального закона N 52141-5 в части, касающейся видов дисциплинарных взысканий, порядка их применения и дополнительных оснований расторжения трудовых договоров с работниками внутреннего водного транспорта с учетом высказанных в отзыве замечаний.
3. В соответствии с пунктом 2 статьи 28 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации уставы о дисциплине утверждаются Правительством Российской Федерации. В то же время статья 330 Трудового кодекса РФ устанавливает иное: дисциплина работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств, регулируется нормами ТК РФ и положениями (уставами) о дисциплине, устанавливаемыми федеральными законами. Необходимо устранить данную правовую коллизию, например, путем внесения и одновременного с законопроектом N 52141-5 рассмотрения в Государственной Думе проекта федерального закона, приводящего пункт 2 статьи 28 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации в соответствие с нормами статьи 330 Трудового кодекса РФ.
4. В соответствии со статьей 1 законопроекта дисциплина работников внутреннего водного транспорта "состоит в исполнение ими своих трудовых обязанностей, соблюдении правил и норм, установленных федеральными законами, в том числе настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, коллективными договорами, соглашениями, правилами внутреннего трудового распорядка и иными локальными нормативными актами и трудовыми договорами". Однако статья 5 ТК РФ не относит трудовой договор (т.е. соглашение между конкретным работником и конкретным работодателем) к нормативным источникам трудового права. В этой связи более удачной представляется формулировка, аналогичная формулировке, содержащейся в части 1 "Общие положения" Устава о дисциплине работников морского транспорта: дисциплина работников внутреннего водного транспорта состоит, в частности, в выполнении этими работниками распоряжений руководителей, отданных в пределах их компетенции, а также обязанностей, установленных трудовым договором.
5. Терминология, используемая законопроектом, нуждается в унификации. Так, например, в его преамбуле говорится о гарантии "сохранности имущества, предотвращения ситуаций, угрожающих жизни и здоровью людей, защиты и сохранения окружающей среды", в пункте 6 части 1 статьи 2 - о необходимости извещать руководителя о ситуациях, которые могут повлечь за собой "угрозу жизни и здоровью людей, нанесение вреда окружающей среде и имуществу физических и юридических лиц", в части 2 и пункте 2 части 3 статьи 5 - о совершении дисциплинарного проступка, повлекшего за собой "угрозу жизни и здоровью людей, сохранности грузов или загрязнения окружающей среды".
Законопроект использует термин "должностные обязанности", в то время как ТК РФ оперирует понятием "трудовые обязанности" (ст.ст. 2, 6, 21, 22, 61 и т.д. ТК РФ). Представляется целесообразным согласовать терминологию, применяемую в законопроекте, с терминологией, установленной в ТК РФ.
6. На практике может вызвать определенные трудности применение п. 5 части 1 и части 2 статьи 2 Устава о дисциплине работников внутреннего водного транспорта в предлагаемой законопроектом редакции.
Так, в п. 5 части 1 статьи 2 законопроекта говорится об обязанности "исполнять своевременно и в полном объеме приказы, распоряжения и указания непосредственного руководителя" и указания от вышестоящего руководителя. При этом в соответствии с частью 2 статьи 2 законопроекта "работник внутреннего водного транспорта не обязан выполнять указание, которое противоречит действующим нормам, правилам и инструкциям по безопасности судоходства и движения судов, охране труда, пожарной безопасности, защите и сохранению окружающей среды, и его отказ от выполнения такого указания не влечет применения мер дисциплинарного характера". Не вполне понятно, идет ли здесь речь лишь об указаниях, полученных работником от непосредственного или вышестоящего руководителей, либо имеются в виду также приказы и распоряжения. Данная норма нуждается в уточнении.
7. Представляется целесообразным отказаться от носящей декларативный характер преамбулы, предлагаемой законопроектом.
При условии существенной доработки с учетом изложенных замечаний и предложений Комитет Государственной Думы по труду и социальной политике поддерживает концепцию проекта федерального закона N 52141-5 "Устав о дисциплине работников внутреннего водного транспорта".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.