Заключение Общественной палаты Российской Федерации
по результатам общественной экспертизы проекта федерального закона N 52141-5 "Устав о дисциплине работников внутреннего водного транспорта"
Общественной палатой Российской Федерации проведена общественная экспертиза проекта федерального закона N 52141-5 "Устав о дисциплине работников внутреннего водного транспорта" (далее - законопроект), внесенного Правительством Российской Федерации.
Концепция законопроекта заключается в принятии "Устава о дисциплине работников внутреннего водного транспорта" в качестве федерального закона в соответствии с нормой статьи 330 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), согласно которой дисциплина работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств, регулируется ТК РФ и положениями (уставами) о дисциплине, устанавливаемыми федеральными законами.
Согласно пояснительной записке к законопроекту необходимость разработки данного закона вызвана тем, что дисциплина работников внутреннего водного транспорта, их организованность при выполнении трудовых обязанностей служат гарантией устойчивой работы и обеспечения безопасного функционирования внутреннего водного транспорта. В соответствии со статьей 330 ТК РФ законопроектом предлагается действие "Устава о дисциплине работников внутреннего водного транспорта" распространить не на всех работников внутреннего водного транспорта, а только на членов экипажей судов и иных работников внутреннего водного транспорта, деятельность которых непосредственно связана с судоходством по внутренним водным путям Российской Федерации.
Признавая значимость целей, сформулированных в пояснительной записке к законопроекту, следует иметь в виду, что любой закон, призванный регулировать трудовые отношения, не должен противоречить целям трудового законодательства, регламентированным в статьи 1 ТК РФ. Согласно части первой статьи 1 ТК РФ целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.
Рассматриваемый законопроект в части положений о дисциплинарных взысканиях, помимо видов дисциплинарных взысканий, предусмотренных ТК РФ, не отвечает целям трудового законодательства, на что указывает сопоставление положений о дисциплинарных взысканиях, содержащихся в законопроекте, с положениями Конституции Российской Федерации и федерального законодательства, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
1. Пункт 1 части 1 статьи 4 законопроекта предусматривает применение к членам экипажей судов и иным работникам внутреннего водного транспорта, деятельность которых непосредственно связана с обеспечением безопасности судоходства и движения судов, дисциплинарного взыскания в виде "предупреждения о неполном служебном соответствии".
Применение "предупреждения о неполном служебном соответствии" к работникам внутреннего водного транспорта, необходимым условием профессиональной деятельности которых является их полное соответствие установленным квалификационным требованиям, не имеет правовых и рациональных оснований.
"Предупреждением о неполном служебном соответствии" признается установленным факт неполного соответствия работника квалификационным требованиям по занимаемой им должности или выполняемой работе. Если исходить из повышенных квалификационных требований к членам экипажей судов и к иным работникам, деятельность которых непосредственно связана с обеспечением безопасности судоходства, то признание неполного соответствия их занимаемой должности или выполняемой работе равнозначно признанию невозможности этих работников состоять в данной должности или выполнять данную работу в полном объеме.
Кроме того, законопроект в рассматриваемой части имеет направленность, противоположную целям обеспечения безопасности судоходства, поскольку, по сути, предлагает узаконить возможность выполнения функций по обеспечению безопасности судоходства лицами, не способными выполнять такие функции вследствие их "неполного служебного соответствия".
2. Пункт 2 части 1 статьи 4 законопроекта предусматривает применение к работникам внутреннего водного транспорта дисциплинарного взыскания в виде "освобождения от исполнения трудовых обязанностей, непосредственно связанных с обеспечением безопасности судоходства и движения судов" (далее - "освобождение от исполнения трудовых обязанностей") на срок до одного года.
При этом частью 4 статьи 6 законопроекта предлагается установить следующий четырехступенчатый порядок применения "освобождения от исполнения трудовых обязанностей":
работник "может быть переведен с его согласия" на другую работу, не связанную непосредственно с обеспечением безопасности судоходства и движения судов, соответствующую его квалификации и не противопоказанную по состоянию здоровья;
по истечении срока применения дисциплинарного взыскания работник "должен" сдать квалификационный экзамен в целях оценки профессионального уровня, предъявляемого для замещения должности, непосредственно связанной с обеспечением безопасности судоходства и движения судов;
в случае если работник 2 раза подряд не сдал указанный квалификационный экзамен либо отказался от сдачи квалификационного экзамена, он "переводится с его согласия" на другую работу, не связанную непосредственно с обеспечением безопасности судоходства и движения судов, соответствующую его квалификации и не противопоказанную по состоянию здоровья;
в случае невозможности перевести работника на другую работу или отказа работника от перевода на другую работу трудовой договор с ним "может быть расторгнут" на основании пункта 14 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации.
Из положений статей 4 и 6 законопроекта вытекает, что применение работодателем к работнику дисциплинарного взыскания в виде "освобождения от исполнения трудовых обязанностей" сводится, главным образом, к переводу работника "с его согласия" на другую работу на срок до одного года.
Однако получение согласия работника, увязываемое законопроектом с применением дисциплинарного взыскания, противоречит праву работодателя привлекать работников за неисполнение их трудовых обязанностей к дисциплинарной ответственности (статьи 22 и 192 ТК РФ), не зависящему от согласия работников на применение к ним дисциплинарных взысканий. Поэтому положение части 4 статьи 6 законопроекта о связи между собой "освобождения от исполнения трудовых обязанностей" и "согласия" работника на его перевод на другую работу представляет собой юридическую фикцию, в рассматриваемом случае вуалирующую правовую природу любого дисциплинарного взыскания как средства принуждения работника к соблюдению им трудовой дисциплины. Включение юридических фикций в законы недопустимо, ибо юридически фиктивная законодательная норма не может быть регулятором реальных общественных отношений и сама нуждается в судебном толковании.
Поскольку содержание дисциплинарного взыскания в виде "освобождения от исполнения трудовых обязанностей", реализуемого посредством перевода на другую работу, наделено законопроектом признаками, присущими принудительному труду (работник принудительно освобождается от исполнения трудовых обязанностей, предусмотренных трудовым договором, вследствие чего "согласие" работника на перевод на другую работу не является ни его свободным выбором работы в целом, ни его свободным согласием на новую работу в частности; принуждение работника к переводу на другую работу на срок до одного года устанавливается в качестве средства поддержания трудовой дисциплины), постольку законодательное введение данного дисциплинарного взыскания нарушает положения Конституции Российской Федерации и международных договоров Российской Федерации:
частей 1 и 2 статьи 37 Конституции Российской Федерации (труд свободен; каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию; принудительный труд запрещен);
части 2 статьи 55 Конституции Российской Федерации (в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина);
части 1 статьи 6 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, принятого ООН 16 декабря 1966 года, ратифицированного СССР в 1973 году (участвующие в настоящем Пакте государства признают право на труд, которое включает право каждого человека на получение возможности зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно выбирает или на который он свободно соглашается);
статьи 1 Конвенции МОТ (N 105) 1957 года об упразднении принудительного труда, ратифицированной Россией Федеральным законом от 23 марта 1998 года N 35-ФЗ (каждый член Международной организации труда, ратифицирующий настоящую Конвенцию, обязуется упразднить принудительный или обязательный труд и не прибегать к какой-либо его форме, в том числе в качестве средства поддержания трудовой дисциплины).
3. Дисциплинарное взыскание в виде "освобождения от исполнения трудовых обязанностей" заключается, что вытекает из статей 4 и 6 законопроекта, в лишении работника права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до одного года. Следовательно, законопроектом предлагается привнести в предмет регулирования трудового законодательства правоотношения по лишению и ограничению прав и свобод человека, абсолютно чуждые трудовым отношениям и не присущие предмету регулирования трудового законодательства, имея в виду:
цели трудового законодательства, такие как установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, защита прав работников (часть первая статьи 1 ТК РФ);
основные принципы правового регулирования трудовых отношений, такие как свобода труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности; запрещение принудительного труда; установление государственных гарантий по обеспечению прав работников; обеспечение права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод (статья 2 ТК РФ).
Законопроект, предлагая включить в предмет регулирования трудового законодательства правоотношения по лишению работника права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (регулируемые, главным образом, уголовным законодательством), наделяют предусматриваемое ими "освобождение от исполнения трудовых обязанностей" существенными признаками уголовного наказания, на что указывает сопоставление законопроектов с нормами Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ).
Таким образом, согласно статье 43 УК РФ установлено, что наказание есть мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда. Наказание применяется к лицу, признанному виновным в совершении преступления, и заключается в лишении или ограничении прав и свобод этого лица.
Пунктом "б" статьи 44 УК РФ в качестве отдельного вида уголовного наказания предусмотрено "лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью". Данное наказание, устанавливаемое на срок до трех лет, предусматривается, например, за нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского или речного транспорта лицом, в силу выполняемой работы или занимаемой должности обязанным соблюдать эти правила, если это деяние повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека (часть 1 статьи 263 Уголовного кодекса РФ).
Установление предлагаемое законопроектом под видом дисциплинарного взыскания "освобождения от исполнения трудовых обязанностей", по существу, представляющего собой уголовное наказание, недопустимо, поскольку в правовом демократическом государстве не могут приниматься законы, приравнивающие в каком-либо отношении дисциплинарные проступки к преступлениям.
4. Не относится к предмету регулирования трудового законодательства и правовой институт отстранения от работы (должности) в связи с совершением преступления, сходством с которым также обладает предлагаемое законопроектами "освобождение от исполнения трудовых обязанностей" на срок до одного года.
Правоотношения по временному отстранению от работы (должности) в связи с совершением преступления регулируются Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации (далее - УПК РФ), которым установлено, что:
только суд, в том числе в ходе досудебного производства, правомочен принимать решения о временном отстранении подозреваемого или обвиняемого от должности (пункт 10 части 2 статьи 29 УПК РФ);
временное отстранение от должности является мерой процессуального принуждения (пункт 3 части 1 статьи 111 УПК РФ);
при необходимости временного отстранения от должности подозреваемого или обвиняемого дознаватель, следователь с согласия прокурора возбуждает перед судом по месту производства предварительного расследования соответствующее ходатайство (часть 1 статьи 114 УПК РФ);
в течение 48 часов с момента поступления ходатайства судья выносит постановление о временном отстранении подозреваемого или обвиняемого от должности или об отказе в этом (часть 2 статьи 114 УПК РФ);
временно отстраненный от должности подозреваемый или обвиняемый имеет право на ежемесячное пособие (часть 6 статьи 114 УПК РФ).
Предложение законопроекта предоставить работодателю полномочия по "освобождению от исполнения трудовых обязанностей" работников на срок до одного года, сходные с полномочиями дознавателя, следователя, прокурора и суда по временному отстранению от работы (должности) в связи с совершением преступления, является несовместимым с правовым статусом, каким обладает работодатель в правовом демократическом государстве.
На основании изложенного Общественная палата Российской Федерации не поддерживает проект федерального закона N 52141-5 "Устав о дисциплине работников внутреннего водного транспорта".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.