г. Санкт-Петербург |
|
06 февраля 2013 г. |
Дело N А21-4610/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 января 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 февраля 2013 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Жиляевой Е.В.
судей Баркановой Я.В., Сериковой И.А.
при ведении протокола судебного заседания: Пономаревым П.Н.
при участии:
от истца: Дягтерев С.В., доверенность 12.12.2012;
от ответчика: Орехов И.Г., доверенность от 10.01.2012;
от 3-их лиц: 1. Извещен, не явился, 2. Дударева Е.И., доверенность от 09.01.2013
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-21470/2012) ООО "ВЕГИ" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 07.09.2012 по делу N А21-4610/2012(судья Ефименко С.Г.), принятое
по заявлению ООО "ВЕГИ"
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области
3-и лица: 1.ТУ Росимущества по Калининградской области,
2.Агентство по охране, воспроизводству и использованию объектов животного мира и лесов Калининградской области
о признании незаконным отказа в государственной регистрации права аренды, об обязании провести регистрацию права аренды,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ВЕГИ" (ИНН 3905608129, ОГРН 1093925018890; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением, с учётом заявленных в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнений, о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области (ИНН 3906131304, ОГРН 1043902855446; далее - Управление Росреестра) в проведении государственной регистрации права аренды лесного участка по договору от 14.02.2012 N 199-з.д. между Агентством по охране, воспроизводству и использованию объектов животного мира и лесов Калининградской области и Обществом, а также об обязании произвести регистрацию права аренды лесного участка с условным номером 27:203:01:0005 и номером учетной записи в государственном лесном реестре 6074-2011 по договору N 199-з.д. от 14 февраля 2012 года.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечено Агентство по охране, воспроизводству и использованию объектов животного мира и лесов Калининградской области (далее - Агентство).
На основании определения суда от 09 июля 2012 года к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калининградской области (далее - Управление Росимущества).
Решением суда от 07.09.2012 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель Общества поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда отменить.
Представитель Управления Росреестра возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения.
Представитель Агентства поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, между Агентством (арендодателем) и Общестовм (арендатором) заключен договор аренды лесного участка от 14.02.2012 N 199-з.д. (далее - Договор аренды), согласно которому арендодатель обязуется предоставить, а арендатор обязуется принять во временное пользование в целях заготовки древесины находящийся в государственной собственности, лесной участок с условным номером 27:203:01:0005, номером учётной записи в государственном лесном реестре 6074-2011, площадью 12 267, 1 га, местоположение: Калининградская обл., Багратионовский район и Гурьевский район, Багратионовское лесничество, участковые лесничества определены в пункте 2 раздела Договора аренды.
Схема расположения лесного участка и его характеристика приводятся в приложения N 1 и N 2 (границы лесного участка определены на плане лесного участка).
Лесной участок с условным номером 27:203:01:0005 расположен в границах земельных участков единого землепользования, на которые зарегистрировано право собственности Российской Федерации со следующими кадастровыми номерами 39:01:000000:0210, 39:01:000000:0375, 39:20:000000:0003.
Указанный Договор заключен на основании Постановления Правительства Калининградской области от 28.10.2011 N 802 "О продаже права на заключение договоров аренды лесных участок, находящихся в федеральной собственности, для осуществления заготовки древесины", приказа Агентства по охране, воспроизводству и использованию объектов животного мира и лесов Калининградской области от 14.02.2012 N 49.
В связи с заключением Договора, Общество обратилось в Управление Росреестра с заявлением о проведении государственной регистрации указанной сделки.
Судом установлено, что государственная регистрация указанного Договора неоднократно приостанавливалась.
Сообщением от 01.08.2012 Управление Росреестра отказало Обществу в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на том основании, что государственная регистрация договора аренды лесного участка от 14.02.2012 N 199-з.д. может быть осуществлена после присвоения кадастрового номера сформированному лесному участку и государственной регистрации права собственности Российской Федерации на вновь образованные лесные участки. Кроме того Управление Росреесра указало, что согласно сведениям ЕГРП зарегистрирован договор аренды от 29.12.2008 N 118-о, заключенный между Агентством по охране, воспроизводству и использованию объектов животного мира и лесов Калининградской области и Общественной организацией Региональная общественная организация Калининградской области "Охотничий клуб "Грюнвальд", где предмет договора совпадает в части с договором аренды лесного участка от 14.02.2012 N 199-з.д., что является обременением лесного участка.
Полагая отказ Управления Росреестра от 01.08.2012 незаконным и нарушающим права Общества в сфере предпринимательской деятельности, ООО "ВЕГИ" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции указал, что в отношении исходных лесных участков осуществлен государственный кадастровый учет, и при разделе таких лесных участков применяется порядок об образовании земельных участков и их государственном кадастровом учете, установленный Земельным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", а положения п. 1 ст. 4.1. Федеральный закон от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" не применяются.
Апелляционный суд, оценив все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, проверив доводы апелляционной жалобы, приходит к выводу о том, что решение суда от 07.09.2012 подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
В силу статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно положениям части 2 статьи 201 АПК РФ для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствия их закону или иным нормативным правовым актам и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 606 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Как установлено пунктом 3 ГК РФ в договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды.
Пункты 1 и 2 раздела 1 Договора аренды лесного участка от 14.02.2012 N 199-з.д. содержат необходимые данные, позволяющие определенно установить лесной участок, подлежащий передаче в аренду.
В судебном заседании апелляционной инстанции, представители Агентства и Общества также подтвердили отсутствие неясности относительно границ лесного участка, переданного по Договору аренды.
Согласно пункту 2 Статьи 72 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) объектом аренды могут быть только лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и прошедшие государственный кадастровый учет.
Вместе с тем, в силу статьи 4.1 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон) до 1 января 2015 года допускается предоставление гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда без проведения государственного кадастрового учета, за исключением случаев предоставления лесных участков в целях использования лесов для осуществления рекреационной деятельности.
При предоставлении гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда, не прошедших государственного кадастрового учета, осуществляется их государственный учет (п.2).
Государственный учет лесных участков в составе земель лесного фонда включает в себя действия органов государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 83 ЛК РФ, по внесению в государственный лесной реестр сведений, подтверждающих существование таких земельных участков с характеристиками, соответствующими части 1 статьи 69 ЛК РФ.
Статьей 4.2 вводного закона установлено, что лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости (п. 1). План лесного участка в составе земель лесного фонда, выданный до 1 января 2015 года, признается юридически действительным (п.2).
Как следует из пункта 1 статьи 4.3. Вводного закона право собственности Российской Федерации на участки лесного фонда, ограничения (обременения) этого права и сделки с такими участками, зарегистрированные до дня введения в действие Лесного кодекса Российской Федерации, признаются соответственно правом собственности Российской Федерации на соответствующие лесные участки в составе земель лесного фонда, ограничениями (обременениями) этого права и сделками с ними.
В соответствии со статьей 4.4 Вводного закона в случае, если до 1 января 2015 года государственный кадастровый учет лесных участков в составе земель лесного фонда не осуществлялся, для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представляются планы лесных участков и идентификация лесного участка в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется по условному номеру, который присваивается такому лесному участку в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Как подтверждается материалами дела, спорный лесной участок с условным номером 27:203:01:0005 расположен в границах земельных участков единого землепользования, на которые зарегистрировано право собственности Российской Федерации со следующими кадастровыми номерами 39:01:000000:0210, 39:01:000000:0375, 39:20:000000:0003.
Следовательно, в качестве документов, индивидуализирующих лесные участки до постановки их на кадастровый учет в целях государственной регистрации прав на них и сделок с ними, признаются планы участков лесного фонда (лесных участков), которые приравниваются к кадастровым паспортам.
С учётом приведеных норм права отсутствие в Едином государственном реестре прав сведений о зарегистрированных правах на лесной участок площадью 12 267,1 га, с условным номером 27:203:01:0005, номером учетной записи в государственном лесном реестре 6074-2011 не может являться основанием для отказа в государственной регистрации права аренды.
Пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" определено, что документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц.
Апелляционным судом установлено, что предоставляемый лесной участок включен в лесной реестр, в отношении его имеется план лесного участка.
Довод Управления Росреестра о том, что согласно сведениям ЕГРП зарегистрирован договор аренды от 29.12.2008 N 118-о, заключенный между Агентством по охране, воспроизводству и использованию объектов животного мира и лесов Калининградской области и Общественной организацией Региональная общественная организация Калининградской области "Охотничий клуб "Грюнвальд", где предмет договора совпадает в части с договором аренды лесного участка от 14.02.2012 N 199-з.д., проверен апелляционным судом и отклоняется ввиду следующего.
В соответствии с Приказом Агентства от 22.09.2008 N 176 "О нумерации лесных кварталов" утверждена нумерация кварталов по участковым лесничествам, входящим состав лесничеств (бывших лесхозов). В настоящее время в состав Багратионовского участкового лесничества входят Чапаевское и Багратионовское лесничества Багратионовского лесхоза. В соответствии с вышеуказанным приказом нумерация кварталов Багратионовского лесничества была изменена с 1-98 на 101-198, в связи с чем границы лесного участка предоставленного по договору аренды от 29.12.2008 N 118-о не пересекаются с границами лесного участка, предоставленного по договору от 14.02.2012 N 199-з.д.
При изложенных обстоятельствах апелляционный суд приходит к выводу о том, что отказ Управления Росреестра в государственной регистрации права аренды ООО "Веги" не соответствует закону и создаёт препятствия ООО "ВЕГИ" в осуществлении экономической деятельности. Аналогичная позиция содержится в Определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 10.10.2012 N ВАС-12870/12.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 267, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 07.09.2012 отменить.
Признать незаконным отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области в проведении государственной регистрации права аренды лесного участка по договору от 14.02.2012 N 199-з.д., заключенному Агентством по охране, воспроизводству и использованию объектов животного мира и лесов Калининградской области и ООО "ВЕГИ" (ОГРН: 1093925018890) и обязать произвести регистрацию права аренды лесного участка с условным номером 27:203:01:0005 и номером учётной записи в государственном лесном реестре N 6074-20011 по договору от 14.02.2012 N 198-з.д.
Взыскать с Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области в пользу ООО "ВЕГИ" (ОГРН: 1093925018890) 4 000 рублей расходов по госпошлине по иску и апелляционной жалобе.
Председательствующий |
Е.В. Жиляева |
Судьи |
Я.В. Барканова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-4610/2012
Истец: ООО ВЕГИ
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по К/о, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области
Третье лицо: Агентство по охране, воспроизводству и использованию объектов животного мира и лесов К/о, Агентство по охране, воспроизводству и использованию объектов животного мира и лесов Калининградской области, ТУ Росимущества по К/О, ТУ Росимущества по Калининградской области
Хронология рассмотрения дела:
26.12.2014 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-23772/14
04.02.2014 Постановление Президиума ВАС РФ N 13123/13
22.11.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-13123/13
01.10.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-13123/13
06.09.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-13123/13
24.06.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-3920/13
06.02.2013 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-21470/12
07.09.2012 Решение Арбитражного суда Калининградской области N А21-4610/12