г. Москва |
|
06 февраля 2013 г. |
Дело N А41-11300/12 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 января 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 февраля 2013 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кручининой Н.А.,
судей Бархатова В.Ю., Виткаловой Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: Светловой Е.С.,
при участии в заседании:
от заявителя (СНТ "Ольгино", ИНН: 5045029947, ОГРН: 1035009154355) - Лощинина В.В., представитель по доверенности б/н от 05.04.2012, Сергиевич М.С., представитель по доверенности б/н от 05.04.2012;
от заинтересованного лица (ФГБУ "Кадастровая палата Росреестра" в лице филиала по Московской области) - Малик А.В., представитель по доверенности N 50/2012-10 от 28.02.2012,
от третьего лица (Комитет лесного хозяйства по Московской области) - Денищич Л.Г., представитель по доверенности N 02/4642 от 10.12.2012,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу СНТ "Ольгино" на решение Арбитражного суда Московской области от 06.12.2012 по делу N А41-11300/12, принятое судьей Богатыревой Г.И.,
по заявлению СНТ "Ольгино" к ФГБУ "Кадастровая палата Росреестра" в лице филиала по Московской области, при участии третьего лица - Комитета лесного хозяйства по Московской области, об оспаривании действий, об обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
садоводческое некоммерческое товарищество "Ольгино" (далее - СНТ "Ольгино", товарищество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ, к ФГБУ "Кадастровая палата Росреестра" в лице филиала по Московской области о признании незаконными действий по внесению записей в государственный кадастр недвижимости о границах земельного участка с кадастровым номером 50:33:0010293:11, входящего в состав единого землепользования с кадастровым номером 50:33:0000000:102, расположенного по адресу: Московская область, Ступинский район, ФГУ "Ступинский лесхоз"; об обязании исключить (аннулировать) записи в государственном кадастре недвижимости о границах земельного участка с кадастровым номером 50:33:0010293:11, входящего в состав единого землепользования с кадастровым номером 50:33:0000000:102, расположенного по адресу: Московская область, Ступинский район, ФГУ "Ступинский лесхоз".
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечен Комитет лесного хозяйства по Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 06.12.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано в полном объеме.
Не согласившись с указанным решением, СНТ "Ольгино" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило судебный акт отменить и вынести новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представитель СНТ "Ольгино" поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представитель ФГБУ "Кадастровая палата Росреестра" в лице филиала по Московской области против удовлетворения заявленных требований возражал, решение суда первой инстанции считает законным и обоснованным.
Представитель Комитета лесного хозяйства по Московской области поддержал позицию ФГБУ "Кадастровая палата Росреестра" в лице филиала по Московской области.
Рассмотрев апелляционную жалобу, изучив материалы дела, выслушав мнение лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального права и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для ее удовлетворения в силу нижеследующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании Постановления администрации Ступинского муниципального района СНТ "Ольгино" принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером 50:33:0010293:43, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для размещения имущества общего пользования СНТ "Ольгино" общей площадью 14 000 кв. м, расположенный по адресу: Московская область, Ступинский район, с/пос. Семеновское, д. Ольгино, СНТ "Ольгино", что подтверждается соответствующим свидетельством о государственной регистрации права от 20.10.2010 серии 50 АБ N 134072.
Земельный участок с кадастровым номером 50:33:0010293:43 - земли общего пользований СНТ "Ольгино" прошел процедуру кадастрового учета 11.05.2010, о чем свидетельствует кадастровый паспорт земельного участка от 12.05.2010.
Данный земельный участок был образован в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 50:33:0010228:59 площадью 8 га, выделенному под коллективное садоводство из специального земельного фонда в районе д. Ольгино в кв. 93 Ульяновского лесничества Ступинского мехлесхоза.
В 2011 году при постановке на кадастровый учет земельных участков членов товарищества "Ольгино" органом кадастрового учета было отказано в осуществлении кадастрового учета по причине пересечения границ указанных земельных участков с границами земельного участка с кадастровым номером 50:33:0010293:11, указав, что возможной причиной возникновения пересечения орган кадастрового учета является наличие кадастровой и (или) технической ошибки в сведениях о координатах характерных точек границ земельного участка с кадастровым номером 50:33:0010293:11 или ошибка, допущенная при определении координат характерных точек границ земельного участка, заявленного для кадастрового учета.
13.06.2012 Филиалом ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Московской области на вынесено Решение N МО-12/РКФ-185694 об отказе в выдаче кадастрового паспорта на земельный участок земель общего пользования СНТ "Ольгино" с кадастровым номером 50:33:0010293:43 на основании п. 2 ч. 12 ст. 45 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Основанием для вынесения решения об отказе послужило пересечение границ ранее учтенного земельного участка с кадастровым номером 50:33:0010293:43 с границами земельного участка с кадастровым номером 50:33:0010293:11.
Считая действия филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Московской области по внесению записей в государственный кадастр недвижимости о границах земельного участка с кадастровым номером 50:33:0010293:11, входящего в состав единого землепользования с кадастровым номером 50:33:0000000:102, расположенного по адресу: Московская область, Ступинский район, ФГУ "Ступинский лесхоз", незаконными, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что заявителем избран ненадлежащий способ защиты прав и законных интересов.
Оценив представленные сторонами доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что выводы суда первой инстанции положенные в основу оспариваемо судебного акта основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, и не противоречат представленным в материалы дела доказательствам по следующим основаниям.
Глава 24 АПК РФ предусматривает в качестве самостоятельного способа защиты нарушенного права в сфере предпринимательской деятельности обжалование действий (бездействия) государственных органов.
В соответствии с подп. 3 п. 5 ст. 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов местного самоуправления об отказе в совершении действий, принятии решений должны содержаться указание на признание оспариваемых действий незаконными и обязанность соответствующего органа местного самоуправления совершить определенные действия, принять решение или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя.
Поскольку данный спор заявлен в соответствии с нормами главы 24 АПК РФ, требование товарищества об обязании ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области исключить (аннулировать) записи в государственном кадастре недвижимости о границах земельного участка с кадастровым номером 50:33:0010293:11, входящего в состав единого землепользования с кадастровым номером 50:33:0000000:102, расположенного по адресу: Московская область, Ступинский район, ФГУ "Ступинский лесхоз", следует расценивать в качестве способа восстановления нарушенного права при разрешении спора в рамках указанной главы процессуального законодательства, а не самостоятельным исковым требованием.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативных правовых актов недействительными, решений, действий (бездействия) государственного органа или органа местного самоуправления незаконными необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту и нарушения прав и охраняемых законом интересов заявителя.
В силу статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о государственном кадастре недвижимости) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных данным Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Закона о государственном кадастре недвижимости в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о виде объекта недвижимости, кадастровом номере и дате внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости, описание местоположения границ объекта недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок.
В соответствии со ст. 16 Закона о государственном кадастре недвижимости кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 данного Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
Постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 13 - 20 части 2 статьи 7 данного Федерального закона сведений (далее также - учет изменений объекта недвижимости), кадастровый учет в связи с изменением сведений, указанных в пунктах 9 и 10 части 2 статьи 7 данного Федерального закона (далее - учет части объекта недвижимости), или сведений, указанных в пункте 21 части 2 статьи 7 данного Федерального закона (далее - учет адреса правообладателя), осуществляются, если иное не установлено указанным Федеральным законом, на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с данным Федеральным законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия (далее - необходимые для кадастрового учета документы).
В соответствии с ч. 3 ст. 20 Закона о государственном кадастре недвижимости с заявлениями об учете изменений объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или в случаях, предусмотренных федеральным законом, иные лица. С заявлениями об учете изменений земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования или аренды (если соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет), вправе обратиться лица, обладающие этими земельными участками на указанном праве.
Судом первой инстанции установлено и не оспаривается сторонами, что земельный участок с кадастровым номером 50:33:0010293:11 является частью земельного участка с кадастровым номером 50:33:0000000:102, расположенного по адресу: Московская область, Ступинский район, ФГУ "Ступинский лесхоз", собственником которого является Российская Федерация.
Из кадастровой выписки от 13.04.2012 N МО-12/ЗВ-241311 в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:33:0000000:102 следует, что данный земельный участок относится к землям лесного фонда, граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства, дата внесения номера в государственный кадастр недвижимости - 16.09.2005.
Право Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 50:33:0000000:102, в состав которого входит земельный участок с кадастровым номером 50:33:0010293:11, в установленном законом порядке не оспорено. Доказательств обратного ни суду первой инстанции, ни апелляционному суду представлено не было.
В соответствии с ч. 1 ст. 16 Закона о государственном кадастре недвижимости снятие с кадастрового учета объекта недвижимости осуществляется в связи с прекращением его существования.
Как следует из статьи 11.2 Земельного кодекса РФ земельные участки прекращают свое существования с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки при разделе, объединении, перераспределении.
Часть 2 ст. 25 Закона о государственном кадастре недвижимости устанавливает единственный случай снятия с кадастрового учета земельного участка - его преобразование.
Вместе с тем, на основании п. 3 ст. 24 Закона о кадастре возможно аннулирование сведений и исключение из ГКН в отношении объектов недвижимости, сведения по которым носили временный характер. Данные действия производятся при условии государственной регистрации права на образованный объект недвижимости, либо, если после истечение 2-х лет со дня постановки земельного участка на кадастровый учет не осуществлена государственная регистрация права на него.
На основании изложенных норм, суд первой инстанции пришел к законному и обоснованному выводу о том, что действующим законодательством не установлено снятие с кадастрового учета земельного участка в случае обнаружения ошибок при постановке его на кадастровый учет.
Кроме того, согласно разъяснениям органа кадастрового учета, земельный участок с кадастровым номером 50:33:0010293:11 является условным, входящим в состав единого землепользования с кадастровым номером 50:33:0000000:102 по адресу: Московская область, Ступинский район, ФГУ "Ступинский лесхоз". Кадастровое дело земельного участка с кадастровым номером 50:33:0000000:102 не содержит документированных оснований внесения в государственный кадастр недвижимости записей о местоположении границы земельного участка. В кадастровом деле отсутствуют основания для проведения кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 50:33:0000000:102 в виде единого землепользования, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости. При этом, полномочиями по оценке правомерности и обоснованности кадастровых процедур, выполненных федеральными государственными служащими, осуществляющими полномочия органа кадастрового учета до наделения такими полномочиями Кадастровой палаты в соответствии с приказом Росреестра от 11.03.2010 N П/93 кадастровая палата не наделена.
Министерство экономического развития РФ своим письмом от 27.03.2009 N 4448-ИМ/Д23 "Об устранении несоответствий в местоположении границ земельных участков" разъяснило порядок действий в случае выявления пересечения границ, связанного с наличием ошибки в местоположении границы ранее учтенного (до 01.03.2008) земельного участка.
Вместе с тем, статьей 28 Закона о государственном кадастре предусмотрено исправление ошибок в государственном кадастре недвижимости.
Между тем, доказательств обращения товарищества в орган кадастрового учета с соответствующим заявлением об исправлении кадастровой ошибки ни суду первой инстанции, ни апелляционному суду представлено не было.
В ст. 11 ГК РФ закреплена судебная защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов. Защита гражданских прав осуществляется перечисленными в статье 12 ГК РФ способами, причем эта статья также содержит указание на возможность применения иных способов, предусмотренных в законе.
Глава 20 Гражданского кодекса РФ устанавливает специальные способы защиты прав собственности и других вещных прав граждан и юридических лиц.
Целью судебной защиты является восстановление нарушенных или оспариваемых прав. Выбор способа защиты, в конечном счете, предопределяется спецификой охраняемого права и характером его нарушения.
Поскольку разрешение спора о границах земельного участка или праве на часть земельного участка в силу разъяснений, данных в п.п. 52-65 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", в рамках главы 24 АПК РФ невозможно, то заявителем избран ненадлежащий способ защиты.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что требования заявителя удовлетворению не подлежат.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, рассмотрены судом апелляционной инстанции в полном объеме и подлежат отклонению в виду их несостоятельности, поскольку они являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, получили правильную правовую оценку, оснований для переоценки выводов суда первой инстанции суд апелляционной инстанции не усматривает.
Учитывая изложенное, арбитражный апелляционный суд считает, что судом первой инстанции при рассмотрении спора установлены все обстоятельства, имеющие значение для дела, полно, всесторонне и объективно исследованы представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи с учетом доводов и возражений, приводимых сторонами, и вынесено законное и обоснованное решение.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в любом случае, судом первой инстанции не допущено.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены обжалуемого решения Арбитражного суда Московской области у суда апелляционной инстанции не имеется
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 06 декабря 2012 года по делу N А41-11300/12 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.А. Кручинина |
Судьи |
В.Ю. Бархатов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-11300/2012
Истец: Садово-некоммерческое товарищество "Ольгино", СНТ "Ольгино", Федеральное агенство Лесного Хозяйства
Ответчик: ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра"
Третье лицо: комитет лесного хозяйства по МО, Комитет лесного хозяйства по Московская область, ФБУ "Кадастровая палата"