Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О приватизации государственного и муниципального имущества"
Досье на проект федерального закона
Действующая редакция части 2 статьи 13 Федерального закона от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Закон о приватизации) предусматривает, что приватизация имущественного комплекса унитарного предприятия в случае, если размер уставного капитала (то есть размер чистых активов предприятия и кадастровая стоимость земельного участка) превышает минимальный размер уставного капитала открытого акционерного общества, установленный законодательством Российской Федерации (данный показатель не менялся с момента принятия закона и составляет 100 тыс. рублей), может осуществляться только путем преобразования унитарного предприятия в открытое акционерное общество.
Для значительного количества таких предприятий это лишено экономического смысла, поскольку открытое акционерное общество как организационно-правовая форма больше подходит для ведения крупного и привлекательного для относительно большого количества инвесторов бизнеса и в то же время не является привлекательной для малого бизнеса. В этой связи предлагается отказаться от акционирования мелких и средних унитарных предприятий.
Законопроект предполагает, что приватизация унитарного предприятия может осуществляться другими, предусмотренными Законом о приватизации, способами, в том числе посредством преобразования унитарного предприятия в общество с ограниченной ответственностью - организационно-правовую форму, в наибольшей степени подходящую для ведения малого и среднего бизнеса. Создание обществ с ограниченной ответственностью в этом случае станет эффективным способом приватизации, позволяющим, с одной стороны, упростить процедуру создания юридического лица, а с другой стороны - сохранить трудовые отношения с работниками и ряд других характеристик приватизированной организации.
Иным способом приватизации унитарного предприятия будет продажа имущественного комплекса унитарного предприятия на аукционе. В этом случае возможна реализация имущественного комплекса не только со всеми активами, но и долгами, что позволит в любом случае получить доход от продажи предприятиями с незначительным размером чистых активов. Кроме того, это позволит сохранить производство и коллектив работников, трудовые отношения с которыми в соответствии с действующим трудовым законодательством будут продолжаться и при смене собственника. Такой способ смены собственника имущества, участвующего в производстве, более эффективен, чем ликвидация унитарного предприятия, так как в случае ликвидации, помимо погашения основных долгов организации, необходимо нести значительные расходы на проведение ликвидационных мероприятий (например, выплаты выходных пособий при увольнении работников, опубликование объявлений о ликвидации, передача документов в архив и т.п.).
Для этого предлагается внести изменение в пункт 2 статьи 13 Закона о приватизации и увеличить установленное законодательством предельное значение размера уставного капитала, до которого возможно избрание иного способа приватизации унитарного предприятия, до 5 миллионов рублей.
Отказ от акционирования мелких и средних унитарных предприятий окажет положительное влияние на показатели исполнения программ приватизации соответственно федерального имущества, имущества субъекта Российской Федерации или муниципального имущества и в целом ускорит темпы реформирования государственного сектора экономики.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О приватизации государственного и муниципального имущества"
Введение в действие федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О приватизации государственного и муниципального имущества" не потребует введения или отмены налогов, освобождения от них уплаты, выпуска государственных займов, изменения финансовых обязательств государства и не повлечет за собой увеличения расходов федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием данного закона
В случае принятия Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О приватизации государственного и муниципального имущества" отмены, приостановления действующих нормативных правовых актов федерального законодательства, а также внесения изменений и дополнений в них не потребуется.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.