Заключение Комитета по собственности Государственной Думы Федерального Собрания РФ пятого созыва от 9 октября 2008 г. N 3.9-25/1
по проекту федерального закона N 79467-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О приватизации государственного и муниципального имущества" (в части преобразования государственных и муниципальных унитарных предприятий в общества с ограниченной ответственностью) (внесен Государственной Думой Астраханской области)
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по собственности рассмотрел проект федерального закона N 79467-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О приватизации государственного и муниципального имущества" и отмечает следующее.
Согласно действующей редакции упомянутого Федерального закона в случае, если размер уставного капитала государственного или муниципального унитарного предприятия, определяемый как сумма чистых активов предприятия и кадастровой стоимости земельного участка, превышает минимальный размер уставного капитала открытого акционерного общества - 100 тыс. рублей, то его приватизация может осуществляться только одним способом - путем преобразования унитарного предприятия в открытое акционерное общество, 100% акций которого находятся в государственной или муниципальной собственности.
По мнению Комитета по собственности указанная законодательная норма является весьма неэффективной в отношении средних и малых предприятий, поскольку существенно увеличивает денежные и временные затраты на осуществление всех корпоративных процедур, связанных с созданием и функционированием открытого акционерного общества, в частности, эмиссией акций и организацией их обращения на фондовом рынке, проведением собраний акционеров и т.п. Кроме того на финансовом рынке оказываются малоликвидные акции акционерных обществ, спрос на которые фактически отсутствует, но само наличие которых препятствует развитию фондового рынка. Опыт Российской Федерации и развитых стран показал, что такая организационно-правовая форма, как открытое акционерное общество, экономически является экономически целесообразной исключительно для крупных предприятий с большим количеством акционеров - физических и юридических лиц, в то время как для средних и малых предприятий оптимальной формой юридического лица является общество с ограниченной ответственностью.
В целях решения указанной проблемы законопроектом предусматривается введение нового способа приватизации - преобразование государственных и муниципальных унитарных предприятий в общества с ограниченной ответственностью. При этом преобразованию в открытые акционерные общества будут подлежать унитарные предприятий с уставным капиталом, превышающим 5 миллионов рублей.
Кроме того, законопроектом вводится такой новый способ приватизации, как продажа на аукционе имущественного комплекса унитарного предприятия, включая его долги.
Комитет по собственности полагает, что использование упомянутых способов приватизации позволит заметно ускорить приватизацию государственных и муниципальных унитарных предприятий, являющихся неэффективной формой использования государственного и муниципального имущества, а также защитить трудовые права их работников, поскольку при продаже унитарного предприятия отсутствует необходимость расторжения трудовых договоров с его работниками, а также сокращаются финансовые затраты предприятия на мероприятия по смене организационно-правовой формы.
Поддерживая концепцию законопроекта, Комитет отмечает необходимость доработки ко второму чтению ряда его положений. В частности, используемое в нем понятие "акты о планировании приватизации государственного имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества" не соответствует Федеральному закону "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", содержащему понятие "нормативные правовые акты о планировании приватизации государственного и муниципального имущества". Представляется целесообразным уточнить положение законопроекта о требованиях к наличию информации, необходимой для принятия решения об условиях приватизации государственного или муниципального имущества, а также указать, что на общества с ограниченной ответственностью, созданные путем преобразования унитарных предприятий, распространяется действие лицензий и иных специальных разрешений, имеющихся у соответствующих унитарных предприятий.
Положения законопроекта требуют согласования с пунктом 5 статьи 27 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества", в соответствии с которым с переходом к покупателю права собственности на имущественный комплекс унитарного предприятия последнее прекращается. В этой связи Комитет полагает целесообразным внесение в ходе подготовки ко второму чтению поправок, направленных на сохранение производства и трудовых прав работников в случае продажи имущественного комплекса унитарного предприятия.
С учетом вышеизложенного Комитет по собственности поддерживает проект федерального закона N 79467-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О приватизации государственного и муниципального имущества" и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении.
Председатель Комитета |
В.С. Плескачевский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.