Заключение Комитета по вопросам местного самоуправления Государственной Думы Федерального Собрания РФ пятого созыва
на проект федерального закона N 60315-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в части расширения перечня оснований досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования и главы местной администрации), внесенный Законодательным Собранием Калужской области
Проектом федерального закона N 60315-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в части расширения перечня оснований досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования и главы местной администрации), внесенным Законодательным Собранием Калужской области, предлагается внести в статьи 36 и 37 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) изменения, расширяющие перечень оснований для досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования и главы местной администрации.
Изменения, предлагаемые законопроектом в часть 6 статьи 36 Федерального закона, дополняют перечень оснований для досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования нормой, позволяющей принять представительному органу муниципального образования соответствующее решение по основаниям, предусмотренным уставом муниципального образования, если глава муниципального образования был избран из состава данного органа. Решение о досрочном прекращении полномочий главы муниципального образования принимается большинством в две трети голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования.
Поскольку данное основание связано с эффективностью и правильностью исполнения возложенных на главу муниципального образования полномочий, ее оценкой и последующей ответственностью в виде досрочного прекращения полномочий, оно аналогично закрепленным в Федеральном законе отзыву избирателями (статья 24 Федерального закона) и отрешению от должности высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (статья 74 Федерального закона), процедуры по которым (с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации - постановления от 24 декабря 1996 года N 21-П, от 7 июня 2000 года N 10-П, от 2 апреля 2002 года N 7-П) подробно прописаны в Федеральном законе.
Вместе с тем следует отметить, что указанная норма законопроекта не согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 02 апреля 2002 года N 7-П. В частности основания досрочного прекращения полномочий не должны допускать расширительную интерпретацию, перечень обстоятельств, с которыми связана утрата доверия, должен быть подтвержден конкретными фактами, установленными в судебном порядке. Решение представительного органа муниципального образования о досрочном прекращении полномочий главы муниципального образования может быть принято только при наличии судебного решения, устанавливающего неправомерность действий главы муниципального образования. Это будут являться важной гарантией прав органов местного самоуправления и должностных лиц и обеспечивать возможность защиты от принятия необоснованного решения о досрочном прекращении их полномочий.
Исходя из изложенного, Комитет Государственной Думы по вопросам местного самоуправления полагает, что в предложенном законопроектом вопросе необходимо более детальное регулирование, а также согласование с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации.
Изменения, предлагаемые законопроектом в часть 10 статьи 37 Федерального закона, дополняют перечень оснований для досрочного прекращения полномочий главы местной администрации, назначенного по контракту, заключенному по результатам конкурса на замещение указанной должности, нормой, позволяющей принять представительному органу муниципального образования указанное решение по основаниям, предусмотренным уставом муниципального образования.
Согласно части 11 статьи 37 Федерального закона контракт с главой местной администрации может быть расторгнут по соглашению сторон или в судебном порядке на основании заявления представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования - в связи с нарушением условий контракта в части, касающейся решения вопросов местного значения; высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) - в связи с нарушением условий контракта в части, касающейся осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации; главы местной администрации - в связи с нарушениями условий контракта органами местного самоуправления и (или) органами государственной власти субъекта Российской Федерации. Таким образом, положение законопроекта противоречит указанной статье.
Кроме этого, нормы законопроекта не в полной мере согласуются с концепцией Федерального закона, согласно которой перечни оснований для досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования (главы местной администрации), установленные в части 6 статьи 36, в частях 10, 11 статьи 37 и в статье 74 Федерального закона, по существу являются исчерпывающими, при этом установление в уставе муниципального образования иных оснований Федеральным законом не предусмотрено.
Законопроектом предлагается также установить, что полномочия главы местной администрации, осуществляемые на основе контракта, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений и запретов, связанных с муниципальной службой и установленных статьями 13 и 14 Федерального закона от 02.03.2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 25-ФЗ). Следует отметить, что данная норма законопроекта дублирует положения Федерального закона N 25-ФЗ, которым предусмотрено, что глава местной администрации, замещающий должность по контракту, является муниципальным служащим и помимо оснований для расторжения контракта, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, контракт с муниципальным служащим может быть расторгнут по инициативе представителя нанимателя (работодателя) в случае несоблюдения ограничений и запретов, связанных с муниципальной службой. Таким образом, данный вопрос не требует дополнительного законодательного регулирования, поскольку может быть достаточно подробно урегулирован в контракте с главой администрации со ссылкой на соответствующие нормы указанного Федерального закона N 25-ФЗ.
Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по вопросам местного самоуправления рекомендует Государственной Думе при рассмотрении в первом чтении отклонить проект федерального закона N 60315-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в части расширения перечня оснований досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования и главы местной администрации), внесенный Законодательным Собранием Калужской области.
Председатель Комитета |
B.C. Тимченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.