г. Москва |
|
31 января 2013 г. |
Дело N А40-35900/12-7-331 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 января 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 января 2013 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Свиридова В.А.,
судей: Цымбаренко И.Б., Москвиной Л.А.,
при ведении протокола помощником судьи Аверьяновым И.Н.
Рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Правительства Москвы, Комитета по архитектуре и градостроительству г.Москвы на решение Арбитражного суда города Москвы от 22 октября 2012 г. А40-35900/12-7-331 судьи Белицкой С.В.
по заявлению ООО "Фактория" (ИНН 7705460923, ОГРН 10277050001598, 113035, г.Москва,
к ответчикам: 1) Правительства Москвы; 2) Комитета по архитектуре и градостроительству г.Москвы;
о признании незаконными действий,
при участии:
от заявителя: Галактионов В.А., Огарков Е.А. по дов. от 15.04.2012 г.;
от ответчиков: 1-2) Кречетова А.Т. по дов. от 30.08.2012 г. N 001-03-796/12,
удост. N 29297;
УСТАНОВИЛ:
ООО "Фактория" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы о признании незаконными действий Правительства Москвы в лице Градостроительно-земельной комиссии г.Москвы и Комитета по архитектуре и градостроительству г.Москвы по согласованию и заполнению градостроительного плана земельного участка (далее - ГПЗУ) по адресу: Москва, Руновский пер., вл.14 N RU-130000-004353, регистрационный N 45376000-0891786 от 17.01.2012 г., а именно: включение в ГПЗУ раздела 2. Информация о градостроительном регламенте земельного участка; раздела 3. Информация о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства, подразделов: основные виды разрешенного использования земельных участков - участки благоустройства и озеленения территорий, максимальный процент застройки в границах земельного участка - 0%, предельное количество этажей или предельная высота зданий, строений, сооружений - 0 м., иные показатели: предельная плотность застройки земельного участка 0 кв.м./га.
Обязать Комитет по архитектуре и градостроительству г.Москвы в 15-дневный срок с момента вступления решения суда в законную силу внести в выданный ООО "Фактория" градостроительный план земельного участка N RU-130000-004353 следующие изменения:
- раздел 2 Информация о градостроительном регламенте земельного участка исключить, дальнейшую нумерацию соответственно читать раздел 2. Информация о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства и далее сообразно с изменившейся нумерацией;
- подраздел основные виды разрешенного использования земельных участков: Участки размещения (строительства) административно-деловых объектов
(1001);
- подраздел максимальный процент застройки в границах земельного участка: не установлен;
- подраздел: предельное количество этажей или предельная высота зданий, строений, сооружений: высота 10-15 метров, или 3-4этажа;
- подраздел иные показатели:
предельная плотность застройки земельного участка: высокоплотная застройка с плотностью более 19,5 тыс. кв.м./га и не более 20,5 тыс. кв.м./га.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 22.10.2012 г. заявленные требования удовлетворены. Суд пришел к выводу, что ответчики не представили доказательств правомерности оспариваемых действий.
Не согласившись с данным судебным актом, ответчики обратились с апелляционной жалобой, просят решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу заявитель просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Считает, что ГПЗУ должен быть заполнен на основании действующей градостроительной документации. Сослался на судебные акты, касающиеся упомянутого земельного участка. Сообщил об имеющихся согласованиях на строительство. Указал, что земельный участок не находится в охранной зоне. Полагает, что отсутствуют ограничения по застройке на указанном участке.
В судебном заседании представитель ответчиков доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представитель заявителя поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает ее необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать, изложил свои доводы.
Рассмотрев дело в порядке ст.ст. 266, 268 АПК РФ апелляционный суд заслушав позиции сторон, изучив материалы дела, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы не находит оснований для отмены судебного акта по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 22.05.1997 г. между Представительством администрации Кемеровской области при Правительстве Российской Федерации и Московским земельным комитетом заключен договор N М-01-008787 долгосрочной аренды земельного участка площадью 1 030 кв.м., имеющего адресные ориентиры: г.Москва, вл.14 по Руновскому пер., предоставленный для строительства здания представительства и его последующей эксплуатации, сроком на 49 лет.
Права аренды земли выкуплены в полном объеме, о чем имеется соответствующий штамп Москомзема на договоре аренды земельного участка N М-01-008787 от 22.05.1997 года.
В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 17.12.2002 г. N 1026-ПГ1, решением Городской комиссии по предоставлению земельных участков и градостроительному регулированию от 24.04.2002 г. N 16 п.7, решением Окружной комиссии по предоставлению земельных участков и градостроительному регулированию в ЦАО от 25.04.2002 г. N 17 (п.40), утвержденным распоряжением префекта ЦАО от 21.06.2002 г. N 404-р МКЗ, а также согласно дополнительного соглашения к указанному договору аренды земельного участка от 23.04.2003 г., в п.4.4. особые условия договора аренды земельного участка N М-01-008787 от 22.05.1997 г. внесены изменения в части сроков строительства здания представительства - до 31.07.2004 г.
Согласно п.2.1 дополнительного соглашения к указанному договору аренды земельного участка от 11.03.2005 г. в соответствии с решением Городской комиссии по предоставлению земельных участков и градостроительному регулированию от 19.01.2005 г. N 2 (п.1), распоряжением Правительства Москвы от 27.12.2004 г. N 2616-РП изменен вид разрешенного использования земельного участка с "строительство здания представительства" на "предоставляемый в аренду для разработки в 2005 г. предпроектной документации и для последующего строительства офисно-жилищного комплекса" (п.1.1.).
Кроме того, в соответствии с п.5 вышеуказанного дополнительного соглашения п.4.4, 4.6 спорного договора аренды земельного участка отменены и раздел 4 "Особые условия" спорного договора аренды дополнен п.4.7, согласно которому "Арендатору завершить разработку предпроектной документации до 31.12.2005 г. для последующего строительства офисно-жилищного комплекса".
Постановлением Правительства Москвы от 21.11.2006 г. N 923-ПП "О внесении изменений и дополнений в распорядительные документы Правительства Москвы в части продления (установления) сроков строительства (реконструкции) объектов на территории города Москвы" срок разработки предпроектной документации продлен до 01.09.2006 г.
В соответствии с распоряжением Правительства Москвы от 27.12.2004 г. N 2616-РП "О разработке предпроектной документации на строительство здания Постоянного представительства Администрации Кемеровской области при Правительстве Российской Федерации по адресу: Б.Серпуховская ул., вл.32, стр.3 и офисно-жилищного комплекса по адресам: Руновский пер., вл.14 и Б.Татарская ул., вл.5/14, стр.9" (далее - Распоряжение N 2616-РП) 08.02.2005 г. ДЗР г.Москвы истцу выдан Акт резервирования земельного участка для проведения проектно-изыскательских работ N 1601.
Приказом Комитета по архитектуре и градостроительству г.Москвы N 21 от 12.01.2012 г. утвержден ГПЗУ N RU-130000-004353.
Заявитель полагает, что ГПЗУ оформлен с показателями, исключающими возможность его застройки.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в арбитражный суд.
Согласно ч.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В ст.13 Гражданского кодекса Российской Федерации, п.6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" указано, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным, является, одновременно, как его несоответствие закону или иному нормативно-правовому акту, так, и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что, принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции законно и обоснованно исходил из имеющихся в деле доказательств, спорным отношениям дана надлежащая правовая оценка, нормы материального права, вопреки доводам апелляционной жалобы, применены правильно.
Согласно ст.44 ГрК РФ подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам.
Подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа.
В составе градостроительного плана земельного участка указываются:
1) границы земельного участка;
2) границы зон действия публичных сервитутов;
3) минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений;
4) информация о градостроительном регламенте (в случае, если на земельный участок распространяется действие градостроительного регламента). При этом в градостроительном плане земельного участка, за исключением случаев предоставления земельного участка для государственных или муниципальных нужд, должна содержаться информация обо всех предусмотренных градостроительным регламентом видах разрешенного использования земельного участка;
5) информация о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке (в случаях, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для земельного участка не устанавливается градостроительный регламент);
6) информация о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, объектах культурного наследия;
7) информация о технических условиях подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - технические условия);
8) границы зоны планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд.
Форма градостроительного плана земельного участка устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 10.05.2011 г. N 207 утверждена форма градостроительного плана земельного участка.
В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 25.05.2011 г. N 229-ПП "О порядке подготовки, утверждения и выдачи градостроительных планов земельных участков" уполномоченным органом, осуществляющим утверждение градостроительных планов земельных участков, является Москомархитектура.
Указанным постановлением Правительства Москвы утвержден Административный регламент предоставления государственной услуги "Подготовка и выдача градостроительных планов земельных участков" в городе Москве (далее Административный регламент).
Из имеющегося в материалах дела градостроительного плана земельного участка следует, что в разделе 2 "Информация о градостроительном регламенте земельного участка" в графе "Градостроительный регламент земельного участка установлен в составе правил землепользования и застройки, утвержденных представительным органом местного самоуправления" указано, что градостроительный регламент не установлен. Информация обо всех предусмотренных градостроительным регламентом видах разрешенного использования земельного участка отсутствует с указанием на то, что градостроительным регламентом не установлены.
В разделе 3 "Информация о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства" содержится информация о том, что основными видами разрешенного использования земельных участков являются участки благоустройства и озелененных территорий, условно разрешенные виды использования земельных участков и вспомогательные виды разрешенного использования объектов капитального строительства не установлены, требования к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства не установлены, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков объектов капитального строительства, в том числе площадь, не установлены, максимальный процент застройки в границах земельного участка составляет 0%.
Согласно п.5 ст.78 Градостроительного кодекса г. Москвы до вступления в силу правил землепользования и застройки, подлежащие внесению в градостроительные планы земельных участков сведения о разрешенном использовании земельных участков, о требованиях к назначению, параметрам и размещению на земельных участках объектов капитального строительства определяются в соответствии с Генеральным планом города Москвы, территориальными и отраслевыми схемами, проектами планировки территории, проектами межевания территории, правовыми актами Правительства Москвы об утверждении режимов использования земель и градостроительных регламентов на территориях зон охраны объектов культурного наследия, историко-культурным опорным планом и иной действующей документацией, содержащей сведения о разрешенном использовании земельного участка и объекта капитального строительства, а также с учетом результатов публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки, одобренных Правительством Москвы.
В соответствии с п.7 ст.78 Градостроительного кодекса г. Москвы утвержденные в соответствии с действующим до вступления в силу настоящего Кодекса законодательством города Москвы градостроительные планы развития территорий административных округов города Москвы, районов города Москвы, территориальные и отраслевые схемы, проекты планировки территории, проекты межевания территории, акты разрешенного использования участков территории (земельных участков) действуют в части, не противоречащей Градостроительному кодексу Российской Федерации, Генеральному плану города Москвы, правилам землепользования и застройки, до истечения срока их действия или до признания их Правительством Москвы утратившими силу.
Пунктом 3.2 Административного регламента установлено, что до вступления в силу Правил землепользования и застройки подлежащие к внесению в проект градостроительного плана земельного участка сведения о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению на земельном участке объектов капитального строительства определяются с учетом:
- Генерального плана города Москвы;
- территориальных и отраслевых схем;
- проектов планировки территории;
- проектов межевания;
-правовых актов Правительства Москвы об утверждении режимов использования земель и градостроительных регламентов на территориях зон охраны объектов культурного наследия;
-проекта Правил землепользования и застройки города Москвы, прошедшего публичные слушания и одобренного правовым актом Правительства Москвы;
-Историко-культурного опорного плана города Москвы;
-иной действующей документации, содержащей сведения о разрешенном использовании земельного участка и объекта капитального строительства.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что содержащиеся в ГПЗУ сведения о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению на земельном участке объектов капитального строительства должны соответствовать правовым актам Правительства Москвы об утверждении режимов использования земель и градостроительных регламентов на территориях зон охраны объектов культурного наследия; действующей документации, содержащей сведения о разрешенном использовании земельного участка и объекта капитального строительства.
Из материалов дела видно, что строительство офисно-жилищного комплекса согласовано всеми заинтересованными органами и учреждениями.
Кроме того, в материалах дела имеется положительное согласование уполномоченного органа, а именно в области охраны объектов культурного наследия - Москомнаследие.
В силу ч.2 ст.69 АРК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Как видно из материалов дела, решениями Арбитражного суда города Москвы по делу N А40-22774/11-2-144, по делу N А40-57923/09-79-310, по делу N А40-118426/11-130-762 установлено, что договор аренды земельного участка N М-01-008787 от 22.05.1997 г. является действующим, в установленном порядке не изменен и не прекращен, земельный участок предоставлен для разработки предпроектной документации и для последующего строительства офисно-жилищного комплекса сроком до 2046 г.
Суд первой инстанции, сравнив сведения о видах разрешенного использования земельного участка, разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства, содержащиеся в разделе 2, 3 ГПЗУ с положениями Генерального плана города Москвы и представленным документам сделал правомерный вывод об их несоответствии.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что выданный заявителю градостроительный план земельного участка не соответствует форме, утвержденной Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 10.05.2011 г. N 207.
Суд первой инстанции обоснованно отклонил ссылку ответчика на то, что постановление Правительства Москвы от 26.10.2004 г. N 741-ПП "О корректировке схем градостроительного зонирования территорий административных округов и Генеральной схемы градостроительного зонирования территории города Москвы" признан утратившим силу в связи с принятием постановления Правительства Москвы от 17.04.2012 г. N 139-ПП "О мерах по обеспечению взаимодействия органов исполнительной власти города Москвы при реализации отдельных решений Градостроительно-земельной комиссии города Москвы", поскольку оспариваемые действия совершены и ГПЗУ утвержден ответчиком 12.01.2012, т.е. до принятия постановления Правительства Москвы от 17.04.2012 г. N 139-ПП.
В силу п.1 ст.65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которое оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующий орган или должностное лицо.
Учитывая, что оспариваемые действия противоречат закону и нарушает права интересы заявителя в сфере экономической деятельности, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу об удовлетворении требований Общества.
Суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции выяснены все обстоятельства дела, правильно оценены доводы сторон и вынесено законное и обоснованное решение, в связи с чем, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого решения суда первой инстанции.
На основании изложенного Девятый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 22.10.2012 г. по делу N А40-35900/12-7-331 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано, в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
В.А. Свиридов |
Судьи |
Л.А. Москвина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-35900/2012
Истец: ООО "Фактория"
Ответчик: Комитет по архитектуре и градостроительству г. Москвы, Комитет по архитектуре и градостроительству города Москвы, Правительство города Москвы, Правительство Москвы