Заключение Комитета по экономической политике и предпринимательству Государственной Думы Федерального Собрания РФ пятого созыва
от 15 сентября 2008 г. N вн3.8-13/998
по проекту федерального закона N 450021-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (в части введения дополнительных ограничений розничной продажи алкогольной продукции), внесенному Самарской Губернской Думой
Проектом федерального закона N 450021-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", внесенным Самарской Губернской Думой, предусматривается введение дополнительных ограничений розничной продажи алкогольной продукции, а также уточнение редакции норм-оснований для аннулирования лицензий. В частности, законопроектом предлагается введение запрета розничной продажи алкогольной продукции на территориях, прилегающих к детским, образовательным и медицинским организациям, к организациям культуры, физкультурно-оздоровительным и спортивным сооружениям; введение запрета розничной продажи в местах массового скопления граждан не только алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции, но и иной алкогольной продукции; а также наделение субъектов Российской Федерации правом устанавливать дополнительные ограничения времени розничной продажи в отношении такой алкогольной продукции.
Предложение о введении запрета розничной продажи алкогольной продукции на территориях, прилегающих к детским, образовательным и медицинским организациям, к организациям культуры, физкультурно-оздоровительным и спортивным сооружениям поддержано Комитетом в рамках проекта федерального закона N 398716-4 "О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", внесенного Сахалинской областной Думой.
Иные предложения законопроекта, по мнению Комитета, поддержаны быть не могут. Как показал опыт, введение полных запретов на алкогольном рынке становится следствием возникновения негативных явлений в части закономерного роста оборота нелегальной алкогольной продукции и ещё более пагубных социальных явлений (наркомания, токсикомания и т.п.).
Возможные негативные последствия запрета розничной продажи всей алкогольной продукции, причем не только в ночное время, но и в любое другое - поскольку закон не устанавливает каких-либо пределов для введения подобного ограничения - могут превысить ожидаемый положительный эффект и стать катализатором еще более острых проблем в обществе.
Введение каких-либо ограничительных мер на алкогольном рынке требует всесторонней оценки возможных последствий, в том числе в части сопутствующего введению таких ограничений ущемления законных прав и интересов других лиц, не злоупотребляющих алкоголем. Поэтому, по мнению Комитета, предусмотренное в настоящее время федеральным законом право субъектов Российской Федерации на введение ограничения времени розничной продажи алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции является достаточным, тем более с учетом частичного его использования субъектами Российской Федерации.
Декларируемая законопроектом цель введения запрета на реализацию не только крепкоградусной алкогольной продукции, но и слабоалкогольной продукции в местах массового скопления граждан, нахождения источников повышенной опасности и на прилегающих к ним территориях - организация и соблюдение безопасности на таких объектах - не только не соответствует предусмотренным законодательством основаниям ограничения гражданских прав участников гражданского оборота, но и также не учитывает соразмерность ущемления законных прав и интересов других лиц. Слабоалкогольная продукция в отличие от крепкоградусной алкогольной продукции имеет ощутимо меньший негативный потенциал угроз и рисков и гораздо больший круг не злоупотребляющих алкоголем законопослушных потребителей. Данное обстоятельство в контексте ожидаемого эффекта - организации и соблюдения безопасности в местах массового скопления граждан и нахождения источников повышенной опасности - не позволяет утверждать о целесообразности подобного предложения.
Предложенное законопроектом уточнение редакции норм-оснований для аннулирования лицензии напротив существенно ослабляет лицензионный контроль вопреки декларируемому в пояснительной записке. Уточняемой редакцией, по сути, упраздняется возможность аннулирования лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции за повторные нарушения лицензионных требований. Кроме того, федеральным законом не предусмотрен такой лицензируемый вид деятельности, как реализация и хранение алкогольной продукции.
С учетом изложенного, Комитет Государственной Думы по экономической политике и предпринимательству рекомендует Государственной Думе отклонить в первом чтении проект федерального закона N 450021-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (в части введения дополнительных ограничений розничной продажи алкогольной продукции), внесенный Самарской Губернской Думой.
Председатель Комитета |
Е.А. Федоров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.