г. Самара |
|
07 февраля 2013 г. |
Дело N А65-22197/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена: 04 февраля 2013 г.
Постановление в полном объеме изготовлено: 07 февраля 2013 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Кузнецова В.В.,
судей Засыпкиной Т.С., Холодной С.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Вдовиной И.Е.,
с участием:
от заявителя - Хасаншина А.Р., доверенность от 19.07.2012 г. N 34-0/4687,
от административного органа - Мешкова Г.В., доверенность от 01.02.2013 г. N АГ-02/878,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционным жалобам Муниципального унитарного предприятия "Водоканал" и Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 11 декабря 2012 г. по делу N А65-22197/2010 (судья Кириллов А.Е.),
по заявлению Муниципального унитарного предприятия "Водоканал" (ОГРН 1021602830370), г. Казань,
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г. Казань,
о признании незаконным постановления,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное унитарное предприятие "Водоканал" (далее заявитель), обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее административный орган) о признании незаконным постановления о наложении штрафа по делу N А05-702/2010 об административном правонарушении от 15.09.2010 г.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 11 декабря 2012 г. по делу N А65-22197/2010 заявленные требования удовлетворены частично. Признано незаконным и изменено постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 15.09.2010 г. по делу N А05-702/2010 в части размера назначенного административного наказания, размер административного штрафа снижен до 3 229 070 руб. В отмененной части производство по административному делу прекращено.
В апелляционной жалобе заявитель просит отменить решение суда, считает, что пропущен срок давности привлечения к административной ответственности, в связи с чем просит удовлетворить заявленное требование и признать незаконным оспариваемое постановление.
Административный орган в апелляционной жалобе просит отменить решение суда, считает, что судом неправильно определена выручка от реализации услуг по водоотведению только прочим потребителям, тогда как следовало учитывать и выручку от реализации услуг по водоотведению населению, и просит в связи с этим отказать в удовлетворении заявленного требования полностью.
Проверив материалы дела, выслушав представителей заявителя и административного органа, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, арбитражный апелляционный суд считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным по следующим основаниям.
Как следует из представленных материалов дела, антимонопольным органом в ходе рассмотрения дела N 05-218/2010 было вынесено решение от 29.06.2010 г., которым МУП "Водоканал" было признано нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции" в части нарушения порядка определения объемов потребленных коммунальных услуг водоотведения путем применения ненадлежащего норматива водопотребления.
На основании решения УФАС было возбуждено административное производство, составлен протокол N А05-702/2010 г. об административном правонарушении от 01.09.2010 г., на основании которого 15.09.2010 г. было вынесено постановление о наложении на МУП "Водоканал" штрафа по делу N А05-702/2010 об административном правонарушении в соответствии со ст. 14.31 КоАП РФ в размере 8 883 110 руб.
Довод заявителя о пропуске срока давности привлечения к административной ответственности является необоснованным, поскольку постановление о привлечении к административной ответственности было вынесено административным органом в пределах срока, установленного ст. 4.5 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе действия, нарушающие установленный нормативными правовыми актами порядок ценообразования.
Как видно из представленных материалов дела, в антимонопольный орган поступила жалоба (исх. N 124 от 11.02.2010 г.) ОАО "Сельскохозяйственное предприятие "Юбилейное" на действия муниципального унитарного предприятия "Водоканал", выразившиеся в неправомерном применении нормативов водоотведения, утвержденных исполнительным комитетом города Казани для потребителей, находящихся на территории Лаишевского муниципального района Республики Татарстан.
При проведении проверки антимонопольным органом было установлено, что МУП "Водоканал" осуществляет прием сточных вод в границах муниципального образования города Казани от абонентов, находящихся в г. Казани, Лаишевском и Зеленодольском муниципальных районах Республики Татарстан, в границах присоединенных сетей.
В соответствии с договором на отпуск питьевой воды и прием сточных вод N 11/2472 от 18.09.2007 г., МУП "Водоканал" осуществляет прием сточных вод от ОАО "СХП "Юбилейное", в том числе от субабонентов, подключенных к канализационным сетям ОАО "СХП "Юбилейное" - ОАО "СЗМН" и МУ "УК ЖКХ Лаишевского муниципального района".
ОАО "СЗМН" и МУ "УК ЖКХ Лаишевского муниципального района" являются исполнителями коммунальных услуг и осуществляют прием сточных вод у населения села Габишево и села Песчаные Ковали Лаишевского муниципального района.
В соответствии с Приложениями N 2 и N 11 к договору по приему сточных вод от 18.09.2007 г. N 11/2472, заключенному между МУП "Водоканал" и ОАО "СХП "Юбилейное" для расчета с потребителями услуг по водоотведению - собственниками жилых домов с. Песчаные Ковали и п. Габишево нормативы водоотведения были установлены в размере 6, 36 куб.м. с 1 человека в месяц, что соответствует нормативам потребления коммунальных услуг для населения, утвержденным Постановлением исполнительного комитета Лаишевского муниципального района Республики Татарстан от 17.11.2007 г. N 2142.
Начиная с октября 2008 года для жителей с. Песчаные Ковали МУП "Водоканал" в одностороннем порядке изменило существующий порядок начисления платы за водоотведение путем применения нормативов водоотведения в соответствии с постановлением руководителя исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 04.08.2008 г. N 4328, то есть начало применять норматив водоотведения в размере 8, 98 куб.м. с 1 человека в месяц, вместо ранее применяемого 6, 36 куб.м. для жителей п. Габишево. Порядок начисления платы за водоотведение путем применения нормативов в соответствии с постановлением руководителя исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 04.08.2008 г. N 4328, изменился с июля 2009 г.
Согласно сведениям, представленным МУП "Водоканал", применение к потребителям, проживающим в с. Песчаные Ковали и п. Габишево, при начислении платы за водоотведение нормативов водоотведения в соответствии с постановлением руководителя исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 04.08.2008 г. N 4328 обусловлено тем, что МУП "Водоканал" осуществляет прием сточных вод от абонентов, расположенных на территории Лаишевского муниципального района, в г. Казани от границы своей эксплуатационной ответственности, которая установлена в канализационном колодце коллектора D=2000 мм., расположенном по ул. Тульская г. Казани.
По данным ОАО "СПК "Юбилейное" (исх. N 627 от 18.06.2010 г.), экономический ущерб общества в результате применения МУП "Водоканал" порядка начисления платы за водоотведение с использованием нормативов водоотведения, установленных постановлением руководителя исполнительного комитета муниципального образования город Казань от 04.08.2008 г. N 4328, которые не подлежали применению для жителей Лаишевского муниципального района, составил 782 471, 09 руб., в том числе за 2008 г. - 21 526, 83 руб., за 2009 г. - 408 557, 54 руб., за 2010 г. - 352 386, 72 руб.
МУП "Водоканал" не указало сведения о полученном доходе в результате применения к ОАО "СХП "Юбилейное" порядка начисления платы за водоотведение с использованием нормативов водоотведения в соответствии с постановлением руководителя исполнительного комитета муниципального образования город Казань от 04.08.2008 г. N 4328, в связи с тем, что платежное требование МУП "Водоканал" за услуги водоснабжения и водоотведения формируется абоненту по всем объектам путем суммирования стоимости услуг водоснабжения и водоотведения и услуг, рассчитанных по показаниям средств измерений и нормативам, а оплата абонентом происходит, как правило, платежным поручением со ссылкой на номер платежного требования, без указания за какой объект, вид услуг, прибор учета или норматив происходит оплата.
Соответственно, выделить доход, полученный с использованием нормативов водоотведения, МУП "Водоканал" не представилось возможным.
Согласно административному регламенту ФАС России по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта, утвержденного приказом ФАС от 17.01.2007 N 5, с целью установления доминирующего положения МУП "Водоканал" на рынке водоотведения, проведен анализ состояния конкурентной среды на данном товарном рынке в соответствии с "Порядком проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке", утвержденным приказом ФАС России от 25.04.2006 г. N 108 (далее Порядок).
МУП "Водоканал" является организацией водопроводно-канализационного хозяйства, осуществляющей деятельность на территории города Казани, а также осуществляющей прием сточных вод от абонентов, находящихся на территории Лаишевского и Зеленодольского муниципальных районов, в границах канализационных сетей, присоединенных к канализационным сетям МУП "Водоканал". Основным видом деятельности МУП "Водоканал" является сбор, очистка и распределение воды, а также водоотведение.
В соответствии с представленными сведениями (исх. N 34-08/2961 от 15.06.2010 г.) для осуществления деятельности по оказанию услуг водоотведения МУП "Водоканал" использует объекты канализационного хозяйства, которые указаны в расчетной схеме магистральных сетей канализации г. Казани.
Согласно договору на отпуск питьевой воды и прием сточных вод N 11/2472 от 18.09.2007 г., заключенного между МУП "Водоканал" и ОАО "СХП "Юбилейное", МУП "Водоканал" принимает сточные воды абонента - ОАО "СХП "Юбилейное" от границы своей эксплуатационной ответственности в определенном сторонами объеме. Граница эксплуатационной ответственности установлена сторонами в канализационном колодце коллектора D=2000 мм., расположенного по ул. Тульская г. Казани.
По результатам анализа составлен аналитический отчет о состоянии конкурентной среды на рынке водоотведения.
В соответствии с ч.1 ст.5 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" МУП "Водоканал", имея долю на товарном рынке услуг водоотведения более пятидесяти процентов и являясь единственным продавцом данной услуги на территории города Казани, Лаишевского и Зеленодольского муниципальных районов Республики Татарстан в пределах присоединенных сетей занимает доминирующее положение на данном товарном рынке.
Пунктом 1 "Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в РФ", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.02. 1999 г. N 167 (далее Правила), определено понятие нормативов водоотведения или нормативов сброса - это установленные органами местного самоуправления показатели объема и состава сточных вод, разрешенные к приему (сбросу) в системы канализации и обеспечивающие ее нормальное функционирование.
В соответствии с пунктом 61 вышеуказанных Правил нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства.
Пунктом 92 Правил предусмотрена ответственность организации водопроводно-канализационного хозяйства, в том числе за ущерб, причиненный абоненту.
В соответствии с пунктами 2 и 4 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306, нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются уполномоченными органами - органами местного самоуправления.
В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" уполномоченными органами по утверждению нормативов потребления коммунальных услуг являются органы местного самоуправления.
Таким образом, для абонентов Лаишевского муниципального района норматив потребления коммунальных услуг (в том числе и норматив водоотведения) устанавливает исполнительный комитет Лаишевского муниципального района, соответственно для абонентов муниципального образования город Казань - исполнительный комитет муниципального образования город Казань.
Решением антимонопольного органа по делу N 05-218/2010, действия МУП "Водоканал", занимающего доминирующее положение на локальном рынке услуг водоотведения и применяющего для жителей села Песчанные Ковали и села Габишево Лаишевского муниципального района нормативы водоотведения, установленные постановлением руководителя исполнительного комитета муниципального образования город Казани от 04.08.2008 N 4328 (вместо нормативов водоотведения, установленных постановлением исполнительного комитета Лаишевского муниципального района Республики Татарстан от 17.11.2007 N 2142), признаны незаконными по части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в части нарушения порядка определения объемов потребленных коммунальных услуг - услуг водоотведения, путем применения ненадлежащего норматива водоотведения, результатом чего явилось ущемление интересов граждан - потребителей услуг водоотведения на территории Лаишевского муниципального района Республики Татарстан в пределах присоединенных сетей.
Законность и обоснованность решения УФАС по Республике Татарстан по делу N 05-218/2010 подтверждена решением арбитражного суда от 14.10.2010 по делу N А65-18244/2010, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого апелляционного суда от 26.01.2011 г.
Вступившее в законную силу решение арбитражного суда Республики Татарстан от 14.10.2010 г. по делу N А65-18244/2010 имеет преюдициальное значение при рассмотрении настоящего дела, поскольку в основу оспариваемого по настоящему делу постановления УФАС по Республике Татарстан N А05-702/2010 от 15.09.2010 г. об административном правонарушении было положено решение УФАС по Республике Татарстан по делу N 05-218/2010.
В соответствии с ч. 2 ст.69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Административная ответственность за совершение таких действий занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом установлена статьей 14.31 КоАП РФ.
Статьей 14.31 КоАП РФ установлена административная ответственность за совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31.1 настоящего Кодекса, в виде наложения административного штрафа на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.
Для целей применения настоящей главы под выручкой от реализации товаров (работ, услуг) понимается выручка от реализации товаров (работ, услуг), определяемая в соответствии со статьями 248 и 249 Налогового кодекса Российской Федерации.
Таким образом, административный орган обоснованно привлек заявителя к административной ответственности, предусмотренной ст. 14.31 КоАП РФ.
Заявителю назначено административное наказание в виде 8 883 110 руб. штрафа, что составляет одну сотую совокупного размера суммы выручки заявителя от реализации услуг по водоотведению, на рынке водоотведения, распложенном на территории города Казани, Лаишевского и Зеленодольского муниципальных районов Республике Татарстан в пределах присоединенных сетей.
Вместе с тем арбитражный суд первой инстанции сделал правильный вывод в решении о том, что назначенный антимонопольным органом размер штрафа противоречит требованиям законодательства об административных правонарушениях исходя из следующего.
Санкция статьи 14.31 КоАП РФ, предусматривает четкий последовательный механизм определения меры ответственности.
В силу части 4 статьи 3.5 КоАП РФ размер административного штрафа, исчисляемого исходя из суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, не может превышать одну двадцать пятую совокупного размера суммы выручки от реализации всех товаров (работ, услуг) за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявления административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации товаров (работ, услуг) в предшествующем календарном году.
Материалами дела подтверждается, что в рассматриваемом случае в качестве основы для исчисления штрафа антимонопольный орган принял совокупную выручку от реализации услуг по водоотведению за 2009 год, на рынке водоотведения, распложенном на территории города Казани, Лаишевского и Зеленодольского муниципальных районов Республики Татарстан в пределах присоединенных сетей, которая согласно представленной МУП "Водоканал" информации (исх. N 34-08/2961 от 15.06.2010 г.) составила 883 311 000 руб.
Штраф установлен УФАС в размере одной сотой от указанной суммы в размере 8 883 110 руб. на рынке водоотведения, распложенном на территории города Казани, Лаишевского и Зеленодольского муниципальных районов Республики Татарстан в пределах присоединенных сетей.
Из материалов дела следует, что в 2009 г. на рынке водоотведения были установлены разные тарифы для населения и для прочих потребителей, административный орган не учел этого обстоятельства и определил размер штрафа исходя из совокупной выручки заявителя от услуг по водоотведению как для населения, так и для прочих потребителей к которым относится заявитель.
Товарный рынок - это сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами (статья 4 Федерального закона N 135-ФЗ "О защите конкуренции").
Для определения рынка необходимо определить: продуктовые границы, географические (территориальные) границы.
Продуктовые границы товарного рынка - определяются потребительскими свойствами товара (услуги) и формированием товарной группы, рынки которой расцениваются как один товарный рынок. В данном случае, продуктовой границей (товаром/услугой) является услуга по водоотведению для прочих потребителей, поскольку для прочих потребителей был установлен отдельный тариф, отличный от тарифа для населения.
Географические (территориальные) границы товарного рынка - территория, на которой покупатели приобретают или имеют экономическую возможность приобрести товар и не имеют такой возможности за пределами этой территории. Федеральный рынок охватывает территорию Российской Федерации или выходит за ее пределы; межрегиональный рынок охватывает территорию нескольких субъектов РФ; региональный рынок - в границах субъекта РФ; местный или локальный рынок не выходит за границы муниципального образования.
Арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что в данном случае, географической границей товарного рынка водоотведения является территория г. Казани, Лаишевского и Зеленодольского муниципальных районов Республике Татарстан в пределах присоединенных сетей, что подтверждается решением антимонопольного органа по делу N 05-218/2010 и судебным актом по делу N А65-18244/2010.
Из материалов дела следует, что выручка заявителя от реализации услуг по водоотведению в границах товарного рынка г. Казани, Лаишевского и Зеленодольского муниципальных районов Республике Татарстан в пределах присоединенных сетей прочим потребителям составила 322 907 000 руб.
Согласно п.п. 3.3 приказа Федеральной антимонопольной службы от 28.04.2010 г. N 220 "Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке" разные группы приобретателей признаются действующими на разных товарных рынках, если один и тот же продавец на основании признаков, указанных в настоящем пункте, устанавливает (может установить) разные цены на один и тот же товар для разных групп приобретателей.
Рассматриваемый товар может обращаться на одной и той же территории на разных товарных рынках. Такие товарные рынки следует анализировать обособленно. В частности, товар может обращаться на оптовых рынках, на которых продаются партии товара преимущественно для целей последующей перепродажи или профессионального использования, и на розничных рынках, на которых осуществляется продажа единичного количества товара преимущественно для личного использования.
В 2009 г. заявитель осуществлял реализацию услуг по водоотведению на двух разных товарных рынках имеющих общие границы. Один для населения, а второй для прочих потребителей, поскольку были установлены разные тарифы для этих групп потребителей, а поэтому арбитражный суд первой инстанции обоснованно рассчитал штраф, в размере 3 229 070 руб. исходя из выручки заявителя за 2009 г. по оказанию услуг по водоотведению прочим потребителям в размере 322 907 000 руб.
Доводы административного органа о незаконности установления двойного тарифа являются необоснованными, поскольку разные тарифы фактически были установлены в 2009 г., действовали, не признаны незаконными и этот факт не опровергнут административным органом.
Решение арбитражного суда первой инстанции является законным и обоснованным, а поэтому его следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 11 декабря 2012 г. по делу N А65-22197/2010 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
Т.С. Засыпкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-22197/2010
Истец: МУП "Водоканал", г. Казань
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г. Казань
Хронология рассмотрения дела:
31.05.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-3730/13
07.02.2013 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-813/13
11.12.2012 Решение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-22197/10
27.04.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-2837/12
31.01.2012 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-4675/11