Заключение Комитета по вопросам местного самоуправления Государственной Думы Федерального Собрания РФ пятого созыва
на проект федерального закона N 49197-5 "О внесении изменения в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в части обеспечения гарантий прав граждан Российской Федерации на участие в осуществлении территориального общественного самоуправления), внесенный депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Локоть А.Е., Банщиковым М.К.
Проект федерального закона N 49197-5 "О внесении изменения в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", внесенный депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Локоть А.Е., Банщиковым М.К., предусматривает обязанность представительного органа муниципального образования зарегистрировать устав территориального общественного самоуправления в течение 30 дней со дня его поступления в случае отсутствия в муниципальном образовании нормативного правового акта, регулирующего порядок регистрации устава территориального общественного самоуправления. Отказ в регистрации устава территориального общественного самоуправления либо бездействие представительного органа муниципального образования может быть обжаловано в суде.
Согласно части 5 статьи 27 Федерального закона от 06.10.03 N 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) территориальное общественное самоуправление считается учрежденным с момента регистрации устава территориального общественного самоуправления уполномоченным органом местного самоуправления соответствующего поселения. Порядок регистрации устава территориального общественного самоуправления определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования. Таким образом, в пункте 12 законопроекта не учитывается, что регистрация устава территориального общественного самоуправления может определяться также уставом муниципального образования. Следует также отметить, что предложение отнести полномочие по регистрации устава территориального общественного самоуправления к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования не согласуется с частью 5 указанной статьи Федерального закона.
Законопроектом предлагается также дополнить Федеральный закон пунктом 13, в соответствии с которым в случае отсутствия в муниципальном образовании нормативного правового акта, регулирующего порядок организации и осуществления территориального общественного самоуправления, органы территориального общественного самоуправления действуют в соответствии с данным федеральным законом и уставом территориального общественного самоуправления.
Необходимо отметить, что отсутствие в муниципальном образовании нормативного правового акта, регулирующего порядок организации и осуществления территориального общественного самоуправления, не является препятствием для действия органов территориального общественного самоуправления в соответствии с данным федеральным законом и уставом территориального общественного самоуправления.
Кроме того, согласно части 11 статьи 27 Федерального закона порядок организации и осуществления территориального общественного самоуправления определяются уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования. Поэтому в случае отсутствия правового акта по указанному вопросу подлежат применению положения устава муниципального образования. Таким образом предлагаемое авторами законопроекта изменение не учитывает указанную норму части 11 статьи 27 Федерального закона.
Пунктом 3 части 1 статьи 44 Федерального закона установлено, что уставом муниципального образования должны определяться формы, порядок и гарантии участия населения в решении вопросов местного значения, в том числе путем образования органов территориального общественного самоуправления. Таким образом, как представляется, именно в уставах муниципальных образований должны содержаться основные гарантии территориального общественного самоуправления.
Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по вопросам местного самоуправления рекомендует Государственной Думе при рассмотрении в первом чтении отклонить проект федерального закона N 49197-5 "О внесении изменения в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", внесенный депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Локоть А.Е., Банщиковым М.К.
Председатель Комитета |
В.С. Тимченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.