Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 23 октября 2008 г. N вн 2.2-1/3961
по проекту федерального закона N 97705-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" и некоторые законодательные акты Российской Федерации", внесенному депутатом Государственной Думы Н.В. Комаровой
(первое чтение)
Рассмотрев представленный проект федерального закона, сообщаем следующее.
Законопроектом из Федерального закона N 33-ФЗ от 14 марта 1995 года "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - Федеральный закон N 33 - ФЗ) исключается положение, в соответствии с которым особо охраняемые природные территории федерального, регионального и местного значения являются соответственно федеральной собственностью, собственностью субъектов Российской Федерации, собственностью муниципальных образований.
При этом статья 2 закона N 33 - ФЗ дополняется нормой, в соответствии с которой особо охраняемые природные территории федерального, регионального и местного значения находятся соответственно в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности, если иное не установлено федеральными законами. Таким образом допускается на основе иного федерального закона закрепить охраняемые природные территории федерального значения, находящиеся в ведении федеральных органов государственной власти, например, в муниципальной собственности, что, на наш взгляд, требует обоснования.
В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от 23 февраля 1995 года N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" природные лечебные ресурсы, лечебно-оздоровительные местности, а также курорты и их земли являются соответственно особо охраняемыми природными объектами и территориями.
В соответствии со статьей 2 законопроекта предусматривается во второй и третьей зоне округа санитарной (горно-санитарной) охраны предоставление земельных участков в частную собственность для строительства объектов и сооружений, если их размещение не запрещено в указанных зонах в соответствии с федеральным законодательством.
В этой связи обращаем внимание, что в соответствии с пунктом 1 статьи 94 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) к землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим.
Земли особо охраняемых природных территорий относятся к объектам общенационального достояния и могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности (пункт 2 статьи 95 Кодекса).
В случаях, предусмотренных федеральными законами, допустимо включение в земли особо охраняемых природных территорий земельных участков, принадлежащих гражданам и юридическим лицам на праве собственности. При этом в соответствии с пунктом 4 указанной статьи Кодекса земельные участки в границах охранных зон особо охраняемых природных территорий у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются и используются ими с соблюдением установленного для этих земельных участков особого правового режима. Таким образом, Кодекс говорит о возможности включения в границы особо охраняемых территорий земельных участков, ранее предоставленных в собственность, но не о возможности предоставления в собственность земельных участков, уже находящихся в границах особо охраняемой территории. Полагаем, что вопрос о предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, расположенных в границах особо охраняемой территории, требует всестороннего обсуждения, в том числе в части цели предоставления земельных участков, которая определена в проекте чрезвычайно широко - "для строительства объектов и сооружений", т.е. без учета основного назначения особо охраняемых природных территорий.
Замечания юридико-технического характера на 6 листах прилагаются.
Начальник управления |
М.Н. Ласточкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.