Заключение Комитета по вопросам местного самоуправления Государственной Думы Федерального Собрания РФ пятого созыва
по проекту федерального закона N 48137-5 "О внесении изменений в статью 17 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и статью 9 Бюджетного кодекса Российской Федерации", внесенному Московской областной Думой
Комитетом Государственной Думы по вопросам местного самоуправления рассмотрен проект федерального закона N 48137-5 "О внесении изменений в статью 17 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и статью 9 Бюджетного кодекса Российской Федерации", внесенный Московской областной Думой.
Статьей 1 законопроекта предлагается внести изменение в статью 17 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ), дополнив ее положением, устанавливающим, что органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов вправе осуществлять взаимодействие с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе и на договорной основе, для решения общих задач, непосредственно связанных с вопросами местного значения, установленными указанным Федеральным законом, в интересах населения поселений, муниципальных районов, городских округов.
Аргументируется данное предложение тем, что в условиях, когда во многих муниципальных образованиях недостаточно квалифицированных кадров, в том числе в области бюджетных правоотношений, предлагаемая законопроектом возможность осуществления органами местного самоуправления взаимодействия с исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации позволит обеспечить качественную реализацию органами местного самоуправления собственных, в том числе бюджетных, полномочий.
Однако вопрос об оказании органами государственной власти субъектов Российской Федерации помощи органам местного самоуправления в реализации их полномочий, в том числе и бюджетных, в достаточной степени урегулирован федеральным законодательством.
Так, в соответствии с пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ) установлено, что органы государственной власти субъекта Российской Федерации содействуют развитию местного самоуправления на территории субъекта Российской Федерации. Согласно подпункту "д.1" пункта 7 статьи 18 указанного Федерального закона высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) может организовывать взаимодействие органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации с органами местного самоуправления.
Вместе с тем, разделение полномочий между уровнями публичной власти направлено на решение органами власти соответствующего уровня законодательно установленных вопросов в пределах их компетенции. Это положение подтверждено, в частности, постановлениями Конституционного Суда Российской Федерации от 30 ноября 2000 г. N 15-П и от 15 января 1998 г. N 3-П. Так, пунктом 2 постановляющей части решения Конституционного Суда Российской Федерации от 30 ноября 2000 г. N 15-П признана не соответствующей Конституции Российской Федерации передача органам государственной власти полномочий, которые должны осуществляться только органами местного самоуправления или населением муниципального образования самостоятельно.
В целях решения поставленной в законопроекте проблемы могут применяться нормы статьи 15 Федерального закона N 131-ФЗ, которыми предусмотрено право органов местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района.
Статьей 2 законопроекта предлагается дополнить статью 9 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) положением, в соответствии с которым органы местного самоуправления вправе на договорной основе осуществлять взаимодействие с исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в целях эффективного исполнения органами местного самоуправления полномочий по формированию и (или) исполнению местного бюджета.
Однако следует учитывать, что в соответствии со статьями 12 и 132 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно, его органы не входят в систему органов государственной власти и самостоятельно формируют, утверждают и исполняют местный бюджет. Согласно статье 31 Кодекса органы местного самоуправления обязаны самостоятельно осуществлять бюджетный процесс.
Аналогичные положения закреплены статьями 1, 14, 15, 16 и 52 Федерального закона N 131-ФЗ, а также статьей 1 Федерального закона N 184-ФЗ.
Исключительные случаи возможного ограничения бюджетной самостоятельности органов местного самоуправления и, как следствие, временного осуществления органами государственной власти отдельных полномочий органов местного самоуправления установлены статьей 75 Федерального закона N 131-ФЗ и главой 19.1 Кодекса. В этих случаях осуществляется введение временной финансовой администрации в целях восстановления платежеспособности муниципального образования.
Следует также иметь в виду, что ряд положений, предусматривающих взаимодействие органов местного самоуправления и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере бюджетных правоотношений, уже содержатся в Кодексе. Так, в соответствии со статьей 8 Кодекса к полномочиям субъектов Российской Федерации отнесено установление порядка представления в исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации утвержденных местных бюджетов, отчетов об исполнении местных бюджетов и иной бюджетной отчетности; определение порядка установления и исполнения расходных обязательств муниципальных образований, подлежащих исполнению за счет субвенций из бюджета субъекта Российской Федерации; временное осуществление отдельных бюджетных полномочий органов местного самоуправления. Также в соответствии со статьей 215.1 Кодекса по соглашению с исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации полномочия Федерального казначейства по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов муниципальных образований могут быть переданы исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Кроме того, пунктом 4 статьи 9 Кодекса и абзацем вторым части 3 статьи 52 Федерального закона N 131-ФЗ установлена возможность осуществления отдельных бюджетных полномочий финансового органа поселения финансовым органом муниципального района на основе соглашения между местной администрацией поселения и местной администрацией муниципального района. Это право может быть использовано финансовыми органами поселений в случае недостаточности кадровых и материальных ресурсов.
На основании вышеизложенного Комитет по вопросам местного самоуправления не поддерживает данный законопроект.
Председатель Комитета |
В.С. Тимченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.