В Правительстве Российской Федерации рассмотрен представленный проект федерального закона.
Законопроектом предлагается внести изменение в статью 17 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ), дополнив ее положением, устанавливающим, что органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов вправе осуществлять взаимодействие с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе и на договорной основе, для решения общих задач, непосредственно связанных с вопросами местного значения, установленными указанным Федеральным законом, в интересах населения поселений, муниципальных районов, городских округов. Кроме того, законопроектом предлагается дополнить статью 9 Бюджетного кодекса Российской Федерации положением, в соответствии с которым органы местного самоуправления вправе на договорной основе осуществлять взаимодействие с исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в целях эффективного исполнения органами местного самоуправления полномочий по формированию и (или) исполнению местного бюджета.
При рассмотрении предлагаемых законопроектом изменений следует учитывать, что в соответствии со статьями 12 и 132 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно, его органы не входят в систему органов государственной власти и самостоятельно формируют, утверждают и исполняют местный бюджет. Согласно статье 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления обязаны самостоятельно осуществлять бюджетный процесс.
Аналогичные положения закреплены статьями 1, 14, 15, 16 и 52 Федерального закона N 131-ФЗ, а также статьей 1 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ).
В пояснительной записке к законопроекту отмечается, что в условиях, когда во многих муниципальных образованиях недостаточно квалифицированных кадров, в том числе в области бюджетных правоотношений, предлагаемая законопроектом возможность осуществления органами местного самоуправления взаимодействия с исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации позволит обеспечить качественную реализацию органами местного самоуправления собственных, в том числе бюджетных, полномочий.
Однако поднимаемый авторами законопроекта вопрос об оказании органами государственной власти субъектов Российской Федерации помощи органам местного самоуправления в реализации их полномочий, в том числе и бюджетных, в достаточной степени урегулирован федеральным законодательством.
Так, в соответствии с пунктом 3 статьи 1 Федерального закона N 184-ФЗ органы государственной власти субъекта Российской Федерации содействуют развитию местного самоуправления на территории субъекта Российской Федерации. Согласно подпункту "д.1" пункта 7 статьи 18 этого Федерального закона высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) может организовывать взаимодействие органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации с органами местного самоуправления.
Исключительные случаи возможного ограничения бюджетной самостоятельности органов местного самоуправления и, как следствие, временного осуществления органами государственной власти отдельных полномочий органов местного самоуправления установлены статьей 75 Федерального закона N 131-ФЗ и главой 19.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 8 Бюджетного кодекса Российской Федерации к бюджетным полномочиям субъектов Российской Федерации относятся установление порядка представления в исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации утвержденных местных бюджетов, отчетов об исполнении местных бюджетов и иной бюджетной отчетности, установленной федеральными органами государственной власти, а также временное осуществление отдельных бюджетных полномочий органов местного самоуправления.
В статье 15 Федерального закона N 131-ФЗ предусмотрено право органов местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района.
Кроме того, пунктом 4 статьи 9 Бюджетного кодекса Российской Федерации и абзацем вторым части 3 статьи 52 Федерального закона N 131-ФЗ установлена возможность осуществления отдельных бюджетных полномочий финансового органа поселения финансовым органом муниципального района на основе соглашения между местной администрацией поселения и местной администрацией муниципального района. Это право может быть использовано финансовыми органами поселений в случае недостаточности кадровых и иных ресурсов.
На основании изложенного Правительство Российской Федерации не поддерживает представленный законопроект.
Заместитель Председателя |
С. Собянин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Правительства РФ от 9 сентября 2008 г. N 3997п-П16 "Официальный отзыв на проект федерального закона N 48137-5 "О внесении изменений в статью 17 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и статью 9 Бюджетного кодекса Российской Федерации", внесенный Московской областной Думой"
Текст письма официально опубликован не был