г. Самара |
|
07 февраля 2013 г. |
Дело N А55-23801/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена: 04 февраля 2013 г.
Постановление в полном объеме изготовлено: 07 февраля 2013 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Кузнецова В.В.,
судей Засыпкиной Т.С., Холодной С.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Вдовиной И.Е.,
с участием:
от заявителя - Смирнов М.С., доверенность от 12.09.2012 г.,
от ответчика - Аверина Л.В., доверенность от 20.12.2012 г. N 514,
от третьего лица - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "НИКО" на решение Арбитражного суда Самарской области от 04 декабря 2012 г. по делу N А55-23801/2012 (судья Бойко С.А.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "НИКО" (ИНН 6314021370, ОГРН 1036300331880), г. Самара,
к Министерству имущественных отношений Самарской области, г. Самара,
третье лицо - Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, г. Самара,
о признании незаконным отказа,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Нико" (далее заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Министерству имущественных отношений Самарской области (далее ответчик) о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность за выкуп земельного участка, расположенного по адресу: г. Самара, Куйбышевский район, Пугачевский тракт, площадью 1 800 кв.м. кадастровый номер 63:01:0418001:1343, занимаемого мини-рынком, содержащийся в сообщении N 12-1/1142/12 от 01.06.2012 г. и обязать ответчика в течении двух недель после вступления решения в законную силу принять решение о предоставлении заявителю в собственность за выкуп земельного участка, расположенного по адресу: г. Самара, Куйбышевский район, Пугачевский тракт, площадью 1 800 кв.м. кадастровый номер 63:01:0418001:1343, занимаемого мини-рынком, по рыночной цене, определенной в соответствии с Федеральным законом "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и направить заявителю в двухнедельный срок договор купли-продажи.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 04 декабря 2012 г. по делу N А55-23801/2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе заявитель просит отменить решение суда и удовлетворить заявленные требования, считает, что выводы суда в решении не соответствуют обстоятельствам дела.
Ответчик считает, что решение суда является законным и обоснованным и просит оставить его без изменения.
Дело рассмотрено в отсутствие третьего лица, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, выслушав представителей заявителя и ответчика, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, арбитражный апелляционный суд считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 02.03.1993 г. Главой администрации г. Самары издано постановление N 360, которым у КЭУ ПУРВО изъят и предоставлен индивидуальному частному предприятию "Восток-1" в аренду сроком на 3 года земельный участок площадью 1 800 кв.м., фактически занимаемый мини-рынком, расположенный по Пугачевскому тракту в Куйбышевском районе г. Самары.
В дальнейшем между Комитетом по земельным ресурсам и землепользованию г. Самары и ИЧП "Восток-1" заключен договор аренды земельного участка N 41 от 11.03.1993 г. пунктом 6 которого было предусмотрено, что сдача участка в аренду другому лицу либо его передача другому лицу не допускаются.
По договору купли-продажи от 18.04.1997 ИЧП "Восток-1" продало мини-рынок, расположенный на вышеназванном земельном участке ООО "Кэт". Из этого договора следует, что ООО "Кэт" было продано исключительно имущество рынка, некапитальные сооружения, не относящиеся к объектам недвижимости.
Доказательств того, что ООО "Кэт" оформило право аренды на земельный участок площадью 1 800 кв.м. с кадастровым номером 63:01:0418001:1343, на котором расположены временные объекты движимого имущества, принадлежащего ООО "Кэт", уплачивало арендную плату собственнику земельного участка, суду не представлено.
Из материалов дела также следует, что ООО "Кэт" по договору купли-продажи от 01.12.2011 г. продало мини-рынок, расположенный на земельном участке площадью 1 800 кв.м. с кадастровым номером 63:01:0418001:1343 заявителю по настоящему делу ООО "Нико".
Из этого договора следует, что ООО "Нико" было продано исключительно имущество рынка, некапитальные сооружения, не относящиеся к объектам недвижимости.
Согласно заключения ФГУП "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ" N 17/9406 от 20.07.2011 г. мини-рынок, принадлежащий заявителю состоит из временных торговых рядов: лит. 1 общей площадью 19, 3 кв.м., лит. 2 общей площадью 12,7 кв.м., лит. 3 общей площадью 9, 1 кв.м., лит. 6 общей площадью 9, 4 кв.м., расположенных по адресу: Самарская область, г.о. Самара, Куйбышевский район. Пугачевский тракт, б/н.
По состоянию на 18.07.2011 г. выявлено, что по своим техническим характеристикам вышеуказанные объекты не являются объектами капитального строительства. При визуальном обследовании данных объектов установлено отсутствие фундамента.
Также заявителем не представлены доказательств того, что ООО "Нико" оформило право аренды на земельный участок площадью 1 800 кв.м. с кадастровым номером 63:01:0418001:1343, на котором расположены временные объекты движимого имущества, уплачивало арендную плату собственнику земельного участка.
Из кадастровой выписки от 27.10.2011 г. следует, что земельный участок площадью 1 800 кв.м. с кадастровым номером 63:01:0418001:1343 расположенный Самарская область, г. Самара, Куйбышевский район, ул. Пугачевский тракт относится к землям населенных пунктов, площадь ориентировочная, сведения об участке подлежат уточнению при межевании, сведения о регистрации прав отсутствуют.
24.04.2012 г. ООО "Нико" обратилось в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Куйбышевский район, Пугачевский тракт, площадью 1 800 кв.м., кадастровый номер 63:01:0418001:1343, занимаемого мини-рынком.
Сообщением от 01.06.2012 г. N 12-1/1142/12 ответчик отказал заявителю в предоставлении земельного участка в собственность, со ссылкой на статью 22 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 34, 57 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статью 250 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункт 1 статьи 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
При этом ответчик указал на то, что у заявителя в собственности находятся объекты временные, не относящиеся к объектам недвижимости, что земельный участок может быть продан в этом случае только исключительно в порядке, предусмотренном гражданским законодательством при наличии волеизъявления собственника земельного участка на отчуждение земельного участка.
Собственник земельного участка считает нецелесообразной продажу испрашиваемого земельного участка, поскольку предоставление испрашиваемого земельного участка в собственность под размещение временных объектов противоречит принципу устойчивости развития территории, лишает собственника доходов, являющихся стабильным источником формирования бюджета Самарской области, от сдачи имущества - земельного участка в аренду.
В соответствии со статьями 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для признания незаконными решений (действий, бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия являются несоответствие оспариваемых решений (действий, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение данными решениями (действиями, бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, за исключением указанных в пункте 4 статьи 27 настоящего Кодекса, могут быть предоставлены их собственниками в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.
Пунктом 8 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что при продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендатор данного земельного участка имеет преимущественное право его покупки в порядке, установленном гражданским законодательством для случаев продажи доли в праве общей собственности постороннему лицу, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 1 статьи 36 настоящего Кодекса.
Пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Заявитель не имеет в собственности здании, строений, сооружений, т.е. объектов недвижимости, которые поименованы в пункте 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, также заявитель не является арендатором земельного участка и не имеет преимущественного права на покупку земельного участка в случае его продажи собственником.
Согласно пункту 1 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
Пунктом 2 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату.
Статья 29 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 2 статьи 10 Закона Самарской области от 11.03.2005 N 94-ГД "О земле" юридические лица, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в соответствующий уполномоченный на управление и распоряжение земельными участками орган исполнительной власти Самарской области или орган местного самоуправления.
В указанном в части 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю (часть 3 указанной статьи).
Орган местного самоуправления на основании указанного в части 2 настоящей статьи заявления либо обращения уполномоченного на управление и распоряжение земельными участками органа исполнительной власти Самарской области с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" (часть 4 указанной статьи).
Уполномоченный на управление и распоряжение земельными участками орган исполнительной власти Самарской области или орган местного самоуправления в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в части 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка (часть 5 указанной статьи).
Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в части 5 настоящей статьи решения (часть 5 указанной статьи).
Согласно Постановления Правительства Самарской области от 13.06.2006 N 67 "Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара" полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, а также земельными участками, необходимыми для установки временных объектов, не предусматривающих наличие фундамента и не являющихся объектами недвижимого имущества, возложены на Министерство имущественных отношений Самарской области.
В соответствии с требованиями статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74 был утвержден Порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством (далее - Порядок).
Согласно п. 2.1 Порядка граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, подают в Министерство заявление о предоставлении земельного участка по форме, указанной в приложении N 1 к настоящему Порядку.
К заявлению, указанному в п. 2.1 настоящего Порядка, прилагаются документы, указанные в приложении N 2 к настоящему Порядку. Документы должны быть надлежащим образом оформлены.
В соответствии с п.2.3 Порядка, Министерство не позднее следующего дня с даты поступления документов, указанных в пунктах 2.1 и 2.2 Порядка, проводит их проверку на соответствие установленным требованиям. Несоблюдение установленных требований является основанием для возвращения заявления о предоставлении земельного участка со всеми прилагаемыми документами заявителю.
По общему правилу, в целях соблюдения публичных интересов, предоставление земельных участков осуществляется на аукционе с соблюдением требований, установленных пунктами 2.7, 2.9 - 2.13 Порядка.
Предоставление земель, находящихся в государственной собственности гражданам и юридическим лицам для целей ведения хозяйственной деятельности является публичным полномочием, реализация которого не может ставиться в зависимость от желания (нежелания) органа, его осуществляющего.
Ни вышеназванный Порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, ни Закон Самарской области от 11.03.2005 N 94-ГД "О земле", ни Земельный кодекс Российской Федерации не предусматривают в качестве основания для отказа в предоставлении земельного участка нецелесообразность, а также противоречие принципу устойчивости развития территории.
При таких обстоятельствах арбитражный суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что отказ ответчика в предоставлении заявителю испрашиваемого земельного участка, по мотивам, изложенным в сообщении 01.06.2012 г. N 12-1/1142/12 не соответствует вышеперечисленным нормативным актам.
Вместе с тем, обязательным условием для принятия судом решения о признании незаконным решения государственных органов является помимо несоответствия обжалуемого решения закону или иному нормативному правовому акту, также нарушение этим решением прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.
В пункте 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что красные линии - это линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Следовательно, красные линии отделяют территории общего пользования, которыми могут беспрепятственно пользоваться неограниченный круг лиц (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, скверы, бульвары) от других территорий, которые находятся или могут находиться в собственности юридических и физических лиц.
В силу части 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
В пункте 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Согласно пункту 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" при разрешении споров, связанных с переоформлением юридическими лицами по их желанию права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды или с приобретением их в собственность на основании правил статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, суды оценивают доводы исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления о невозможности продажи спорного земельного участка в связи с его ограничением в обороте, запретом приватизации, установленным федеральным законом, либо по причине его резервирования для государственных или муниципальных нужд на основе нормативных правовых актов органов государственной власти о резервировании, использования его для других целей (государственных или публичных нужд).
Из имеющегося в материалах дела сообщения департамента строительства и архитектуры городского округа Самара от 15.08.2012 г. N Д05-01-01/8183-0-1, усматривается, что часть спорного земельного участка расположена в границах красных линий и относится к территории общего пользования, т.е. в силу пункта 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации не подлежит приватизации.
Поскольку испрашиваемый земельный участок объективно не может быть предоставлен заявителю в собственность, оспариваемый отказ, хотя формально и не соответствует требованиям закона, однако, не может нарушать права и законные интересы заявителя.
Ссылка заявителя на пункт 3.1 Порядка предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74 в данном случае является необоснованной, поскольку земельный участок относящийся к территории общего пользования не может быть передан заявителю в собственность ни при каких условиях.
С учетом изложенного, основания для удовлетворения заявленных требований у суда не имеется.
Решение арбитражного суда первой инстанции является законным и обоснованным, а поэтому его следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 04 декабря 2012 г. по делу N А55-23801/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
Т.С. Засыпкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-23801/2012
Истец: ООО "Нико"
Ответчик: Министерство имущественных отношений Самарской области
Третье лицо: Куйбышевский районный суд г. Самары, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области
Хронология рассмотрения дела:
15.12.2014 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-16999/14
07.10.2014 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-23801/12
20.05.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-6307/13
29.01.2014 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-22639/13
30.12.2013 Определение Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-22522/13
28.10.2013 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-23801/12
20.08.2013 Определение Арбитражного суда Самарской области N А55-23801/12
11.06.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-3893/13
07.02.2013 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-252/13
04.12.2012 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-23801/12