Заключение Комитета Государственной Думы по охране здоровья
на проект федерального закона N 48655-5 "О внесении изменений в статьи 24 и 38 Федерального закона "О рекламе" (в части рекламы медицинских услуг) - внесен депутатами Государственной Думы Е.Б. Мизулиной, Н.Н. Карпович, В.А. Пехтиным, С.В. Железняк, Н.Ф. Герасименко, С.И. Колесниковым, А.М. Чухраевым, А.В. Бедновым, Н.А. Останиной, К.А. Лукьяновой
Досье на проект федерального закона
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 20.05.2008 года (выписка из протокола N 31, п. 86) Комитет Государственной Думы по охране здоровья (соисполнитель) рассмотрел проект федерального закона N 48655-5 "О внесении изменений в статьи 24 и 38 Федерального закона "О рекламе" и отмечает следующее.
Законопроект направлен на защиту несовершеннолетних от рекламы медицинских услуг по искусственному прерыванию беременности. Аборты приводят к нарушению естественных физиологических процессов здорового организма и могут принести вред репродуктивному здоровью женщины, особенно несовершеннолетней.
Законопроектом предлагается:
1) исключить возможности обращения рекламы абортов к несовершеннолетним;
2) ввести запрет на распространение рекламы медицинских услуг по искусственному прерыванию беременности, в частности, в теле- и радиопрограммах, при кино- и видеообслуживании, на всех видах транспортных средств, на первой и последних полосах газет, а также на первой и последней страницах и обложках журналов, в предназначенных для несовершеннолетних печатных изданиях, аудио- и видеопродукции, в детских, образовательных учреждениях, санаторно-курортных, оздоровительных организациях, в физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружениях;
3) установить ответственность рекламораспространителя за нарушение установленных ограничений по месту размещения рекламы абортов.
К законопроекту имеется ряд замечаний и предложений.
По смыслу абзаца 2 пункта 1 статьи 1 законопроекта реклама медицинских услуг по искусственному прерыванию беременности не должна обращаться к несовершеннолетним. Полагаем, что такая формулировка требует уточнения, поскольку это не согласуется ни с практикой рекламы таких услуг, ни с практикой оказания самих услуг.
Предлагаемые законопроектом ограничения к местам распространения рекламы медицинских услуг по искусственному прерыванию беременности затрагивают большинство мест возможного распространения рекламы. Поэтому считаем целесообразным установить, что реклама медицинских услуг по искусственному прерыванию беременности допускается только в газетах и журналах, кроме первой и последней полосы газет, первой и последней страниц и обложек журналов.
Законодательство Российской Федерации не содержит понятия "первородящая женщина", что затруднит применение новой нормы на практике.
Комитет Государственной Думы по охране здоровья поддерживает концепцию законопроекта N 48655-5, направленного на установление дополнительных ограничений к рекламе услуг по искусственному прерыванию беременности, и предлагает учесть высказанные замечания при доработке ко второму чтению.
Заключение утверждено на заседании Комитета Государственной Думы по охране здоровья 16 октября 2008 года (протокол N 26).
Председатель Комитета |
О.Г. Борзова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.