Заключение Комитета по строительству и земельным отношениям Государственной Думы Федерального Собрания РФ пятого созыва от 9 октября 2008 г. к N 20, п. 1.5
по проекту федерального закона N 53688-5 "О внесении изменения в статью 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации" (в части уточнения случаев предоставления земельных участков для жилищного строительства) (внесен Верховным Советом Республики Хакасия)
Комитет Государственной Думы по строительству и земельным отношениям рассмотрел проект федерального закона N 53688-5 "О внесении изменения в статью 30 Земельного кодекса Российской Федерации" (в части уточнения случаев предоставления земельных участков для жилищного строительства), внесенный Верховным Советом Республики Хакасия (далее - законопроект), и сообщает следующее.
Законопроектом предлагается внести изменения в статью 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации и предусмотреть, что земельные участки для жилищного строительства предоставляются в собственность или аренду без проведения аукциона в случае, если физическое или юридическое лицо имеет в собственности или на праве аренды не менее площади земельного участка, необходимого под жилищное строительство согласно генеральному плану застройки.
В пояснительной записке к законопроекту целесообразность его принятия обосновывается случаями, когда застройщику для осуществления жилищного строительства необходимы дополнительные земельные участки для строительства соответствующей инфраструктуры, но, при этом, "требуемый земельный участок может быть настолько мал, что не может выделяться как самостоятельный земельный участок".
Вместе с тем, если недостающая площадь земельного участка не может быть образована как самостоятельный земельный участок, то невозможным является не только проведение аукциона, но и принятие решения о предоставлении такой части земельного участка на каком-либо праве, так как Гражданский и Земельный кодексы Российской Федерации не допускают возможности приобретения прав на часть земельного участка.
Также следует отметить, что предоставление в указанных случаях земельного участка без проведения аукциона является введением необоснованных преференций и, соответственно, противоречит концепции Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 38.1 Земельного кодекса Российской Федерации аукцион по продаже земельного участка либо права на заключение договора аренды земельного участка для жилищного строительства проводится только в отношении земельного участка, прошедшего государственный кадастровый учет, в случае, если определены разрешенное использование такого земельного участка, основанные на результатах инженерных изысканий параметры разрешенного строительства объекта капитального строительства, а также технические условия подключения такого объекта к сетям инженерно-технического обеспечения и плата за подключение. Таким образом, вопросы определения размера земельного участка, необходимого для осуществления строительства многоквартирного дома и соответствующей инфраструктуры, должны решаться на первоначальной стадии предоставлении такого земельного участка - перед проведением аукциона.
В дополнение следует отметить, что понятие "генеральный план застройки", по которому в законопроекте предлагается определять обоснованность получения дополнительных земельных участков без аукциона отсутствует в законодательстве Российской Федерации.
Учитывая вышеизложенное, Комитет Государственной Думы по строительству и земельным отношениям не поддерживает проект федерального закона N 53688-5 "О внесении изменения в статью 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации" и рекомендует Государственной Думе отклонить его при рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
М.Л. Шаккум |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.