Пояснительная записка
к проекту федерального закона "Об использовании альтернативных видов моторного топлива"
Досье на проект федерального закона
Указанный проект федерального закона подготовлен с учетом положений Модельного закона, принятого Межпарламентской Ассамблеей СНГ и направленного в парламенты стран Содружества для использования в национальном законодательстве (протокол МПА СНГ от 15.11.03 N 22-10).
Законопроект корреспондируются с ратифицированным Федеральным Собранием Российской Федерацией Киотским протоколом и Рамочной конвенцией ООН об изменении климата, а также с итоговыми документами, принятыми на саммите "Большой восьмерки" в Санкт-Петербурге. В их числе план действий "Энергетическая безопасность", предусматривающий увеличение использования компримированного и сжиженного природного, сжиженного нефтяного газа и синтетических видов жидкого топлива на транспорте и продолжение работ по проекту "Голубой коридор" ЕЭК ООН (транспортные средства на природном газе);
Необходимо указать также поручение Президента Российской Федерации В.В. Путина "О стимулировании широкомасштабного перевода сельскохозяйственной техники на газомоторное топливо" (N Пр-1686 ГС от 18.10.04), поручение первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева "О необходимости развития рынка газомоторного топлива" (ДМ-П9-5169 от 02.11.06); резолюцию ЕЭК ООН от 12 декабря 2001 г., предусматривающую перевод к 2020 году 23% автомобилей парка стран Европы на альтернативные виды моторного топлива, в том числе на природный газ - 10% (23,5 млн. единиц), на биогаз 8% (18,8 млн. единиц) и на водород 5% (11,7 млн. ед.).
Принятие закона будет способствовать реализации "Целевой комплексной программы развития газозаправочной сети и парка техники, работающей на природном газе на 2007-2015 годы", разработанной ОАО "Газпром" в 2007 году.
Законопроект нацелен на решение двуединой задачи.
Использование альтернативных, экологически более чистых видов моторного топлива (компримированного и сжиженного природного газа - метана, сжиженного углеводородного газа - пропан-бутановые смеси, диметилэфира, водорода, биогаза и других его видов) - это, прежде всего, сохранение здоровья граждан и окружающей среды России на основе повышения экологической безопасности транспортных и других средств, имеющих двигатели внутреннего сгорания.
В настоящее время в России основными альтернативными видами моторного топлива являются компримированный природный газ и пропан-бутан, которые используются в основном на автомобильном транспорте.
Отработавшие газы двигателей внутреннего сгорания, использующих природный газ, по наиболее вредным компонентам в 1,5 - 5 раз менее опасны, чем выхлопы двигателей, работающих на традиционных моторных топливах. Его использование сокращает выбросы парниковых газов транспортными средствами более чем на 25 процентов.
Не менее важная цель законопроекта - это достижение долгосрочной обеспеченности Российской Федерации в невозобновляемых, ископаемых энергоносителях.
В Российской Федерации имеются достаточно благоприятные условия для газификации транспортных и других средств, прежде всего за счет использования природного газа. Его запасы составляют 32% от мировых и дают возможность рассматривать его как надежный энергоресурс. Единая система газоснабжения обеспечивает подачу природного газа более чем в 20 тыс. населенных пунктов России, в том числе в 700 городов, автотранспорт которых является потенциальным потребителем этого вида моторного топлива.
Однако использование альтернативных видов моторного топлива в России остается незначительным и эффект от их применения в масштабах государственной экономики малозаметен.
Одной из основных причин является отсутствие законодательной базы, регулирующей и стимулирующей использование альтернативных видов моторного топлива.
Действующее в настоящее время постановление Правительства Российской Федерации от 15.01.93 г. N 31 "О неотложных мерах по расширению замещения моторных топлив природным газом" не достаточно эффективно влияет на развитие этого сегмента экономики России.
Как показывает мировая практика, практически всеми странами в период внедрения альтернативных видов моторного топлива приняты пакеты законодательных актов, стимулирующие и регулирующие их использование.
Представляемый законопроект нацелен на создание условий, позволяющих увеличивать парк автотранспортных и других средств, работающих на альтернативных видах моторного топлива, развивать сеть заправочных станций, сопутствующую инфраструктуру.
Масштабное использование природного газа в качестве моторного топлива позволит существенно уменьшить экологический ущерб.
Расчет, проведенный в соответствии с Методикой ФГУП "НАМИ" ("Сборник научных трудов НАМИ", "Экология двигателя и автомобиля" стр. 3-11, г. Москва, 1998 год), показывают, что предотвращенный экологический ущерб только от 100 тыс. единиц автомобилей, переведенных на использование в качестве моторного топлива природного газа, за шесть лет составит около 5 млрд. рублей.
По имеющейся информации, принятие настоящего закона Российской Федерации будет способствовать принятию аналогичных законодательных актов в субъектах Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "Об использовании альтернативных видов моторного топлива"
Принятие и реализация Федерального закона "Об использовании альтернативных видов моторного топлива" не потребует дополнительных затрат из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Перечень законодательных актов, подлежащих признанию утратившими силу, изменению и дополнению в связи с принятием Федерального закона "Об использовании альтернативных видов моторного топлива"
Принятие Федерального закона "Об использовании альтернативных видов моторного топлива" не потребует внесения в законодательные акты изменений и дополнений, а также признания их утратившими силу.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.