Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О примирительной процедуре с участием посредника (медиация)"
Медиация изначально получила свое развитие в Соединенных Штатах Америки, в Великобритании, Австрии примерно с середины 20 века. Затем она стала широко применяться и в других странах Европы. Сегодня медиацию, как современный способ разрешения споров, используют уже повсеместно. В России медиация также стала применяться, и уже создаются соответствующие структуры, которые оказывают услуги по урегулированию споров с использованием специалистов-посредников.
Медиация - один из видов посредничества, представляющий собой деятельность специалиста по урегулированию споров в рамках переговоров спорящих сторон в целях заключения между ними мирового соглашения.
Проект федерального закона "О примирительной процедуре с участием посредника (медиация)" направлен на установление правового регулирования отношений, связанных с осуществлением альтернативного способа разрешения экономических споров - примирительной процедуры с участием посредника (медиации) и призван содействовать урегулированию споров путем проведения примирительных процедур, направленных на достижение соглашения между сторонами и способствующих поддержанию делового сотрудничества, гармонизации социальных отношений и формированию этики делового оборота.
Как свидетельствует опыт других государств по успешному применению посредничества, для более эффективного развития этого института необходимо законодательное закрепление целого ряда вопросов и установление определенных гарантий от злоупотреблений в этой сфере. В частности, требуется регламентация видов споров, которые могут быть переданы для урегулирования посреднику, требования, предъявляемые к посреднику, гарантии независимости и беспристрастности посредника, юридическая сила соглашения, достигнутого сторонами в ходе посредничества и т.п. Все эти вопросы должны быть взаимоувязаны с действующим законодательством Российской Федерации.
Проект федерального закона разработан с учетом Типового закона "О международной коммерческой согласительной процедуре", принятого Комиссией ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ) и одобренного Генеральной Ассамблеей ООН в 2002 году. Принятие данного Типового закона было обусловлено расширением практики применения согласительных процедур в различных частях мира и потребностями унификации на международном уровне положений, связанных с их использованием в урегулировании споров, возникающих в сфере внешнеэкономической деятельности.
Термин "примирительная процедура с участием посредника" в наибольшей степени соответствует отечественным правовым традициям и современному законодательству. Примирение с участием посредника было известно еще древнему русскому праву. В Арбитражном процессуальном кодексе Российской Федерации содержится указание на возможность обращения к посреднику с целью урегулирования спора. Кроме того, арбитражное процессуальное законодательство использует термин "примирительные процедуры" (глава 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации называется "Примирительные процедуры. Мировое соглашение"). Часть 2 статьи 138 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации указывает, что стороны могут урегулировать спор, заключив мировое соглашение или используя другие примирительные процедуры. Следовательно, примирительные процедуры могут быть различными (в том числе с участием посредника или без него). В связи с этим обозначение "примирительная процедура с участием посредника" представляется наиболее точным для понимания предмета правового регулирования представленного законопроекта. Оно отражает суть процедуры и позволяет отграничить ее от других возможных процедур урегулирования споров.
Использование в скобках термина "медиация" означает краткое понятие указанной процедуры. Это дает возможность взаимозаменяемости данных терминов на практике и будет способствовать постепенному внедрению термина в его позитивном значении в правосознание и в практику цивилизованного урегулирования конфликтов.
Основная идея законопроекта заключается в том, что медиация основана на взаимном волеизъявлении сторон. Большинство положений законопроекта носят диспозитивный характер.
Наиболее важным в урегулировании споров признается вопрос о конфиденциальности самой процедуры. Именно с ним связывается возможность обеспечения правовых гарантий для успешного функционирования данного института, защиты прав и интересов участников посреднической процедуры.
Кроме всего прочего развитие медиации позволит разгрузить суды, так как медиацию относят к альтернативным по отношению к судебным методам разрешения споров (хотя данная процедура в последнее время уже стала использоваться и в рамках судебного разбирательства), а законопроект предусматривает возможность применения примирительной процедуры до или вместо обращения в арбитражный или третейский суд.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О примирительной процедуре с участием посредника (медиация)"
Принятие проекта федерального закона "О примирительной процедуре с участием посредника (медиация)" потребует внесение изменений и дополнений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (глава 52).
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О примирительной процедуре с участием посредника (медиация)"
Принятие и реализация Федерального закона "О примирительной процедуре с участием посредника (медиация) не потребует дополнительных затрат за счет средств федерального бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.