В Правительстве Российской Федерации рассмотрен указанный проект федерального закона.
Проект направлен на установление правового регулирования споров с участием посредника (медиации) и призван содействовать достижению соглашений между сторонами.
Законопроект разработан на основе Типового закона "О международной коммерческой согласительной процедуре", принятого Комиссией Организации Объединенных Наций по праву международной торговли и одобренного Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 19 ноября 2002 г.
В соответствии с положениями статьи 2 проекта его действие распространяется на отношения по урегулированию споров, вытекающих из осуществления экономической и иной предпринимательской деятельности, а также гражданских, трудовых, семейных и иных отношений. В связи с этим положения проекта следует согласовать с положениями иных законодательных актов Российской Федерации, предусматривающих возможность альтернативного порядка разрешения споров, а именно с Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, Трудовым кодексом Российской Федерации.
Предусмотренное статьей 6 проекта возложение на районные и арбитражные суды субъектов Российской Федерации обязанности по ведению списков организаций, обеспечивающих проведение примирительных процедур, требует согласования с положениями Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" и Закона РСФСР от 8 июля 1981 г. "О судоустройстве РСФСР".
Части 4 и 5 статьи 14 проекта предусматривают предоставление лицам, участвующим в проведении примирительных процедур, свидетельского иммунитета в отношении сведений, ставших им известными при выполнении обязанностей посредника, а также установления особого порядка проведения оперативно-разыскных мероприятий и следственных действий в отношении названных в статье лиц. При этом следует отметить, что применение положений законопроекта, которыми вводятся указанные новеллы, невозможно без внесения изменений в другие законодательные акты, в частности в процессуальное законодательство Российской Федерации.
В законопроекте необходимо отразить такой важный принцип медиации, как автономия сторон. Отсутствие какого-либо влияния на сторону спора, невозможность принуждения к действиям, даже в целях решения конфликта является основой примирительных процедур. Вместе с тем реализация этого принципа не должна затрагивать обязанности сторон раскрыть доказательства.
Необходимо также расширить и конкретизировать положения проекта, где речь идет об организациях обеспечивающих проведение примирительных процедур, принципах формирования такими организациями списков посредников, а также взаимоотношениях между организациями и посредниками, с одной стороны, и между организациями и сторонами спора, с другой.
Реализация проекта может повлечь финансовые обязательства, связанные с защитой материальных интересов лиц и организаций, участвующих в проведении примирительной процедуры, с учетом фактически затраченного времени, материально-технического оснащения, обеспечения служебными помещениями и их последующего содержания. В этой связи представляется целесообразным как в самом тексте проекта, так и в финансово-экономическом обосновании отразить вопрос финансового обеспечения деятельности посредников и организаций, обеспечивающих проведение примирительной процедуры.
В связи с изложенным Правительство Российской Федерации поддерживает принятие данного законопроекта при условии учета высказанных замечаний и предложений до рассмотрения в первом чтении.
Заместитель |
А. Жуков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Правительства РФ от 27 июля 2007 г. N 3176п-П4 "Официальный отзыв на проект федерального закона N 374014-4 "О примирительной процедуре с участием посредника (медиации)", внесенный членом Совета Федерации Ю.А. Шарандиным, депутатами Государственной Думы В.Н. Плигиным, П.В. Крашенинниковым"
Текст письма официально опубликован не был