Заключение Комитета по вопросам местного самоуправления Государственной Думы Федерального Собрания РФ пятого созыва
на проект федерального закона N 84304-5 "О внесении изменения в статью 44 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в части исключения опубликования проекта муниципального правового акта в случае приведения перечня вопросов местного значения и полномочий по их решению в соответствие с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами), внесенный Государственным Собранием - Эл Курултай Республики Алтай
Указанный законопроект посвящен правовому регулированию того же вопроса, что и проект федерального закона N 56909-5 "О внесении изменения в статью 44 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", внесенный Законодательной Думой Хабаровского края.
Указанные законопроекты являются альтернативными, и должны в соответствии с частью 3 статьи 119 Регламента Государственной Думы рассматриваться совместно.
В указанных законопроектах предлагается внести изменение в часть 4 статьи 44 Федерального закона N 131-ФЗ, обязывающую органы местного самоуправления не менее чем за 30 дней опубликовать проект устава (проект нормативного акта о внесении изменений в устав) с тем, чтобы в случае приведения устава муниципального образования в соответствие с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами можно было бы не выполнять указанное предписание части 4 статьи 44 Федерального закона N 131-Ф3.
Авторы законопроекта обосновывают необходимость принятия законопроекта тем, что в результате сохранения указанного предписания части 4 статьи 44 в то время, как в статье 28 указанного Федерального закона (Федеральным законом N 230-ФЗ) исключена обязательность проведения публичных слушаний в указанных случаях, органы местного самоуправления получают отказ в регистрации изменений устава связи с несоблюдением требований об обязательном официальном опубликовании (обнародовании) этих изменений в срок не менее чем за 30 дней до дня проведения заседания представительного органа местного самоуправления.
Однако при этом авторами законопроекта не учитывается, что норма части 4 статьи 44 Федерального закона N 131-ФЗ не связана с нормой статьи 28 о проведении публичных слушаний.
Комитет Государственной Думы по вопросам местного самоуправления полагает, что внесение предлагаемых изменений ограничит права граждан на правотворческую инициативу, закрепленную в статье 26 Федерального закона N 131-ФЗ, и права граждан на участие в обсуждении проектов муниципальных нормативных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований.
Авторы законопроекта также не учитывают, что изменения в устав в целях приведения закрепляемых в уставе вопросов местного значения и полномочий по их решению в соответствие с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами могут быть осуществлены множеством способов и возможность участия граждан и объединений граждан в обсуждении различных вариантов и внесение своих предложений, является формой непосредственного участия граждан в управлении делами государства и осуществления гражданами местного самоуправления в различных формах прямого волеизъявления (статьи 32 и 130 Конституции Российской Федерации).
На основании изложенного Комитет Государственной Думы по вопросам местного самоуправления не поддерживает принятие указанного законопроекта и рекомендует Государственной Думе его отклонить.
Председатель Комитета |
B.C. Тимченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.